Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Коршунова Р.В.,
судей Желонкиной Г.А., Поляниной О.А.,
с участием прокурора Нефедова В.Н.,
при секретаре Хмара Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Татищевского района Саратовской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Садовского муниципального образования Татищевского района Саратовской области об оспаривании бездействия, возложении обязанности по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, по апелляционной жалобе Садовского муниципального образования Татищевского района Саратовской области на решение Татищевского районного суда Саратовской области от 30.07.2013 года, которым постановлено:
"исковое заявление прокурора Татищевского района Саратовской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Садовского муниципального образования Татищевского района Саратовской области об оспаривании бездействия, возложении обязанности по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Садовского муниципального образования Татищевского района Саратовской области по организации ритуальных услуг на территории Садовского муниципального образования Татищевского района Саратовской области. Обязать администрацию Садовского муниципального образования Татищевского района Саратовской области в срок до 01.10.2013 создать специализированную службу по вопросам похоронного дела".
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А., объяснение представителя администрации Садовского муниципального образования Татищевского района Саратовской области Леус А.О., поддержавшего апелляционную жалобу, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Нефедова В.Н., полагавшего решение суда законным, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Татищевского района Саратовской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации Садовского муниципального образования Татищевского района Саратовской области об оспаривании бездействия, возложении обязанности по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Требования прокурор мотивировал тем, что проведенной прокуратурой Татищевского района проверкой исполнения Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федерального закона от 12.01.1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" установлено отсутствие в Садовском муниципальном образовании специализированной службы по вопросам похоронного дела. Создание такой службы указанными законами возложено на администрацию муниципального образования, которой определяется и порядок ее деятельности. Прокурор полагал, что отсутствие на территории Садовского муниципального образования специализированной службы по вопросам похоронного дела нарушает права родственников и близких умерших на получение услуг по погребению, в связи с чем, обратился в суд с указанными требованиями.
Рассмотрев заявление, суд постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе ответчиком ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального права. Администрация Садовского муниципального образования Татищевского района считает, что органы местного самоуправления самостоятельно принимают решения по вопросам создания специализированных служб похоронного дела в пределах предоставленных им полномочий, в связи с чем, исходя из принципов самостоятельности органов местного самоуправления и разделения властей, закрепленного в статьях 10, 12 Конституции Российской Федерации, суд не вправе разрешать вопросы, касающиеся исключительной компетенции соответствующего органа местного самоуправления. Жалоб со стороны граждан, проживающих на территории Садовского муниципального образования по вопросам похоронного дела либо случаев отказа органа местного самоуправления в организации ритуальных услуг, содержания мест захоронения не имелось. Автор жалобы полагает, что со стороны Садовского муниципального образования нарушения требований действующего законодательства в области похоронного дела не имеется. Более того, на территории Садовского муниципального образования администрацией заключен 09.04.2013 года договор на оказание ритуальных услуг с ООО "Ком-Сервис".
В возражениях на апелляционную жалобу прокуратура Татищевского района Саратовской области просит апелляционную жалобу отклонить, поскольку судом дана надлежащая оценка всем представленным по делу доказательствам и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с нормами материального права.
На заседании судебной коллегии представитель администрации Садовского муниципального образования Татищевского района Саратовской области Леус А.О. доводы жалобы поддержал.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия полагает, что оснований для отмены или изменения вынесенного судебного постановления не имеется.
Судом установлено, что проведенной прокуратурой Татищевского района Саратовской области проверкой исполнения Федеральных законов от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и от 12.01.1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" установлено отсутствие в Садовском муниципальном образовании Татищевского района специализированной службы по вопросам похоронного дела. Создание такой службы указанными законами возложено на администрацию муниципального образования, которой определяется и порядок ее деятельности.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции исходил из того, что специализированная служба по вопросам похоронного дела в первую очередь осуществляет деятельность по гарантированному перечню услуг по погребению. Данная служба не преследует извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и за счет выделяемых органами местного самоуправления необходимых средств оказывает ряд услуг на безвозмездной основе. Заключенный администрацией Садовского муниципального образования договор на оказание ритуальных услуг с коммерческой организацией ООО "Ком-Сервис" не подтверждает фактическое оказание указанной организацией ритуальных услуг на безвозмездной основе. Действующим законодательством органы местного самоуправления не наделены правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям или индивидуальным предпринимателям, а также делегировать сторонним организациям функции, которые отнесены законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления.
