Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Захарова В.Н.,
судей Песковой Ж.А. и Совкича А.П.,
при секретаре Низове И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Чермалых Е.В. к Управлению Федеральной миграционной службы РФ по Саратовской области о признании незаконным отказа комиссии ответчика в выплате единовременного пособия на обустройство, признании права на получение единовременного пособия на обустройство, выплате такого пособия, а также возмещении расходов по оплате государственной пошлины за приобретение гражданства, по апелляционной жалобе Управления Федеральной миграционной службы РФ по Саратовской области на решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 10 июля 2013 года, которым постановлено:
"Признать незаконным решение комиссии по осуществлению компенсационных выплат и пособий участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, Управления Федеральной миграционной службы РФ по Саратовской области (протокол от 29.10.2011 г. N 39) об отказе Чермалых Е.В. в выплате единовременного пособия на обустройство.
Обязать Управление Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Саратовской области произвести выплату Чермалых Е.В. единовременного пособия на обустройство в размере 40000 руб. 00 коп.
Взыскать с Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Саратовской области в пользу Чермалых Е.В. расходы по оплате государственной пошлины за приобретение гражданства в размере 2000 руб. 00 коп., расходы по оплате государственной пошлины 200 руб. 00 коп., расходы по оплате услуг представителя - 3000 руб. 00 коп., расходы по оформлению доверенности представителя - 850 руб. 00 коп.".
Заслушав доклад судьи Захарова В.Н., обсудив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чермалых Е.В. обратился в суд с исковыми требованиями к Управлению Федеральной миграционной службы по Саратовской области (далее УФМС) о признании незаконным отказа комиссии ответчика по осуществлению компенсационных выплат и пособий участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей в выплате единовременного пособия на обустройство, признании права на получение единовременного пособия на обустройство, выплате единовременного пособия на обустройство в размере 40000 рублей, а также возмещении расходов по оплате государственной пошлины за приобретение гражданства в размере 2000 руб. В обоснование своих требований истец указал, что он обратился к ответчику и был постановлен на учёт в качестве участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, о чем имеется выданное истцу свидетельство "данные изъяты". Однако согласно протоколу N 39 от 29.10.2011 г. Чермалых Е.В. было отказано в выплате единовременного пособия на обустройство. Истец посчитал такой отказ незаконным, в связи с чем обратился в суд с соответствующим иском.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.
Управление Федеральной миграционной службы по Саратовской области не согласилось с постановленным решением суда, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение, согласно которому в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование поданной жалобы ответчик указал, что единовременное пособие на обустройство выплачивается лицам, находящимся в процессе переселения на постоянное место жительства в Российской Федерации, то есть выплачивается только лицам, пересекающим границу России. Истец не может претендовать на соответствующую выплату, поскольку с 2009 года постоянно проживает на территории Российской Федерации.
На заседание судебной коллегии стороны не явились, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили, представитель УФМС просил рассмотреть дело в его отсутствие. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия полагает, что оснований для отмены или изменения вынесенного судебного постановления не имеется, поскольку при разрешении спора судом правильно применены нормы материального и процессуального права, определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 24 мая 1999 года N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии.
Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе:
лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства;
выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства (пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 24 мая 1999 года N 99-ФЗ).
Цели государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников заключаются в оказании государственной поддержки соотечественникам, в том числе в обеспечении правовой защиты их интересов, а также условий, при которых они могли бы в качестве равноправных граждан жить в иностранных государствах или вернуться в Российскую Федерацию (часть 3 статьи 5 Федерального закона от 24 мая 1999 года N 99-ФЗ).
В целях создания дополнительных условий для обеспечения добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 была утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее - Государственная программа).
Из раздела II Государственной программы следует, что целями Государственной программы является стимулирование и организация процесса добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников на основе повышения привлекательности её субъектов, а также компенсация естественной убыли населения в стране в целом и в её отдельных регионах за счет привлечения переселенцев на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.
