судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Черкуновой Л.В.
судей - Лазаревой М.А. и Набок Л.А.
при секретаре - Крайковой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Грицаева В.В. на решение Октябрьского районного суда г.Самары от 29 апреля 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования Грицаева В.В. к ГУ МВД России по Самарской области - оставить без удовлетворения ".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Лазаревой М.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Грицаев В.В. обратился в Сызранский городской суд Самарской области к МУ МВД РФ "Сызранское" с исковыми требованиями о признании незаконным отказа МУ МВД РФ "Сызранское" в оформлении ему пенсии по выслуге лет, обязании МУ МВД РФ "Сызранское" включить в стаж государственной службы период прохождения им военной службы по призыву в льготном исчислении.
В обоснование исковых требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в отдел кадров МУ МВД РФ "Сызранское" с заявлением о начислении ему пенсии. ДД.ММ.ГГГГ ему был дан ответ об отказе в назначении пенсии на основании п. "а" ст. 13 Закона "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в связи с отсутствием у него требуемой выслуги 20 лет. Согласно расчету ответчика, его выслуга составляет 19 лет 02 месяца 03 дня, из которых: 17 лет 08 месяцев 16 дней - служба в органах МВД России с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и 1 год 5 месяцев 17 дней - военная служба по призыву за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, рассчитанная как один день военной службы за один день государственной службы. Полагает, что время нахождения на срочной службе по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, должно быть включено в его стаж государственной службы в льготном порядке (один день военной службы за два дня работы), в связи с чем, на дату увольнения из органов МВД его стаж службы составил 20 лет 07 месяцев 20 дней.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Грицаев В.В. просил суд признать незаконным отказ МУ МВД РФ "Сызранское" в оформлении ему пенсии по выслуге лет, обязать МУ МВД РФ "Сызранское" включить в стаж государственной службы период прохождения им военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении из расчета один день военной службы за два дня работы.
Определениями Сызранского городского суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ответчика МУ МВД РФ "Сызранское" на надлежащего ответчика Главное управление МВД России по Самарской области, дело передано на рассмотрение по подсудности в Октябрьский районный суд г. Самары.
При рассмотрении дела Октябрьским районным судом г.Самары, Грицаев В.В. свои исковые требования поддержал.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Грицаев В.В. просит решение суда отменить и вынести новое решение. Считает, что решение принято с существенным нарушением норм материального права. Указал, что воинское звание "рядовой" относится к такому составу военнослужащих, как "солдаты". Таким образом, на него распространяется действие ФЗ N76 ФЗ от 27.05.1998г. "О статусе военнослужащих", ч.3 ст.10 которого устанавливает, что время нахождения гражданина военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного военнослужащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву - один день военной службы за два дня работы.
В заседании суда апелляционной инстанции Грицаев В.В. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ГУ МВД России по Самарской области по доверенности Вдовина С.Н., просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, выслушав объяснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.
В силу ст. 39 Конституции РФ государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Грицаев В.В. обратился в МУ МВД России "Сызранское" с заявлением о включении в стаж периода службы в Вооруженных Силах РФ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении один день военной службы по призыву за два дня работы, перерасчете выслуги лет, назначении пенсии по выслуге лет.
Ответом N от ДД.ММ.ГГГГ МУ МВД России "Сызранское" ему отказано в оформлении пенсии по выслуге лет в связи с отсутствием требуемой выслуги 20 лет. Выслуга лет Грицаева В.В. согласно расчету МУ МВД России "Сызранское" составила 19 лет 02 месяца 03 дня. В расчет выслуги лет Грицаева В.В. период службы в Вооруженных Силах РФ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был включен в календарном порядке, со ссылкой на п.5 Постановления Совета Министров Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N.
В соответствии со ст.10 Федерального закона от 27.05.2003 N58-ФЗ, федеральный государственный служащий - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.
Статьей 25 Закона РФ "О полиции" от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ, действовавшего на момент увольнения Грицаева В.В. предусмотрено, что сотрудником полиции является гражданин Российской Федерации, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание, предусмотренное статьей 26 настоящего Федерального закона.
Нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации - соответствующий субъект Российской Федерации, работодателем сотрудника органов внутренних дел является Министерство внутренних дел Российской Федерации в лице начальника соответствующего органа внутренних дел, уполномоченного министром внутренних дел Российской Федерации.
Суд правильно указал, что обязательным условием назначения пенсии государственному служащему, достигшему предельного возраста пребывания на службе, является то обстоятельство, что на момент освобождения от должности он имел право на трудовую пенсию по старости (инвалидности), а также стаж государственной гражданской службы не менее 15 лет и непосредственно перед увольнением замещал должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 28.04.2003 N247 "Об организации назначения, перерасчета размера, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим, ежемесячных доплат к пенсиям отдельным категориям граждан" предусмотрено, что назначение федеральным государственным служащим пенсии за выслугу лет и перерасчет ее размера осуществляются Пенсионным фондом РФ.
Пунктом 6 раздела 3 Правил, утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития от 30.07.2003 N44 установлено, что заявление о назначении
пенсии рассматривает кадровая служба федерального органа, в котором федеральный
служащий замещал должность федеральной службы перед увольнением. Представление о
назначении пенсии за выслугу лет, при соблюдении всех установленных условий,
утверждается руководителем федерального органа, в котором федеральный служащий
замещал должность перед увольнением.