Судебная коллегия соглашается с выводами районного суда.
Согласно п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения поселения.
Согласно п. 3 ст. 1, ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" органы местного самоуправления органов поселений, муниципальных образований и городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений для решения вопросов местного значения.
Федеральным законом от 12.01.1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ) за органами местного самоуправления закреплены, в том числе и такие обязанности (полномочия), как осуществление организации похоронного дела, создание специализированных служб по вопросам похоронного дела для погребения умершего и оказания услуг по погребению, определение порядка деятельности обозначенных служб (п. 2 ст. 25, п. 1.2 ст. 29).
В соответствии с частями 1 и 2 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе осуществляют специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления согласно ч. 2 ст. 25 указанного Закона. Супругу, близким родственникам или иным лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе перечня услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения, предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения, перевозка тела умершего на кладбище, погребение.
В силу ст. 12 Федерального закона от 12.01.1996 года N 8-ФЗ на специализированные службы по вопросам похоронного дела также возложены функции по погребению умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников, либо законного представителя умершего.
Специализированные службы по вопросам похоронного дела в первую очередь осуществляют деятельность по гарантированному перечню услуг по погребению в пределах размера социального пособия на погребение, и не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Согласно п. 2 Указа Президента РФ от 29.06.1996 N 1001 органам местного самоуправления предписано выделять специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимые средства для оказания на безвозмездной основе услуг, предусмотренных ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
Следовательно, услуги, оказываемые специализированной организацией по гарантированному перечню, оплачиваются из бюджетных средств соответствующего муниципалитета. Специализированная служба по вопросам похоронного дела является организацией, создаваемой органами местного самоуправления для оказания гражданам ритуальных услуг, но которая не вправе осуществлять полномочия органов местного самоуправления в сфере похоронного дела.
Вместе с тем, Федеральный закон от 12.01.1996 года N 8-ФЗ используя понятие "специализированная служба по вопросам похоронного дела" не содержит ни определения данного понятия, ни характеристики правового статуса данной организации. Фактически специализированная служба - это не вид организации, не определенная организационно-правовая форма юридического лица, а статус, присваиваемый субъекту в связи с выполнением функций по оказанию гражданам гарантированных законом ритуальных услуг. Из названного закона не следует, что иные лица лишены права заниматься этой деятельностью, поскольку предметом регулирования данной нормы являются гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела, а не субъектный состав участников рынка ритуальных услуг. Гарантии населению состоят в создании специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению.
Граждане, реализующие волю умершего, свободны в выборе лица, осуществляющего услуги по захоронению умершего. Законом какие-либо ограничения в составе субъектов, обладающих правом на оказание такогорода услуги, не установлены (статьи 1, 421 ГК РФ).
Судебная коллегия полагает, что создание специализированной службы не означает обязательно учреждение какой-либо муниципальной организации (предприятия или учреждения). Органы местного самоуправления могут являться учредителями и участвовать в создании немуниципальных организаций, межмуниципальных хозяйственных обществ в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", ст. 68 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно п. 5.13 Рекомендаций о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации МДК 11-01.2002 (рекомендованы Протоколом НТС Госстроя России от 25.12.2001 N 01-НС-22/1) специализированные службы по вопросам похоронного дела создаются в предусмотренных российским гражданским законодательством организационно-правовых формах и в зависимости от этого действуют на основании уставов или положений, которые не противоречат законодательным актам Российской Федерации и ее субъектов, а также зарегистрированы в установленном порядке.