Согласно разделу IV Государственной программы решение об участии в Государственной программе принимается соотечественником добровольно на основе осознанного выбора им места проживания и работы на территории Российской Федерации.
Соотечественнику, ставшему участником Государственной программы, выдается свидетельство установленного Правительством Российской Федерации образца.
Членом семьи участника Государственной программы является лицо, переселяющееся совместно с участником Государственной программы на постоянное место жительства в Российскую Федерацию. К членам семьи участника Государственной программы относятся: супруга (супруг); дети, в том числе усыновленные или находящиеся под опекой (попечительством); дети супруги (супруга) участника Государственной программы; родители участника Государственной программы и его супруги (супруга), родные сестры и братья участника Государственной программы и его супруги (супруга); дети родных сестер и братьев участника Государственной программы и его супруги (супруга), в том числе усыновленные или находящиеся под опекой (попечительством), бабушки, дедушки, внуки.
Участник Государственной программы и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, имеют право на получение государственных гарантий и социальной поддержки, в том числе:
на компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов на переезд к будущему месту проживания;
на компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов на уплату государственной пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев на территории Российской Федерации;
на получение за счет средств федерального бюджета единовременного пособия на обустройство ("подъемных");
на получение за счет средств федерального бюджета ежемесячного пособия при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности в период до приобретения гражданства Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев. Размер пособия определяется с учетом прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;
на получение компенсационного пакета участника Государственной программы (далее - компенсационный пакет), включающего в себя услуги государственных и муниципальных учреждений дошкольного воспитания, общего и профессионального образования, социального обслуживания, здравоохранения и услуги государственной службы занятости. Расходы на финансирование компенсационного пакета осуществляются за счет средств соответствующих бюджетов.
Размер государственных гарантий, порядок их предоставления, а также перечень мер социальной поддержки утверждаются Правительством Российской Федерации.
Предоставление иных государственных гарантий, социальная поддержка, трудоустройство участника Государственной программы, обеспечение его и членов его семьи необходимым жильем осуществляются в рамках региональных программ переселения.
Порядок назначения и выплаты единовременного пособия на обустройство участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, определен Правилами выплаты единовременного пособия на обустройство участникам государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 года N 7.
В пункте 2 указанного выше постановления установлено, что единовременное пособие на обустройство участникам Государственной программы в отношении лиц, переселяющихся на территорию вселения категории "Б" выплачивается в размере 40000 рублей. С учетом распоряжения Правительства РФ от 15 марта 2010 г. N 326-р, город Саратов относится к категории вселения "Б".
Материалами дела установлено, что Чермалых Е.В. является гражданином "данные изъяты", зарегистрирован по месту жительства в "данные изъяты" (л.д. 26, 30).
18.02.2011 г. УФМС было выдано Чермалых Е.В. свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом "данные изъяты" (л.д. 27-28).
Чермалых Е.В. обратился в УФМС с заявлением о выплате ему единовременного пособия на обустройство (л.д. 32), однако решением УФМС, оформленным протоколом заседания комиссии по осуществлению компенсационных выплат и пособий участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей N 39 от 29.10.2011 г. Чермалых Е.В. в выплате единовременного пособия на обустройство было отказано (л.д. 31).
Данный отказ мотивирован тем, что Чермалых Е.В. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 января 2010 года N 60 "О внесении изменений в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и в план мероприятий по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637" относится к соотечественникам, постоянно или временно проживающим на законном основании на территории Российской Федерации, тогда как согласно указанной Государственной программе правом на получение государственных гарантий и социальной поддержки, в том числе на получение за счет средств федерального бюджета единовременного пособия на обустройство ("подъемных") обладает участник Государственной программы и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что указанные доводы основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства по следующим основаниям.
