Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Кириной Л.А.,
судей Паршиной С.В., Садовой И.М.,
при секретаре Цареве М.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Суралиевой Н.У. к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о возложении обязанности поставить на учет для получения жилого помещения специализированного жилого фонда в г. Саратове с момента первоначального обращения по апелляционной жалобе Суралиевой Н.У. на решение Кировского районного суда г. Саратова от 07 июня 2013 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Паршиной С.В., объяснения представителя истца по доверенности Солодовникова А.А., поддержавшего доводы жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Суралиева Н.У. обратилась в суд с иском к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о возложении обязанности поставить на учет для получения жилого помещения специализированного жилого фонда в г. Саратове с момента первоначального обращения с "дата". В обоснование заявленных требований указала, что она относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. На неоднократные письменные обращения Суралиевой Н.У. о принятии на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, по договору найма специализированного жилищного фонда министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства "адрес" отвечало на необходимость предоставления справки администрации "адрес" о том, состояла ли Суралиева Н.У. на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, предоставлялось ли ей жилое помещение по договору социального найма, а также указывалось каждый раз на необходимость обновления справки с места жительства. Истец указала, что она направила запрашиваемые ответчиком документы, выданные администрацией Культурского муниципального образования "адрес". Однако до настоящего времени решение по ее заявлению не принято. Просит суд обязать министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства "адрес" поставить ее на учет для получения жилого помещения специализированного жилого фонда в "адрес" с момента первоначального обращения - "дата".
Решением Кировского районного суда г. Саратова от 07 июня 2013 года в удовлетворении исковых требований Суралиевой Н.У. к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о возложении обязанности поставить на учет для получения жилого помещения специализированного жилого фонда в г. Саратове с момента первоначального обращения с 25 августа 2012 г. отказано.
В апелляционной жалобе Суралиева Н.У. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований. В обоснование доводов жалобы указала, что решение суда является необоснованным, в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального и процессуального права. Указывает, что вывод суда о том, что истец не представила всех необходимых для постановки на учет документов, не соответствует обстоятельствам дела, установленным судом. Полагает, что судом не проведена подготовка дела к судебному разбирательству.
В судебное заседание судебной коллегии стороны не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Обстоятельствами, имеющими значение для дела по иску о возложении обязанности поставить на учет для получения жилого помещения специализированного жилого фонда, является наличие у лица права на постановку на указанный учет.
В соответствии со ст. 72 и ст. 76 Конституции РФ вопросы социальной защиты и жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротами и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ч.ч. 1,2,3,5 ст. 3 Закона Саратовской области от 02 августа 2012 года N 123-ЗСО "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если в соответствии со статьей 4 настоящего Закона их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного государственного жилищного фонда области по договорам найма специализированных жилых помещений.
Предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, осуществляется, если имеется хотя бы одно из следующих условий: 1) местом регистрации их рождения является Саратовская область; 2) местом их выявления и первичного устройства в семью или на воспитание в соответствующее учреждение является Саратовская область; 3) лица, у которых они находились на воспитании под опекой (попечительством), в приемных семьях на основании решения органов опеки и попечительства, проживали на территории Саратовской области; 4) учреждения, в которых они находились на воспитании и полном государственном обеспечении, расположены в Саратовской области.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет (далее - лица, ранее относившиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет), до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области для одиноко проживающего гражданина.
В соответствии с ч.ч. 2,3,5 ст. 5 Закона Саратовской области "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области" принятие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, на специализированный жилищный учет осуществляется уполномоченным государственным органом области в сфере жилищных отношений.
Уполномоченный орган в сфере опеки и попечительства либо законные представители детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо лица, ранее относившиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет, для постановки на специализированный жилищный учет представляют в уполномоченный государственный орган области в сфере жилищных отношений следующие документы: 1) ходатайство уполномоченного органа в сфере опеки и попечительства о постановке на специализированный жилищный учет (приложение 1), или заявления законных представителей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о постановке на специализированный жилищный учет (приложение 2), или заявления лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о постановке на специализированный жилищный учет либо заявления лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, о постановке на специализированный жилищный учет (приложение 3); 2) заявления лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, о желаемом месте предоставления жилого помещения в границах городских округов (за исключением закрытых административно-территориальных образований) либо в границах административных центров муниципальных районов (приложение 4) либо согласие вышеуказанных лиц об определении места предоставления жилого помещения по решению уполномоченного государственного органа области в сфере жилищных отношений в соответствии с пунктом 1 части 2 и частью 3 статьи 7 настоящего Закона (приложение 5); 3) копия решения уполномоченного органа в сфере опеки и попечительства о направлении ребенка на воспитание в учреждение, в приемную семью, под опеку (попечительство); 4) копии свидетельств о рождении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 5) копии паспортов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 6) копии документов, подтверждающих факт отсутствия единственного или обоих родителей; 7) справка о месте проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на момент представления документов; 8) документы соответствующей организации по технической инвентаризации о правах на недвижимое имущество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рожденных до "дата", в том числе выданные на фамилию, имя, отчество, имевшиеся у них до их изменения; 9) документы, подтверждающие обстоятельства, указанные в статье 4 настоящего Закона (при наличии таких обстоятельств); 10) документы об отсутствии выявленных, ранее закрепленных, сохраненных жилых помещений, либо сведения о таких жилых помещениях, либо информация об отсутствии таких сведений в отношении лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет.
Уполномоченный государственный орган области в сфере жилищных отношений, кроме документов, установленных частью 3 настоящей статьи, самостоятельно с согласия законных представителей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет (приложение 6), запрашивает и приобщает к материалам учетного дела документы органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории "адрес", об отсутствии (наличии) недвижимости у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, в том числе выданные на фамилию, имя, отчество, имевшиеся у них до их изменения, в случае если данные изменения произошли после "дата". Вышеуказанные граждане, не давшие согласие уполномоченному государственному органу области в сфере жилищных отношений запрашивать документы, указанные в настоящей части, представляют их при подаче документов вместе с иными документами, указанными в настоящей статье.