С учетом изложенного, специализированная служба - это лишь определенный статус, отражающий круг выполняемых хозяйствующим субъектом функций, в связи с чем, не исключается возможность наделения этим статусом субъекта, созданного в любой организационно-правовой форме.
Федеральный закон РФ "О погребении и похоронном деле" не исключает возможности оказания специализированной организацией на платной основе услуг, не входящих в гарантированный перечень.Кроме того, деятельность по оказанию ритуальных услуг, в т.ч. услуг по погребению, безусловно, осуществляется на конкурентном рынке, на котором товаром выступают услуги, оплачиваемые за счет родственников умерших.
Статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено право коммерческих организаций, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
Устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности, возлагая обязанность по осуществлению погребения на специализированные службы, Федеральный закон от 12.01.1996 года N 8-ФЗ не исключает возможность осуществления данной деятельности и другими коммерческими организациями. Так, согласно ст. 9 указанного закона стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела. Вместе с тем ст.10 Закона предусмотрено, что в случае осуществления погребения за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в ст. 9 Закона.
Таким образом, Федеральным законом от 12.01.1996 года N 8-ФЗ лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, предоставлено право выбора организации, осуществляющей услуги по погребению.
Из материалов дела следует, что на момент обращения прокурора в суд, постановлением администрации Садовского муниципального образования Татищевского района Саратовской области N 54 от 13.12.2012 г. утверждена стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению умерших (погибших) на территории Садовского муниципального образования. Аналогичная стоимость утверждалась и постановлением администрации N 59 от 20.12.2011 г. При этом приложением N 1 к постановлению определены требования к качеству услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению
09.04.2013 года между администрацией Садовского муниципального образования и ООО "Ком-Сервис" заключен договор на оказание услуг по вопросам похоронного дела по осуществлению погребения умерших на территории Садовского муниципального образования, сроком до 31.12.2013 года. Одним из условий заключенного договора является предоставление гарантированного перечня услуг по погребению, а также включены условия, предусмотренные ст. 12 Федерального закона РФ от 12.01.1996 года N 8-ФЗ.
Таким образом, на ООО "Ком-Сервис" (стороннюю организацию) возложены обязанности по погребению умерших и осуществлению иных видов деятельности, которые возлагаются на специализированную службу по похоронному делу.
Вместе с тем из устава ООО "Ком-Сервис" не следует, что общество создано Садовским муниципальным образованием в целях оказания ритуальных услуг и муниципальное образование является его учредителем.В предмет и основные виды уставной деятельности ООО "Ком-Сервис" (п. 2.2) вообще не входит оказание ритуальных услуг населению. С учетом изложенного, оснований считать заключенный администрацией Садовского муниципального образования договор с ООО "Ком-Сервис", как специализированной службой по вопросам похоронного дела, соответствующим положениямФедерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ у судебной коллегии не имеется.
Отсутствие подобной службы в Садовском муниципальном образовании Татищевского района нарушает права жителей на выбор исполнителя ритуальных услуг ввиду отсутствия конкуренции между отсутствующей специализированной организацией, оказывающей услуги на безвозмездной основе и иным хозяйствующим субъектом оказывающим такого рода услуги.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает правильным вывод суда первой инстанции об удовлетворении заявления прокурора и возложении обязанности на администрацию Садовского муниципального образования организовать специализированную службу по вопросам похоронного дела в срок до 01.10.2013 года. Создание специализированной службы по оказанию ритуальных услуг органом местного самоуправления прямо предусмотрено законом. При этом решение, в какой форме будет создана данная служба относится к компетенции администрации муниципального образования в пределах предоставленных полномочий, а следовательно нарушения прав Садовского муниципального образования принятым судебным актом не усматривается.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования судом первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов. Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
С учетом приведенных обстоятельств постановленное по делу решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Татищевского районного суда Саратовской области от 30.07.2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Садовского муниципального образования Татищевского района Саратовской области без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.