судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда
в составе: председательствующего: Ефремовой Л.Н.,
судей: Никоновой О.И., Емелина А.В.,
при секретаре Мамонтовой М.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя мэрии г.о.Тольятти Самарской области на решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 11 июля 2013г., которым постановлено:
"Иск Креческу А.Ф., Креческу А.А. удовлетворить.
Признать Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ года N N "О рассмотрении жилищных вопросов" незаконным.
Обязать Мэрию городского округа Тольятти поставить Креческу А.Ф. с составом семьи два человека, на учет нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма ".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ефремовой Л.Н.,
суд апелляционной инстанции
УСТАНОВИЛ:
Истцы- Креческу А.Ф. и Креческу А.А. (отец с сыном) обратились ( ДД.ММ.ГГГГ.) в суд с иском к мэрии г.о. Тольятти о признании незаконным распоряжения заместителя мэра г.о.Тольятти и постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
При этом истцы утверждали, что Креческу А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом детства, страдает хроническим психическим заболеванием, указанным в п. 3 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства N 378 от 16.06.2006г.
Оспариваемым распоряжением заместителя мэра г.о.Тольятти N N от ДД.ММ.ГГГГ., истцам отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании п.3 ч.1 ст. 54 ЖК РФ, в связи с не истечением предусмотренного статьёй 53 ЖК РФ срока в 5 лет.
Они не согласны с данным Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ.
Так, основанием для отказа истцам в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях послужило то обстоятельство, что ДД.ММ.ГГГГ. Креческу А.Ф. продал принадлежащий ему жилой дом, общей площадью 25,4 кв.м. по адресу: "адрес", а также ДД.ММ.ГГГГ. подарил N доли в двухкомнатной квартире, общей площадью 49,7 кв.м. по адресу: г "адрес".
Истцы утверждают, что намеренно они не ухудшали свои жилищные условия, вышеуказанный дом был продан, так как дом являлся не пригодным для проживания, а N долю в квартире истец Креческу А.Ф. подарил своей дочери от второго брака в счет алиментных обязательств.
Истцы (с учетом уточнений) просили суд:
- признать незаконным Распоряжение заместителя мэра г.о. Тольятти N N от ДД.ММ.ГГГГ года об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма,
- обязать ответчика поставить на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма на состав семьи два человека.
Ответчик иск не признал.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе представителем мэрии г.о.Тольятти ставится вопрос об отмене решения суда и о постановке нового решения об отказе в иске.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит основания для отмены решения суда.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ перечне.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст.52 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
В силу ст. 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Анализ приведенной нормы, учитывая правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007г. N 258-0-0, свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Согласно ст. 54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
В силу ч. 1 ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, согласно части 2 названной статьи обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями ст. 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 28.2 Федерального закона "О социальной поддержке инвалидов в Российской Федерации", Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право стоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса РФ.
Судом установлено, что истец - Креческу А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, страдает хроническим психическим заболеванием, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 года N 378 (п.3 перечня).
Истец - Креческу А.А. состоит на учете в ГУЗ СО " "данные изъяты" г.Тольятти, является инвалидом детства.
ДД.ММ.ГГГГ. истцы обратились в мэрию г.о.Тольятти с заявлением о принятии их на учет для предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма в качестве нуждающихся.
Оспариваемым истцами Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ. N N "О рассмотрении жилищных вопросов", истцу Креческу А.А ... с составом семьи 2 человека (сын- Креческу А.А. отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, в связи с не истечением предусмотренного статьёй 53 ЖК РФ срока в 5 лет.
.
Суд первой инстанции обоснованно признал незаконным указанное Распоряжение заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ., по следующим основаниям.
Судом установлено, что истцы зарегистрированы и проживают в двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: "адрес" общей площадью 49,7 кв.м., жилой - 29,2 кв.м.
Указанная квартира принадлежит на праве собственности ФИО 1 (бывшей второй супруге истца Креческу А.Ф.) и ФИО2 (дочери истца Креческу А.Ф. от второго брака с ФИО 1.).
Также в данной квартире зарегистрированы и проживают ФИО 1. и ФИО2
Таким образом, в вышеуказанной двухкомнатной квартире, общей площадью 49,7 кв.м., жилой - 29,2 кв.м. зарегистрированы и проживают 4 человека, то есть на каждого из них приходится по 12,43 кв.м. общей площади, что меньше нормы.
