Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Акининой О.А.,
судей Шилова А.Е., Хаировой А.Х.,
при секретаре Мамонтовой М.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Швыдкой А.Я. на решение Кинельского районного суда Самарской области от 07 августа 2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении иска Швыдкой А.Я. к Михееву С.П. о признании недействительными результатов межевания земельного участка площадью 5 000 кв.м., с кадастровым номером N, отнесенного к землям населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: "адрес", содержащиеся в межевом плане от 08 февраля 2012 года, выполненном ООО ТСН "Геосервис"; об аннулировании в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером N, отнесенного к землям населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: "адрес", внесенные на основании ошибочно установленных ООО ТСН "Герсервис" координат характерных точек его границ, отказать".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шилова А.Е., объяснения Швыдкой А.Я., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу представителя Михеева С.П. - Барамбаевой А.Ж. (по доверенности), судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Швыдкая А.Я. обратилась в суд с иском к Михееву С.П. о признании недействительными результатов межевания, аннулировании сведений государственного кадастра недвижимости.
В обоснование заявленных требований Швыдкая А.Я. указала, что является собственником земельного участка N площадью 1 782 кв.м, и земельного участка N площадью 294 кв.м, расположенных по адресу: "адрес".
Собственником соседнего земельного участка по адресу: "адрес", является Михеев С.П.
Между земельными участками N и N находился земельный участок свободный от прав третьих лиц.
В июле 2011 года при обращении в администрацию муниципального района Кинельский с заявлением о формировании указанного земельного участка с целью последующего приобретения его в собственность, истцу стало известно, что спорный участок находится в границах земельного участка ответчика.
По мнению истца, ответчик незаконно захватил земельный участок, находящийся в муниципальной собственности.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, уточнив исковые требования, Швыдкая А.Я. просила суд признать недействительными результаты межевания земельного участка площадью 5 000 кв.м, кадастровый номер N, отнесенный к землям населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: "адрес", и аннулировать в государственном кадастре недвижимости сведения о координатах характерных точек границ данного земельного участка.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Швыдкая А.Я. просит решение суда отменить как незаконное, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании апелляционной инстанции Швыдкая А.Я. доводы апелляционной жалобы поддержала и просила удовлетворить.
Представитель ответчика Михеева С.П. - Барамбаева А.Ж. возражала против доводов апелляционной жалобы.
Выслушав объяснения истца, возражения представителя ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Как следует из материалов дела, Швыдкая А.Я. на основании договора купли-продажи доли земельного участка от 10.05.2001 г., и договора купли-продажи от 12.11.2011 г., является собственником земельного участка площадью 1 782 кв.м., расположенного по адресу: "адрес", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии N от 27.11.2011 г. /т. 1 л. д. 8/.
Кроме того, Швыдкой А.Я. на основании договора купли-продажи от 28.10.2010 г. принадлежит земельный участок площадью 294 кв.м., расположенный по адресу: "адрес", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии N /т. 1 л.д. 11/.
Согласно выпискам из кадастровых паспортов земельных участков от 27.01.2010 г. и 19.02.2013 г., участки истца поставлены на кадастровый учёт. Земельный участок N N имеет кадастровый номер N, участок N кадастровый номер N. Площадь земельных участков соответствует материалам межевания /т. 1 л.д. 9, 12/.
Собственником смежного земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", площадью 5 000 кв.м., является Михеев С.П., что подтверждается выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 19.09.2012 г. /т. 1 л. д. 38/.
03.12.2010 г. земельный участок ответчика поставлен на кадастровый учёт и ему присвоен кадастровый номер - N. Данный участок соответствует материалам межевания.
Согласно межевому плану, выполненному ООО ТСН "Геосервис", границы земельного участка ответчика определены по межевым знакам.
Установлено, что спора о местоположении границ земельных участков между ответчиком и смежными землепользователями, в том числе истцом, не имеется.
В соответствии с абз. 2 ч. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно ч. 9 ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Проверяя доводы Швыдкой А.Я. о том, что в границы земельного участка ответчика незаконно включен земельный участок площадью 271 кв.м., суд установил, что спорный участок находится в пользовании ответчика более 15 лет, и правомерно используется им для ведения личного подсобного хозяйства. Данный земельный участок на обзорном плане указан как "ЗУ1" /т. 1 л.д. 22/.
В силу ч. 1 ст. 60 Земельного кодекса РФ, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: 1) признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; 2) самовольного занятия земельного участка; 3) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Согласно ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Разрешая заявленные Швыдкой А.Я. требования о признании результатов межевания земельного участка N 156 недействительными, суд пришёл к правильному выводу, что оснований для удовлетворения данных требований не имеется, поскольку межевание земельного участка и его постановка на кадастровый учет проведены в соответствии с положениями Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", при этом права и законные интересы истца на владение и пользование земельным участком, принадлежащим ему на праве собственности, не нарушены.
Доводы апелляционной жалобы Швыдкой А.Я. о нарушении ответчиком её прав, являлись предметом проверки и оценки судом первой инстанции и по изложенным выше основаниям правильно признаны несостоятельными.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчик самовольно захватил спорный земельный участок, доказательствами не подтверждены, поэтому не могут служить основанием для отмены судебного постановления.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводов, опровергающих правильность выводов суда, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кинельского районного суда Самарской области от 07 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Швыдкой А.Я. без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.