Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Коршунова Р.В.,
судей Поляниной О.А., Желонкиной Г.А.,
при секретаре Низове И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гороховой Т.В. к министерству социального развития Саратовской области о признании незаконным отказа министерства социального развития Саратовской области в присвоении Гороховой Т.В. звания "Ветеран труда", признании за Гороховой Т.В. права на присвоение данного звания, возложении на министерство социального развития Саратовской области обязанности по присвоению Гороховой Т.В. звания "Ветеран труда", по апелляционной жалобе министерства социального развития Саратовской области на решение Кировского районного суда города Саратова от 18 июля 2013 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Поляниной О.А., исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Горохова Т.В. обратилась в суд с иском к министерству социального развития Саратовской области о признании незаконным отказа министерства социального развития Саратовской области в присвоении Гороховой Т.В. звания "Ветеран труда", признании за Гороховой Т.В. права на присвоение данного звания, возложении на министерство социального развития Саратовской области обязанности по присвоению Гороховой Т.В. звания "Ветеран труда". В обоснование заявленных требований указала, что в 2012 году награждена ведомственным знаком отличия - медалью "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года", является пенсионером, в связи с чем она обратилась к ответчику с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда". В присвоении такого звания ей было отказано на том основании, что указанная медаль принимается во внимание только при рассмотрении вопроса о присвоении звания "Ветеран труда" в отношении граждан, работавших в период проведения переписи населения 2010 года в системе государственной статистики согласно записям в трудовой книжке. Считая отказ незаконным, истец обратилась с настоящим иском в суд.
Рассмотрев возникший спор, судом постановлено указанное выше решение.
Министерство социального развития Саратовской области не согласилось с решением суда, в апелляционной жалобе просит его отменить.
В обоснование апелляционной жалобы ее автор полагает, что в соответствии с действующим законодательством для признания гражданина ветераном труда необходимо наличие награды, указанной в законе или ином официальном акте уполномоченного органа государственной власти, соответствующего трудового стажа.
По мнению апеллятора, при разрешении вопроса о присвоении звания "Ветеран труда" имеет значение критерий продолжительного добросовестного труда, за осуществление которого гражданин награжден ведомственным знаком отличия, что подразумевает длительные трудовые отношения между работодателем и работником на должности, предусмотренной штатным расписанием.
Кроме того, министерство социального развития Саратовской области указывает, что судом не выполнены требований ст. 150 ГПК РФ, так как исковое заявление поступило в адрес ответчика 19 июля 2013 года без приложения, в связи с чем у министерства социального развития Саратовской области отсутствовала возможность изучения материалов дела и подготовки мотивированного возражения.
На заседание судебной коллегии лица, участвующие в деле, их представители не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия полагает, что оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение.
В соответствии со ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Статья 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" содержит перечень граждан, которые являются ветеранами труда. К ним относятся граждане, имеющие удостоверение "Ветеран труда", а также граждане, награждённые орденами или медалями, либо удостоенные почётных званий СССР или Российской Федерации, либо награждённые ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (п. 1 ст. 7 Федерального закона N 5-ФЗ от 12 января 1995 года).
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (п. 4 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах").
Таким образом, определение условий присвоения указанного звания федеральным законодательством делегировано субъектам Российской Федерации, поскольку выплаты и льготы гражданам, имеющим соответствующие звания, обеспечиваются за счёт бюджетов субъектов федерации, а не бюджета Российской Федерации. То есть, в силу п. 2 ст. 10 и ст. 22 Федерального закона "О ветеранах" соответствующие меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами.
По смыслу положений ст.ст. 11 (части 3), 72, 76 (частей 2 и 5) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель, регулируя вопросы, относящиеся к предметам совместного ведения, вправе определять соответствующие конкретные полномочия и компетенцию органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, равно как и устанавливать принципы разграничения соответствующих предметов ведения и полномочий. Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения предполагает и осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов.
Во исполнение указанного выше Федерального закона были приняты Закон Саратовской области от 09 ноября 2007 года N 241-ЗСО "О ветеранах труда Саратовской области" и Закон Саратовской области от 26 июня 2006 года N 67-ЗСО "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в Саратовской области", которые определяют условия и порядок присвоения звания "Ветеран труда в Саратовской области", а также меры социальной поддержки данных категорий ветеранов.
Статья 2 Закона Саратовской области N 67-ЗСО устанавливает, что лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, представляют документы, подтверждающие:
1) награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде;
2) трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Согласно ст. 4 Закона Саратовской области N 67-ЗСО лицу, которому присвоено звание "Ветеран труда", органом социальной защиты населения по месту его жительства либо по месту пребывания выдается удостоверение ветерана труда.