Прием документов для назначения пенсии за выслугу лет от федеральных органов осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации, который на основании документов, подтверждающих стаж государственной службы, принимает решение о назначении государственному служащему пенсии за выслугу лет, либо об отказе в ее назначении.
В связи с изложенным, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение государственных служащих, является Пенсионный фонд Российской Федерации, а не Министерство внутренних дел Российской Федерации, кроме того, ГУ МВД России по Самарской области не является органом, уполномоченным разрешать вопрос о назначении Грицаеву В.В. пенсии за выслугу лет, как государственному служащему.
Кроме того, для сотрудников органов внутренних дел предусмотрен иной, льготный порядок исчисления и назначения пенсии.
Начисление и выплата пенсии сотрудникам органов внутренних дел производится по нормам и в порядке, закрепленном Законом от 12.02.1993 N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии со ст.13 Закона N4468-1 пенсия за выслугу лет назначается независимо от возраста при наличии на день увольнения со службы выслуги на военной и (или) правоохранительной службе 20 лет и более, вместе с тем, такая пенсия может быть назначена и лицам, не имеющим полной выслуги, если они уволены со службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, либо в связи с организационно-штатными мероприятиями, достигшим на день увольнения 45-летнего возраста и имеющим общий трудовой стаж не менее 25 календарных лет, из которых не менее 12 лет и шести месяцев составляет военная служба и (или) правоохранительная служба.
Согласно ст. 1 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением ВС РФ от 23.12.2004 N4202-1, сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, которым, в установленном настоящим Положением порядке, присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, следовательно, по своему содержанию термин "служба" включает в себя только периоды нахождения на должностях, имеющих специальные звания.
В силу ст. 63 Положения о службе в выслугу лет сотрудникам органов внутренних дел засчитывается время учебы на очных отделениях высших и средних специальных учебных заведений из расчета два месяца учебы за один месяц службы. Такой порядок зачета в выслугу лет периодов, не связанных с прохождением военной и иной приравненной к ней службы, позволяет увеличивать выслугу лет для сотрудников органов внутренних дел, имеющих право на получение пенсии. Это положение нашло свое подтверждение в Постановлении Конституционного Суда РФ от 18.03.2004 N6-П.
Порядок исчисления выслуги лет, порядок назначения и выплаты пенсий и пособий сотрудникам органов внутренних дел определен постановлением Правительства 22.09.1993 года N941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".
В статье 1 Постановления N941 приведен исчерпывающий перечень периодов, подлежащих включению в выслугу лет для назначения пенсии.
Пунктом 5 указанного Постановления предусмотрено включение в выслугу лет для назначения пенсии военной службы по призыву, независимо от места службы, в календарном исчислении.
Судом установлено, что Грицаев В.В. уволен из органов внутренних дел приказом МУ МВД России "Сызранское" от ДД.ММ.ГГГГ N, в соответствии с п.13 ч.2 ст. 82 Закона РФ от 30.11.2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Таким образом, поскольку на момент увольнения его выслуга лет составила 19 лет 02 месяца 03 дня, оснований для назначения Грицаеву В.В. пенсии за выслугу лет по линии МВД России не имеется.
По правилам ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (N173-ФЗ), имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (N4468-1), и страховой части трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" мужчины имеют право на трудовую пенсию по старости, если достигли возраста 60 лет (женщины - 55 лет).
Таким образом, для сотрудников органов внутренних дел предусмотрен иной, льготный порядок исчисления и назначения пенсии, а также возможность выхода на пенсию до достижения 60 лет (55 лет для женщин).
Статья 13 Закона N4468-1 предусматривает, что право на пенсию за выслугу лет имеют: а) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы 20 лет и более; б) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы.
Установлено, что Грицаев В.В. проходил военную службу по призыву в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности "данные изъяты", "данные изъяты", что является самостоятельным правовым основанием зачета данного периода службы в календарном исчислении.
Кроме того, истец не входит в определенный Законом РФ N4468-1 круг лиц, к которым применима рассматриваемая льгота, поскольку к ним относятся лишь офицеры, прапорщики, мичманы и военнослужащие сверхсрочной службы или проходившие службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин.
Давая оценку исследованным доказательствам, исходя из требований закона, регулирующего правоотношения сторон, суд обоснованно отказал в удовлетворении требований Грицаеву В.В. о признании незаконным отказа МУ МВД РФ "Сызранское" в оформлении ему пенсии по выслуге лет, обязании ответчика включить в стаж государственной службы период прохождения им военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении из расчета один день военной службы за два дня работы.
Доводы апелляционной жалобы Грицаева В.В. о том, что воинское звание "рядовой" относится к такому составу военнослужащих, как "солдаты", в связи с чем на него распространяется действие ФЗ N76 ФЗ от 27.05.1998г., несостоятельны и не могут служить основанием для отмены правильного решения, поскольку Грицаев В.В. проходил военную службу по призыву в должности "данные изъяты", "данные изъяты", а к кругу лиц, к которым применима рассматриваемая льгота, относятся офицеры, прапорщики, мичманы и военнослужащие сверхсрочной службы или проходившие службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.328-330 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г.Самары от 29 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Грицаева В.В. - без удовлетворения.
Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 6 месяцев.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.