Так, согласно абзацам 9 и 10 раздела V Государственной программы (в редакции Указа Президента РФ от 12.01.2010 N 60) функции по учету желающих добровольно выехать в Российскую Федерацию для постоянного проживания, углубленному разъяснению содержания Государственной программы и предоставляемых в ее рамках возможностей, содействию соотечественникам в выборе оптимального варианта переселения, подготовке их регистрации в качестве участников Государственной программы и проведению иных мероприятий, обеспечивающих их переселение в Российскую Федерацию, осуществляются представительствами или представителями ФМС России за рубежом, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, временными группами, создаваемыми из числа специалистов ФМС России, МИДа России и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, командируемых в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации.
В отношении соотечественников, постоянно или временно проживающих на законном основании на территории Российской Федерации, функции по учету, углубленному разъяснению содержания Государственной программы и предоставляемых в ее рамках возможностей, подготовке их регистрации в качестве участников Государственной программы, оформлению свидетельства участника Государственной программы и проведению иных мероприятий осуществляются территориальными органами ФМС России в субъектах Российской Федерации, в которых реализуется соответствующая региональная программа переселения.
Организация работы по выплатам участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей единовременного пособия на обустройство и ежемесячного пособия при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной деятельности регламентирована Инструкцией, утвержденной Приказом Федеральной миграционной службы Российской Федерации от 04 июля 2007 года N145.
Согласно пункту 4 названной Инструкции для получения единовременного пособия на обустройство участник Государственной программы предоставляет в территориальный орган ФМС России, где он в установленном порядке зарегистрирован по месту жительства либо поставлен на учет по месту пребывания на территории Российской Федерации, заявление о выплате единовременного пособия на обустройство по установленной форме согласно приложению N 1 к настоящей Инструкции.
Таким образом, из смысла приведенных положений действующего законодательства, в том числе абзаца 3 раздела IV Государственной программы, следует, что право на получение за счет средств федерального бюджета единовременного пособия на обустройство ("подъемных") имеет участник Государственной программы и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, то есть соотечественники и члены семьи которые решили добровольно на основе осознанного выбора определить свое место проживания и работы на территории Российской Федерации. При этом Государственная программа не предусматривает деления участников Государственной программы на группы в зависимости от того, находятся такие участники в процессе переселения или нет.
Поэтому несостоятельным является довод апелляционной жалобы о том, что выплата указанной компенсации зависит от того, находится ли соотечественник в процессе переселения или уже пребывает на законном основании на территории Российской Федерации.
Наличие в Государственной программе раздела VI "Организация переезда участников Государственной программы в Российскую Федерацию", вопреки доводам жалобы, свидетельствует лишь о возможности компенсации расходов на переезд и провоз личного имущества от места проживания на территории иностранного государства до территории вселения в субъекте Российской Федерации дополнительно к компенсациям и пособиям, предусмотренным разделом IV Государственной программы.
Вместе с тем Правила выплаты участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей компенсации за счет средств федерального бюджета расходов на уплату государственной пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев на территории Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2008 г. N 715, устанавливают выплату компенсации за счет средств федерального бюджета расходов на уплату государственной пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев на территории Российской Федерации, после получения разрешения на временное проживание или вида на жительство, приобретения гражданства Российской Федерации и получения паспорта гражданина Российской Федерации соответственно (п. 3). Для получения указанной компенсации необходимо обратиться в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту жительства либо по месту пребывания с заявлением в установленной форме с приложением необходимых документов (п.п. 4, 5).
Учитывая, что с 04.05.2011 г. Чермалых Е.В. имеет паспорт гражданина Российской Федерации (л.д. 26) и обратился к ответчику с заявлением о выплате ему компенсации расходов на уплату государственной пошлины за оформление документов на получение гражданства (л.д. 24), отказ ответчика в выплате такой компенсации представляется судебной коллегии незаконным и необоснованным.
Суд первой инстанции, основываясь на правильном толковании закона и верном установлении обстоятельств дела, сделал вывод о признании права на получение указанной выше компенсации.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия находит обжалуемое судебное решение законным и обоснованным, поскольку оно вынесено в соответствии с правильно применённым судом законом и с учётом представленных сторонами доказательств, которым суд дал надлежащую оценку.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 10 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной миграционной службы по Саратовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.