Как усматривается из материалов дела, на момент обращения в министерство социального развития Саратовской области у Гороховой Т.В. имелся ведомственный знак отличия - медаль "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года" и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости. Данные обстоятельства ответчиком не оспариваются.
В силу положений, изложенных в приложении N 1 (Положение о медали "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года") к приказу Федеральной службы государственной статистики от 8 октября 2010 года N 345 "Об учреждении знака отличия - медали "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года" данная медаль является ведомственным знаком отличия Федеральной службы государственной статистики (п. 1 указанного выше Положения).
Медалью награждаются работники системы Федеральной службы государственной статистики, работники внештатных служб по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, лица, привлекавшиеся к подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, подведению ее итогов, работники федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также работники организаций независимо от форм собственности, принимавшие активное участие в подготовке, проведении и подведении итогов Всероссийской переписи населения 2010 года (п. 2 Положения о медали "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года").
Из материалов дела видно, что Горохова Т.В. в 2010 году по договору подряда, заключенному с территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области, выполняла работу по проведению Всероссийской переписи населения 2010 года (л.д. 37-39). В мае 2012 года Горохова Т.В. награждена ведомственным знаком отличия - медалью "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года" (л.д. 11).
С учётом указанных обстоятельств награждение истца медалью "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года" государственным органом соответствует нормам названного выше приказа Федеральной службы государственной статистики от 8 октября 2010 года N 345. Присвоение звания "Ветеран труда" в силу п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" обусловлено самим фактом наличия у претендента на указанное звание ведомственного знака отличия в труде.
Какие-либо ограничения права на присвоение звания "Ветеран труда" в зависимости от продолжительности работы, за которую гражданин был награжден ведомственным знаком отличия, внесения (или невнесения) записей о такой работе в трудовую книжку или занятия штатной должности претендентом на данное звание приведённым выше законодательством не предусмотрено.
Это подтверждается и содержанием разъяснительного письма заместителя руководителя Федеральной службы государственной статистики от 17 июля 2012 года N В317/2094-ДР, согласно которому из текста ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" не следует, что необходимым условием для присвоения звания "Ветеран труда" является обязательное нахождение награждённого в штатных структурах того или иного ведомства. В соответствии с приказами Росстата, утверждающими ведомственные знаки отличия за подготовку, проведение и подведение итогов Всероссийской переписи населения, указанным ведомственным знаком отличия награждались работники организаций, независимо от форм собственности, принимавшие активное участие в переписи.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Горохова Т.В. имеет право на присвоение звания "Ветеран труда" и удовлетворил заявленные ею исковые требования.
При разрешении требований суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы, касающиеся неправильного применения судом норм материального права, несостоятельны, поскольку сводятся к иному толкованию закона.
Доводы министерства социального развития Саратовской области о позднем поступлении искового заявления Гороховой Т.В., в связи с чем отсутствовала возможность изучения материалов дела и подготовки возражений опровергаются материалами дела. 28 июня 2013 года министерство социального развития Саратовской области извещено о том, что судебное заседание по рассмотрению искового заявления Гороховой Т.В. назначено на 08 июля 2013 года (л.д. 44). В соответствии с положениями ст. 150 ГПК РФ судья разъяснил ответчику права, предусмотренные ст.ст. 35, 39 ГПК РФ, предложил представить доказательства в обоснование своих возражений, разъяснил, что непредставление ответчиком доказательств и возражений в установленный судьей срок не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.
09 июля 2013 года представитель министерства социального развития Саратовской области Евсеева М.Л., действующая на основании доверенности, под роспись извещена о рассмотрении дела на 18 июля 2013 года (л.д. 50). Однако представитель министерства процессуальными правами, в том числе, на ознакомление с материалами дела и представление возражений на исковое заявление Гороховой Т.В. не воспользовалась, в судебное заседание 18 июля 2013 года не явилась.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает необходимым исключить из резолютивной части решения слова "и выдать ей соответствующее удостоверение", поскольку Гороховой Т.В. данное требование к министерству социального развития Саратовской области не заявлялось, судом не рассматривалось, выдача удостоверения осуществляется иным органом, в связи с чем указание в резолютивной части решения об удовлетворении данного требования является ошибочным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда города Саратова от 18 июля 2013 года оставить без изменения, исключив из резолютивной части решения слова: "и выдать ей соответствующее удостоверение".
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.