Ответчик отказал истцам в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, со ссылкой на ст. 53 ЖК РФ, в связи с тем, что не истек пятилетний срок с даты отчуждения истцом Креческу А.Ф. жилого дома по адресу: "адрес" и N доли в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: "адрес"
Ответчик утверждает, что истцы намеренно ухудшили свои жилищные условия.
Суд первой инстанции правомерно не согласился с указанными доводами ответчика по следующим основаниям.
Так, судом установлено, что истец Креческу А.Ф. состоял в зарегистрированном браке с ФИО3 ; от брака имеют двоих детей: дочь ФИО 4 и сына Креческу А.А. (истца по настоящему делу).
Брак между ними расторгнут на основании решения мирового судьи участка N1 Ставропольского района Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ
Решением Ставропольского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ., ФИО3 лишена родительских прав в отношении детей: ФИО 4 и Креческу А.А.
ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Истцу Креческу А.Ф. на праве собственности принадлежал жилой дом по адресу: "адрес", на основании договора купли- продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
По утверждениям истца, вышеуказанный дом он продал в ДД.ММ.ГГГГ году, поскольку дом был непригоден для проживания: в доме отсутствовала крыша, не было водоснабжения, канализации, электропроводка находилась в аварийном состоянии, истцы не проживали в доме более семи лет до его продажи, до ДД.ММ.ГГГГ года в доме проживала ФИО3 .(первая супруга истца Креческу А.Ф. и мать Креческу А.А.), после ее смерти истец продал дом.
Данные обстоятельства об аварийном состоянии дома подтверждаются вышеуказанным решением Ставропольского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. о лишении ФИО3 родительских прав.
Из материалов дела также следует, что истец Креческу А.Ф ... второй раз состоял в браке с ФИО 1; от брака имеют дочь ФИО2 А., ДД.ММ.ГГГГ рождения.
Брак между Креческу А.Ф. и ФИО 1 прекращен ДД.ММ.ГГГГ. на основании решения мирового судьи судебного участка N117 Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ.
Истцу Креческу А.Ф. на праве собственности принадлежала ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: "адрес"
По договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ, истец Креческу А.Ф ... подарил своей дочери ФИО2 вышеуказанные 1/2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру.
По утверждениям истца, свои 1/2 доли в данной квартире он подарил своей дочери в счет алиментных обязательств по просьбе бывшей супруги ФИО 1
Данные обстоятельства подтверждаются распиской ФИО 1 о том, что она не будет взыскивать алименты с Креческу А.Ф. так как он (Креческу А.Ф..) подарил 1/2 доли в квартире по адресу: "адрес" дочери ФИО2 в счет алиментов.
С учетом вышеустановленных обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно признал, что отчуждение жилого дома, и отчуждение 1/2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру нельзя расценивать как умышленное ухудшение жилищных условий истцов с целью постановки на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку жилой дом был не пригоден для проживания длительное время, а 1/2 доля квартиры была подарена малолетней дочери в счет оплаты алиментов.
Как установлено выше, на момент обращения в мэрию г.о. Тольятти с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся ( ДД.ММ.ГГГГ.) истцы проживали в квартире по адресу: "адрес" собственниками которой являются ФИО 1 (бывшая вторая супруга истца Креческу А.Ф.) и ФИО2
Суд первой инстанции правильно признал, что по правовому смыслу требований жилищного законодательства истцы не являются членами семьи ФИО 1 и ФИО2
В соответствии с ч.1 ст.31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Истцы не имеют в собственности жилых помещений.
Проанализировав собранные по делу доказательства и дав им надлежащую правовую оценку, суд пришел к правильному выводу о признании незаконным Распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ года N N "О рассмотрении жилищных вопросов" и об обязании ответчика поставить истцов с составом семьи два человека на учет нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма.
Доводы апелляционной жалобы представителя мэрии г.о.Тольятти о несогласии с решением суда, судом апелляционной инстанции не могут быть приняты во внимание, поскольку данные доводы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили в решении суда правильную правовую оценку.
Решение суда законное и обоснованное.
Руководствуясь ст.ст.328-329 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 11 июля 2013г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя мэрии г.о.Тольятти Самарской области - без удовлетворения.
Настоящее апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6 месяцев.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.