Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Коршунова Р.В.,
судей Желонкиной Г.А., Поляниной О.А.,
при секретаре Низове И.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Илюшиной О.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в "адрес" о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, включении в стаж периода работы, обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения, по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в "адрес" на решение Балаковского районного суда "адрес" от "дата", которым постановлено:
"исковые требования Ильшиной О.А. удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Балаковском районе Саратовской области N 287 от 01 апреля 2013 года об отказе Ильшиной О.А. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Балаковском районе Саратовской области включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период работы Илюшиной О.А. с 01 октября 1993 года по 08 апреля 1999 года в должности фельдшера медицинского вытрезвителя "данные изъяты" и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 05 февраля 2013 года.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Балаковском районе Саратовской области в пользу Илюшиной О.А. расходы по оплате услуг представителя в размере 7000 рублей".
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А., исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Илюшина О.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Балаковском районе Саратовской области (далее УПФР в Балаковском районе Саратовской области) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, включении в стаж периода работы, обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения.
Истцом требования обоснованы тем, что 02 января 1986 года работала в должности фельдшера медицинского вытрезвителя "данные изъяты". С 01 марта 1994 года переведена на должность фельдшера медицинского вытрезвителя "данные изъяты". С 05 августа 1998 года по день увольнения 08 апреля 1999 года работала фельдшером медицинского вытрезвителя "данные изъяты"
05 февраля 2013 года истец полагая, что имеющегося у нее стажа достаточно для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью обратилась в УПФР в Балаковском районе Саратовской области с соответствующим заявлением. Однако решением УПФР в Балаковском районе Саратовской области от 01 апреля 2013 года N 287 Илюшиной О.А. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью из-за отсутствия требуемой продолжительности стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. В льготный стаж не включен период работы с 01 октября 1993 года по 08 апреля 1999 года в должности фельдшера здравпункта медицинского вытрезвителя "данные изъяты". В тоже время период работы в данной должности и указанном учреждении со 02 января 1986 года по 30 сентября 1993 года УПФР в Балаковском районе Саратовской области засчитан.
Считая решение УПФР в Балаковском районе Саратовской области об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, Илюшина О.А. за защитой своих прав обратилась в суд.
Суд, рассмотрев возникший спор, постановил указанное выше решение.
УПФР в Балаковском районе Саратовской области на решение суда подана апелляционная жалоба, в которой просит решение отменить и принять новое решение об отказе в заявленных требованиях. Автор жалобы считает решение суда необоснованным, постановленным с нарушением норм материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Указывает, что период работы истца в должности фельдшера медицинского вытрезвителя с 01 октября 1993 года по 08 апреля 1999 года не может быть засчитан в льготный стаж, так как "медицинский вытрезвитель" не поименован номенклатурами учреждений здравоохранения, утвержденными приказом Минздрава РФ от 23 ноября 1992 года N 301 и приказом Минздрава РФ от 03 ноября 1999 года N 395, Списками профессий и учреждений, утвержденными постановлениями Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464, Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066, Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781.
В возражениях на апелляционную жалобу Илюшина О.А. полагает решение суда законным, постановленным в соответствии с нормами материального права, на основании имеющихся в деле доказательств.
Участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, их представителей.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ), трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Устанавливая в Федеральном законе от 17.12.2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173-ФЗ (далее Федеральный закон от 17.12.2001 года N 173-ФЗ) правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного ст. 7 названного закона пенсионного возраста, не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда.
В соответствии с п. 2 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Илюшина О.А. со 02 января 1986 года работала в должности фельдшера медицинского вытрезвителя "данные изъяты". С 01 марта 1994 года истец переведена на должность фельдшера медицинского вытрезвителя "данные изъяты". С 05 августа 1998 года по день увольнения 08 апреля 1999 года работала фельдшером медицинского вытрезвителя "данные изъяты".
05 февраля 2013 года истец обратилась в УПФР в Балаковском районе Саратовской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.
Решением УПФР в Балаковском районе Саратовской области от 01 апреля 2013 года N 287 Илюшиной О.А. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельности из-за отсутствия требуемой продолжительности стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. В льготный стаж не включен период работы с 01 октября 1993 года по 08 апреля 1999 года в должности фельдшера здравпункта медицинского вытрезвителя "данные изъяты".
