Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Черкуновой Л.В.,
судей Хаировой А.Х., Набок Л.А.,
с участием прокурора Кушнирчук А.И.,
при секретаре - Крайковой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента управления имуществом городского округа Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары от 09 августа 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования Прокурора Советского района г. Самары - удовлетворить.
Обязать Главу г.о. Самара, Администрацию г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить Шерстневой ФИО1 по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного фонда, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения не ниже 33 кв.м общей площади жилого помещения".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Черкуновой Л.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Советского района г. Самары обратился в Ленинский районный суд г. Самары с исковым заявлением в интересах Шерстневой М.Г. к Главе г.о. Самара, Администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара о предоставлении жилого помещения. В обоснование своих требований истец указал, что Шерстнева М.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, включена в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда по г.о. Самара в соответствии с поданным заявлением. До настоящего времени органами местного самоуправления г.о. Самара жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в установленном законом порядке Шерстневой М.Г. не предоставлено, чем нарушаются ее права. Прокурор просил обязать Главу г.о. Самара, Администрацию г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить Шерстневой М.Г. благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного фонда, предназначенное для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения, которая составляет не ниже 33 кв.м. общей площади жилого помещения.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара просит отменить решение суда и принять новое решение, отказав в удовлетворении исковых требований. Ответчик указывает на то, что решение суда является незаконным и необоснованным, подлежащим отмене в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильным применением норм материального и процессуального права. Считает, что Департамент управления имуществом г.о. Самара является ненадлежащим ответчиком по данному делу.
Истец Шерстнева М.Г. в судебном заседании коллегии просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители Администрации г.о. Самары, Департамента управления имуществом г.о. Самары, Департамента семьи, опеки и попечительства Администрации г.о. Самары, Глава г.о. Самары, Министерства управления финансов Самарской области, Министерства экономического развития Самарской области, Правительства Самарской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы заявителя жалобы, мнение прокурора считающего решение законным и обоснованным и не подлежащим изменению либо отмене, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя требования прокурора Советского района г. Самары суд пришел к правильному выводу, что к правоотношениям, сложившимся между сторонами должны быть применены нормы Жилищного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 года N15-ФЗ), Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ (в ред. от 29.02.2012 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Самарской области от 28.12.2012 года N135-ГД (в ред. от 10.04.2013 г.) "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области", поскольку действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции вышеуказанного Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции вышеуказанного Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, Закона Самарской области от 05.03.2005 года N 77-ГД (в ред. от 29.12.2012 г.) "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения".
В соответствии со статьей 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 1 ФЗ от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которой ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" изложена в другой редакции, а именно, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце п. 1 ст. 8 указанного закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу ст. 1 ФЗ от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции закона от 29.02.2012 г.
В соответствии с ч. ч. 2, 3 ст. 1 Закона Самарской области "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" от 20.12.2012 г. N 135 ГД органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями, указанными в части 1 настоящей статьи, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Действие настоящего Закона распространяется на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Самарской области и ранее не обеспеченных жилыми помещениями за счет бюджетных средств по основаниям, предусмотренным в целях реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями.
Согласно ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу ст. 2 Закона Самарской области "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" от 20.12.2012 г. N 135 ГД органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" за счет субвенций, поступающих из федерального бюджета на осуществление государственных полномочий.
Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Из материалов дела следует, что Шерстнева ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее одинокая мать ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ
Распоряжением первого заместителя Главы г.о. Самара от 17.06.2011 г. Nр попечителем Шерстневой М.Г. назначен ФИО2
Распоряжением первого заместителя Главы г.о. Самара N от 23.05.2013 г. Шерстнева М.Г. принята на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления помещения по договору специализированного жилищного фонда по г.о. Самара по личному заявлению, поданному 06.03.2013 г.
Судом установлено, что Шерстнева М.Г. в собственности и закрепленного жилого помещения не имеет. До настоящего времени жилым помещением не обеспечена, проживает в двухкомнатной квартире общей площадью 30,7 кв.м., жилой площадью 19,7 кв.м. по адресу: "адрес", квартиросъемщиком является ФИО2 Квартира признана непригодной для проживания в установленном законом порядке.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также нормы действующего законодательства, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении требований прокурора, связанных с предоставлением Шерстневой М.Г. жилого помещения на условиях специализированного найма.
В решении правильно указано на несостоятельность доводов ответчиков относительно полномочий, по обеспечению истца жилым помещением.
Как следует из ч.2 ст.1 Закона Самарской области от 28.12.2012 N135-ГД (в ред. от 10.04.2013) "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст.22 Устава городского округа Самара Самарской области (в редакции решения Думы г.о. Самара N251 от 06.09.2012) в структуру органов местного самоуправления г.о. Самара входят: Дума г.о. Самара - представительный орган г.о. Самара; Глава г.о. Самара - высшее должностное лицо г.о. Самара, избираемое на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах; Администрация г.о. Самара - исполнительно-распорядительный орган г.о. Самара, возглавляемый Главой г.о. Самара; Контрольно-счетная палата городского округа Самара - постоянно действующий орган внешнего муниципального финансового контроля; Департамент управления имуществом г.о. Самара и Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара.
В соответствии с Уставом г.о. Самара Самарской области органы местного самоуправления наделены соответствующей компетенцией.
При разрешении вопроса о предоставлении жилья из средств бюджета Самарской области детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей задействованы в пределах своей компетенции Глава г.о. Самара, Администрация г.о. Самара и Департамент управления имуществом г.о. Самара (осуществляет предоставление гражданам жилых помещений специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения). При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что в данном случае судом привлечены надлежащие ответчики по делу.
Таким образом, привлечение вышеуказанных муниципальных органов и должностного лица по данному делу в качестве ответчиков и возложение на них обязанности по предоставлению жилого помещения является законным и обоснованным. Поскольку в ходе судебного разбирательства установлено бездействие ответчиков, следовательно, именно указанные органы и должностное лицо г.о. Самары, должны совершить совокупность действий по обеспечению истца жилым помещением.
Ссылка ответчиков о недостаточности средств, выделяемых из областного бюджета для обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц, не могут являться основанием для отказа в иске.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Департамент управления имуществом г.о. Самара является ненадлежащим ответчиком по данному гражданскому делу несостоятельны по мотивам, изложенным выше.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение принятого решения и предусмотренных статьей 330 ГПК РФ судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 09 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента управления имуществом г.о. Самара - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 6 месяцев.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.