Согласно ч. 1 ст. "адрес" "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в "адрес"" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, ранее относившиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет, вправе однократно по заявлению, поданному в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 либо в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 6 настоящего Закона, определить местонахождение предоставляемого жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области.
Как следует из материалов дела, Суралиева Н.У., "дата" года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, мать ФИО8 умерла "дата", отец ФИО14 умер "дата" (л.д. 18-20).
Постановлением администрации Культурского сельского "адрес" N от "дата" над несовершеннолетними Суралиевой Н.У., 1978 года рождения, и ФИО9, 1981 года рождения, была установлена опека, опекуном назначен ФИО1 (л.д. 13).
Постановлением администрации "адрес" N от "дата" за несовершеннолетними Суралиевой Н.У., 1978 года рождения, и ФИО9, 1981 года рождения, была закреплена жилая площадь по адресу: "адрес" (л.д. 75).
Постановлением Озинского муниципального района "адрес" от "дата" N постановление администрации "адрес" N от "дата" признано утратившим силу (л.д. 76).
Постановлением Озинского муниципального района "адрес" от "дата" N за Суралиевой Н.У., 1978 года рождения, ФИО9, 1981 года рождения, признано право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма из государственного жилищного фонда "адрес" (л.д. 14).
Согласно справке администрации Культурского муниципального образования Советского муниципального района "адрес" от "дата" Суралиеву Н.У. с "дата" зарегистрирована по адресу: "адрес", совестно с ней зарегистрированы 2 человека: ФИО10 (сын), ФИО11 (сожитель) (л.д. 78). Договор социального найма с Суралиевой Н.У. не заключался, так как жилье является бесхозным (сообщение администрации Культурского муниципального образования Советского муниципального района "адрес" от "дата" N).
Согласно сообщению администрации Советского муниципального района "адрес" от "дата" N, справки администрации Культурского муниципального образования Советского муниципального района "адрес" от "дата" (л.д. 22) Суралиева Н.У., зарегистрированная по адресу: "адрес", на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения не состоит. Помещение, расположенное по адресу: "адрес", Суралиевой Н.У. по договору социального найма не предоставлялось. В реестре муниципального имущества Культурского муниципального образования жилой фонд отсутствует.
Жилое помещение по адресу: "адрес" на балансе администрации Культурского муниципального образования Советского муниципального района "адрес" не стоит, является бесхозным имуществом (справка администрации Культурского муниципального образования л.д. 90).
Как следует из справки Саратовского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" Советское БТИ от "дата" N Суралиева Н.У., проживающая по адресу: "адрес", не числиться собственником объектов недвижимости, расположенных на территории района ( "адрес"), по данным объекта капитального строительства (л.д. 88). Согласно сообщению Управления Федеральной регистрационной службы по "адрес" Советский отдел в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права Суралиевой Н.У. не зарегистрированы (л.д. 89).
В соответствии с сообщением Советского филиала ГУП "Сартехинвентаризация" от "дата" N сведений в Едином государственном реестре объектов капитального строительства об объекте недвижимости, расположенном по адресу: "адрес", не имеется.
Суралиева Н.У. имеет ребенка-инвалида ФИО10, 2002 года рождения, который обучается в ГКСОУ "адрес" для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III-IV вида "адрес"" (л.д. 59, 61).
Впервые "дата" Суралиева Н.У. обратилась с заявлением в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства "адрес" о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с тем, что общая площадь помещения на одного проживающего ниже учетной нормы и нуждаемость в жилом помещении не была выявлена до 23 лет (л.д. 26).
Письмом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства "адрес" N от "дата" по результатам проверки документов Суралиевой Н.У. сообщено об отсутствии справки из администрации "адрес" о том, состояла ли она на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, и предоставлялось ли ей жилое помещение.
Решением Кировского районного суда "адрес" от "дата", вступившим в законную силу, Суралиевой Н.У. было отказано в удовлетворении исковых требований о возложении на министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства "адрес" обязанности по постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма и предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
"дата" Суралиева Н.У. вновь обратилась с заявлением в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства "адрес" о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении из специализированного жилищного фонда в "адрес" с момента обращения с "дата".
Письмом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства "адрес" N от "дата" Суралиевой Н.У. вновь сообщено об отсутствии в документах справки из администрации "адрес" о том, состояла ли она на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, и предоставлялось ли ей жилое помещение.
В соответствии со ст. 328 ГПК РФ суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционных жалобы, представления вправе изменить или отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение.
Установив, что Суралиева Н.У. является лицом, за которым сохраняется право на обеспечение жилым помещением по основаниям, предусмотренным ст. "адрес" "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в "адрес"", является нуждающейся в предоставлении ей жилого помещения, жильем до настоящего времени не обеспечена, жилого помещения ни на праве собственности, ни на праве пользования не имеет, судебная коллегия, руководствуясь представленными в материалы дела доказательствами, а также доказательствами, истребованными судом апелляционной инстанции, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Суралиевой Н.У. к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства "адрес" о возложении обязанности поставить на учет для получения жилого помещения специализированного жилого фонда в "адрес" с момента первоначального обращения с "дата".
Руководствуясь ст. ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Саратова от 07 июня 2013 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования Суралиевой Н.У. к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства "адрес" о возложении обязанности поставить на учет для получения жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда.
Обязать министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства "адрес" принять Суралиеву Н.У. на учет для получения жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда в "адрес" с момента первоначального обращения с "дата".
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.