В тоже время, период работы истца в должности фельдшера в указанном выше учреждении со 02 января 1986 года по 30 сентября 1993 года УПФР в Балаковском районе Саратовской области засчитан в соответствии с Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397.
Удовлетворяя заявленные истцом требования, суд пришел к обоснованному выводу о том, что действующее правовое регулирование предусматривает возможность зачета этих периодов в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 установлено, что в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ". При этом, наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке: ... в медицинской службе, медицинской группе, фельдшерских здравпунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных организаций.
Согласно п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). В п. 1 Списка указаны врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
В соответствии с номенклатурой учреждений здравоохранения системы МВД РФ, утвержденной приказом МВД N 351 от 20 июля 1993 года и согласованной с Министерством здравоохранения РФ, Положением о медицинском вытрезвителе при ОВД, медицинский вытрезвитель является специализированным учреждением милиции, т.е. ведомственным лечебно-профилактическим учреждением.
Согласно ст. 12 Федерального закона "Об охране здоровья граждан" и приказа МВД РФ N 206 от 10 марта 1999 года, согласованного с Минздравом России, ведомственные лечебно-профилактические учреждения входят в общегосударственную систему здравоохранения.
Факт работы истца в должности, дающей право на получение пенсии за выслугу лет, в судебном заседании был установлен на основе исследованных доказательств и сторонами не оспаривался (должность фельдшер поименована Списком должностей и учреждений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781). Этим же Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с которыми в стаж на общих основаниях засчитывается работа в медицинских частях и фельдшерских здравпунктах, являющихся структурными подразделениями организаций.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в спорный период работа истца в качестве фельдшера проходила в "данные изъяты", которое не относится к учреждениям здравоохранения, а структурное подразделение - медвытрезвитель не поименован в пункте 6 утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, нельзя признать обоснованными.
Работа Илюшиной О.А. в спорный период была непосредственно связана с деятельностью по охране здоровья населения. Данная деятельность осуществлялась в созданном для указанных целей здравпункте медвытрезвителя, что подтверждается записями в трудовой книжке, выписками из приказов МВД, согласно которым в составе медвытрезвителя "данные изъяты" имелся фельдшерский здравпункт со штатными единицами фельдшера. Одну из штатных единиц занимала Илюшина О.А.
Согласно Положению о медицинском вытрезвителе при отделе внутренних дел исполкома городского, районного совета народных депутатов к основным обязанностям фельдшера медицинского вытрезвителя относилось: выполнение обязанностей в соответствии с инструкцией по оказанию медицинской помощи лицам, доставляемым в медицинские вытрезвители; проверка состоянию здоровья у лиц, находящихся на вытрезвлении; в случае необходимости оказание своевременной медицинской помощи; выявление среди доставленных в медицинский вытрезвитель лиц с признаками венерических, заразных кожных и острых инфекционных заболеваний и принятие мер к направлению их в соответствующие лечебные учреждения и т.д. (п.68)
Положением о фельдшерском здравпункте медвытрезвителя установлено, что фельдшерский здравпункт медицинского вытрезвителя является его структурным подразделением и предназначен для медицинского обслуживания граждан, доставляемых на вытрезвление, и в своей деятельности руководствуется действующим законодательством о здравоохранении, приказами, инструкциями и указаниями Министерства здравоохранения и т.д.
Илюшина О.А. осуществляла лечебную деятельность с 1986 года по апрель 1999 год, в который входит в том числе спорный период, в одном учреждении, исполняла одни и те же обязанности, однако ответчиком в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости был засчитан только период по 30 сентября 1993 года, что по мнению судебной коллегии, является необоснованным с учетом позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 05 ноября 2002 года N 320-О и Постановлении от 3 июня 2004 года N 11-П
При таких обстоятельствах у суда имелись правовые основания для включения спорного периода работы в специальный трудовой стаж истца на основании пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Суд первой инстанции решил вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, исходя из конкретных обстоятельств дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, в которых истец работал).
На момент обращения истца в УПФР по Балаковскому району Саратовской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, у Илюшиной О.А. имелась требуемый 30 -летний стаж лечебной деятельности, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Доводы жалобы по существу являются неправильным толкованием правовых норм и на правильность обжалуемого судебного постановления повлиять не могут, были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.
Исходя из общих принципов пенсионного обеспечения граждан, в частности, принцип его всеобщности, выводы суда первой инстанции следует признать соответствующими закону.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Балаковского районного суда Саратовской области от 12 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Балаковском районе Саратовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.