Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего: Салдушкиной С.А.
Судей: Мартемьяновой С.В., Самчелеевой И.А.
при секретаре - Мамонтовой М.В.
при участии прокурора- Шабановой Ю.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа Чапаевск Самарской области на решение Чапаевского городского суда Самарской области от 18 июля 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора г. Чапаевска Самарской области в интересах Рожина АВ к администрации городского округа Чапаевск Самарской области о предоставлении вне очереди жилого помещения - удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа Чапаевск Самарской области предоставить Рожину АВ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, отвечающего санитарным и техническим требованиям жилого помещения, не менее 33 квадратных метров".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Подольской А.А., заключение прокурора Шабановой Ю.Н., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Чапаевска Самарской области в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в Чапаевский городской суд Самарской области с исковым заявлением в интересах Рожина А.В. к администрации городского округа Чапаевск Самарской области о предоставлении вне очереди жилого помещения.
В обоснование своих требований указал, что Рожин А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей. Рожин А.В. не имеет жилого помещения для проживания.
Администрацией г.о. Чапаевск Самарской области за Рожиным А.В. закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения.
Постановлением администрации г.о. Чапаевск Самарской области N от ДД.ММ.ГГГГ Рожин А.В. включен в список очередности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилья.
Прокурор просил обязать администрацию г.о. Чапаевск Самарской области предоставить Рожину А.В. благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма не менее 33 квадратных метров.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации г.о. Чапаевск Самарской области просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права. Также указывает на невозможность предоставления жилого помещения для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что торги не размещены и специализированный жилищный фонд не сформирован.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор г. Чапаевска Самарской области полагает решение суда законным и обоснованным.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г.о. Чапаевск возражал против принятого решения, ссылаясь на то, что обязание администрации городского округа Чапаевск Самарской области предоставить специализированное жилое помещение детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, будет являться нарушением действующего законодательства.
В заседание судебной коллегии стороны не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.
Разрешая по существу спор и удовлетворяя заявленные требования прокурора г.о. Чапаевск Самарской области о возложении на ответчика обязанности по предоставлению Рожину А.В. жилого помещения отвечающего требованиям законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об их законности и обоснованности.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом РФ и Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
При вынесении решения суд, верно, руководствовался статьями 92, 98.1Жилищного кодекса РФ, нормами Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Самарской области "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" от 20.12.2012 г. N 135 ГД.
Статья 99 ЖК РФ гласит, что специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным ЖК РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся вез попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Законом Самарской области "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области", предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Действие настоящего Закона распространяется на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Самарской области и ранее не обеспеченных жилыми помещениями за счет бюджетных средств по основаниям, предусмотренным в целях реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями.
Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета.
Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В силу ч. 5 ст. 2 вышеуказанного Закона Самарской области жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодно для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства РФ, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
В соответствии с п. 1 ч. 3 вышеуказанного Закона Самарской области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится местожительство указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Судом первой инстанции установлено и не оспаривается сторонами, что Рожин А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением Чапаевского городского суда Самарской области от 05.07.2000 года отец ФИО1 лишен родительских прав, мать ФИО2 умерла.
Постановлением Администрации г. Чапаевска Самарской области N от ДД.ММ.ГГГГ над Рожиным А.В. была учреждена опека, обязанности опекуна возложены на бабашку ФИО3
На основании постановления Администрации г.о. Чапаевск N от 28.03.2013 года ФИО принят на учет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, нуждающихся в предоставлении им жилых помещений по договорам социального найма.
Материалами дела также установлено, что Рожин А.В. в собственности жилого помещения не имеет, до настоящего времени жилым помещением не обеспечен.
При таких обстоятельствах вывод суда об обязании администрации г.о. Чапаевск Самарской области предоставить Рожину А.В. благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, отвечающего санитарным и техническим требованиям жилого помещения, является правильным.
Довод апелляционной жалобы о том, что действующим законодательством не предусмотрено право на внеочередное предоставление жилого помещения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут быть приняты во внимание, поскольку в резолютивной части решения суда на ответчика не была возложена обязанность предоставления жилого помещения во внеочередном порядке. Обязанность предоставления жилого помещения такой категории граждан означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации обязанностей, а также реализация детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей права на предоставление жилого помещения.
Ссылка ответчиков в апелляционной жалобе о сложности процедуры предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является необоснованной, поскольку данная компетенция в независимости от сложности возложена законодательством РФ на органы местного самоуправления.
В силу ч.2 ст.1 Закона Самарской области от 28.12.2012 N135-ГД (в ред. от 10.04.2013) "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 17 Устава городского округа Чапаевск Самарской области (утвержденный Постановление Чапаевской городской Думы Самарской области от 17.05.2005 N 21) Глава городского округа, Чапаевская городская дума, администрация городского округа входят в структуру органов местного самоуправления г.о. Чапаевск.
Исходя из положений Устава г.о. Чапаевск Самарской области органы местного самоуправления наделены соответствующей компетенцией.
При разрешении вопроса о предоставлении жилья из средств бюджета Самарской области детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей задействованы в пределах своей компетенции Глава г.о. Чапаевска, Чапаевская городская дума, администрация городского округа. Органы государственной власти субъекта в пределах своей компетенции являются органами, контролирующими использование финансовых средств и материальных ресурсов, выделенных для исполнения указанной обязанности органов местного самоуправления.
Таким образом, привлечение вышеуказанного муниципального органа по данному делу в качестве ответчика и возложение на него обязанности по предоставлению жилого помещения является законным и обоснованным.
Довод ответчика о несформированности специализированного жилого помещения, судебной коллегией не принимается, поскольку отсутствие в муниципальном образовании специализированного жилого фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может являться основанием для отказа в иске. Реализация права на получение такого жилья не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия такого жилья.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовал и дал оценку представленным сторонами доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам дела. Нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах постановленное по делу решение подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чапаевского городского суда Самарской области от 18 июля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации г.о. Чапаевск Самарской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 6 месяцев.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.