судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Гороховика А.С.
судей Сафоновой Л.А., Евдокименко А.А.
при секретаре Елютиной И.Е.
с участием прокурора Гуляевой Е.С.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.о.Тольятти в интересах Дубчак Н.Д. к Мэрии г.о.Тольятти о предоставлении жилого помещения вне очереди
По апелляционной жалобе мэрии г.о.Тольятти на решение Центрального районного суда г.Тольятти от 1 августа 2013 года,
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сафоновой Л.А., заключение прокурора
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Тольятти обратился в суд с иском в интересах Дубчак Н.Д. к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения вне очереди.
В обоснование своих требований указал, что в ходе проведенной проверки установлено, что Дубчак Н.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осталась без попечения родителей. Решением Медногорского районного суда г.Тольятти от 12.12.2006г. Дубчак Д.Н. и Казакова М.В. лишены родительских прав в отношении дочери Дубчак Н.Д.
В 2011 году Дубчак Н.Д. окончила школу в МОУ СОШ N "адрес".
В период с 01.09.2011г. по настоящее время обучается в Тольяттинском политехническом техникуме на очной форме обучения.
Распоряжением заместителя мэра N 2132-р/5 от 11.04.2013г. Дубчак Н.Д. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда с составом семьи 1 человек, зарегистрированной по адресу: "адрес".
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор г.Тольятти просил суд обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить Дубчак Н.Д. жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, на состав семьи один человек.
Решением Центрального районного суда г.Тольятти от 1 августа 2013 года постановлено:
"Исковые требования Прокурора г.Тольятти удовлетворить.
Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Дубчак Н.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на состав семьи один человек благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, жилое помещение в г.Тольятти из специализированного жилищного фонда по установленным нормам предоставления жилой площади, действующим в момент предоставления жилья. ".
В апелляционной жалобе мэрия г.о.Тольятти просит решение отменить. При этом указывает, что законом предусмотрена очередность, в том числе среди граждан, включенных в список на внеочередное получение жилья. Поскольку в настоящее время в списке граждан данной категории значится 275 человек, предоставление Дубчак Н.Д. вне очереди жилого помещения нарушит права лиц, состоящих в очереди перед ней.
Представитель ответчика, а так же Дубчак Н.Д. в судебное заседание апелляционной инстанции не явились. О явке извещались по правилам ст. 113 ГПК РФ, сведений об уважительности причин неявки в заседание судебной коллегии не представили, просьб об отложении слушания дела не заявляли, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ в отсутствие сторон.
Прокурор в судебном заседании апелляционной инстанции возражала против доводов апелляционной жалобы, полагая их необоснованными. Просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив в соответствии со ст.330 ГПК РФ правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального законодательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считая его законным и обоснованным.
В соответствии со ст. 6 ФЗ РФ N 189 от 29 декабря 2004 года "О введении в действие ЖК РФ" с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года (в ред. от 29 февраля 2012 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно ст. 2 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 N 135-ГД (ред. от 10.04.2013) "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области" финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета.
Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений".
Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Согласно ст. 3 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 N 135-ГД (ред. от 10.04.2013) "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Судом установлено, что Дубчак Н.Д. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Родители Дубчак Н.Д. - Дубчак Д.Н., Дубчак М.В. лишены родительских прав решением Медногорского городского суда Оренбургской области от 12.12.2006 года.
Распоряжением заместителя главы г.Медногорска Оренбургской области над Дубчак Н.Д. установлена опека.
Согласно справке, Дубчак Н.Д. является студентом 2 курса Тольяттинского политехнического техникума очной формы обучения.
Согласно выписке из поквартирной карточки от 07.06.2013 года, Дубчак Н.Д. зарегистрирована по адресу: "адрес".
Материалами дела подтверждается, что недвижимого имущества на праве собственности Дубчак Н.Д. не имеет, право приватизации не использовала.
Постановления главы администрации г.Медногорска от 24.10.2007 года Дубчак Н.Д. поставлена на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Судом установлено, что до настоящего времени Дубчак Н.Д. жилым помещением не обеспечена.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что обязанность по обеспечению Дубчак Н.Д. жилым помещением возложена на мэрию г.о.Тольятти, в связи с чем обосновано возложил на ответчика обязанность по предоставлению Дубчак Н.Д. жилого помещения на состав семьи 1 человек.
Довод апелляционной жалобы о том, что в настоящее время в списке на внеочередное предоставление жилья значится 275 человек, является несостоятельным, поскольку положения ст.109.1 ЖК РФ не ставят право на получение жилья отдельных категорий граждан в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список иных граждан, имеющих право на получение жилого помещения. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает. Оценка судом обстоятельств дела и доказательств, представленных в их подтверждение, соответствует требованиям ст. 67 ГПК РФ и доводами апелляционной жалобы не опровергается. С учетом изложенного, судебная коллегия признает доводы апелляционной жалобы несостоятельными, поскольку все обстоятельства, на которые указано в жалобе, проверены судом первой инстанции, они учтены при постановке решения и не могут служить основанием к его отмене.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Тольятти от 1 августа 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу мэрии г.о.Тольятти - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.