Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Коршунова Р.В.,
судей Желонкиной Г.А. и Поляниной О.А.,
при секретаре Низове И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Корсакова П.В. к Федеральному государственному казенному учреждению "Управление вневедомственной охраны Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области" (далее - УВО ГУ МВД России по Саратовской области) о признании незаконным бездействия по включению в стаж государственной службы в льготном исчислении периода военной службы по призыву, понуждению к включению в стаж государственной службы в льготном исчислении периода военной службы по призыву
по апелляционной жалобе Корсакова П.В. на решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 25 июня 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования Корсакова П.В. к Федеральному государственному казенному учреждению "Управление вневедомственной охраны Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области" о признании незаконным бездействия по включению в стаж государственной службы в льготном исчислении периода службы по призыву, понуждению к включению в стаж государственной службы в льготном исчислении периода службы по призыву, удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области" во включении периода военной службы Корсакова П.В. по призыву в стаж государственной гражданской службы в льготном исчислении.
Обязать Федеральное государственное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области" включить период прохождения Корсаковым П.В., "дата" года рождения, военной службы по призыву с 24 июня 1996 года по 22 июня 1998 года в период службы в органах внутренних дел в льготном исчислении - 2 года 7 месяцев 11 дней.
В удовлетворении остальной части иска отказать",
заслушав доклад судьи Коршунова Р.В., объяснения представителя Корсакова П.В. - Павлова Б.М. по доверенности от "дата", поддержавшего доводы жалобы, объяснения представителей ФГКУ "Управление вневедомственной охраны ГУ МВД РФ по Саратовской области" (далее - УВО) Стариковой О.В. по доверенности от "дата" и ГУ МВД РФ по Саратовской области (далее - ГУВД) Головко Т.А. по доверенности от "дата", возражавших против доводов жалобы, изучив материалы дела,
УСТАНОВИЛА:
Корсаков П.В. обратился в суд с иском к УВО о признании незаконным бездействия по включению в стаж государственной службы в льготном исчислении периода военной службы по призыву, понуждению к включению в стаж государственной службы в льготном исчислении периода военной службы по призыву. Требования мотивированы тем, что Корсаков П.В. проходил службу в должности полицейского-кинолога роты полиции отдела вневедомственной охраны межмуниципального отдела МВД России "Пугачёвский" со "дата" по "дата" в звании старшины полиции и имел статус государственного служащего. Ранее он проходил службу в органах Федеральной службы исполнения наказаний, а именно: в ИК N - с "дата" по "дата" и в ИК N с "дата" по "дата". Срочную службу по призыву в рядах Российской Армии с 24 июня 1996 по 22 июня 1998 год он проходил в особом Кавказском пограничном округе и участвовал в выполнении задач по обеспечению государственной безопасности и территориальной целостности РФ, разоружении незаконных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа. В связи с этим, период прохождения Корсаковым П.В. срочной военной службы подлежит зачету в льготном исчислении в выслугу лет в двойном размере как 3 года 11 месяцев 8 дней. УВО отказало ему во включении в выслугу лет в льготном порядке периода срочной военной службы по призыву. Поэтому истец просил признать отказ УВО по включению периода срочной военной службы по призыву в выслугу лет в льготном порядке из расчета один день срочной военной службы за два дня государственной службы незаконным и обязать УВО включить период срочной военной службы по призыву с 24 июня 1996 года по 22 июня 1998 года в выслугу лет в органах внутренних дел в льготном порядке из расчета один день срочной военной службы за два дня государственной службы, т.е. 3 года 11 месяцев 8 дней.
Рассмотрев спор, суд постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Корсаков П.В. просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме. Полагает, что судом неверно применены нормы материального права, суд необоснованно сделал вывод о том, что период прохождения службы по призыву в льготном исчислении составляет всего 2 года 7 месяцев и 11 дней, применив при подсчете коэффициент 1,5. Однако согласно положениям Федерального закона "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по призыву засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за два дня работы. При таких обстоятельствах период срочной службы по призыву с 24 июня 1996 года по 22 июня 1998 года в льготном исчислении должен составлять 3 года 11 месяцев и 8 дней. Суд необоснованно не принял во внимание справку командира войсковой части N, которой ему определен льготный срок исчисления срока военной службы по призыву.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в интересах законности в полном объеме (ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Установлено, что Корсаков П.В. проходил срочную службу по призыву в период с 24 июня 1996 года по 22 июня 1998 года, с "дата" по "дата" проходил службу в органах внутренних дел и в учреждениях исполнения наказания. Приказом от 21 октября 2011 года N уволен со службы, выслуга лет в календарном исчислении составила 13 лет 11 месяцев 24 дня, в льготном исчислении 17 лет 05 месяцев 11 дней. Период военной службы по призыву засчитан в выслугу лет в календарном исчислении.
Ответчиком рассмотрено обращение истца о перерасчете срока срочной военной службы в льготном исчислении и включении его в выслугу лет в двойном размере, в указанном перерасчете отказано.
В соответствии с п. 3 ст. 10 Закона Российской Федерации от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
Время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии военнослужащих определяется Правительством Российской Федерации.
Этот порядок определен Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, которым установлено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.
Служба в органах внутренних дел, являющаяся составной частью правоохранительной службы, действительно входит в систему государственной службы РФ. Вместе с тем, как предусматривает п. 1 ст. 14 ФЗ "О системе государственной службы РФ" - стаж государственной службы, то есть общая продолжительность государственной службы, определяется в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан РФ, проходивших государственную службу, и законами субъектов РФ.
Таким образом, законодатель прямо указал, что применительно к пенсионному обеспечению стаж государственной службы должен определяться в соответствии с соответствующим пенсионным законом, то есть в данном случае, в соответствии с Законом "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 941.
Следовательно, льготное исчисление периодов военной службы по призыву предусмотрено Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (пункт 3 статьи 10) только для определенных категорий лиц для зачета в общий трудовой стаж, за который назначается и выплачивается пенсия по старости органами социальной защиты населения.
Доказательств того, что служба Корсакова П.В. проходила в условиях, подлежащих зачету в выслугу лет в льготном исчислении в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 941, истцом не представлено. Кроме того, при увольнении истца из органов внутренних дел рассчитывался не его общий трудовой стаж, а выслуга лет в соответствии с
Законом РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1.
Судебная коллегия соглашается с решением суда первой инстанции об отказе в удовлетворения иска в части правомерности отказа УВО Корсакову П.В. по включению периода срочной военной службы по призыву в выслугу лет в льготном порядке из расчета один день срочной военной службы за два дня государственной службы и обязании включить этот период в выслугу лет в органах внутренних дел в льготном порядке, так как приведенные в судебном решении выводы об обстоятельствах дела мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и в жалобе не опровергнуты.
Указанный вывод согласуется и с позицией Верховного суда РФ, выраженной в решении от 06 июня 2012 года N АКПИ12-630 и определении от 09 октября 2012 года N АПЛ12-542, согласно которым пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих, в том числе исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регламентируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон о пенсионном обеспечении), статья 1 которого распространяет его действие на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, а не на военнослужащих, проходивших военную службу по призыву (действительную срочную военную службу). Согласно Федеральному закону от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" общее правило о льготном исчислении выслуги лет и трудового стажа всех военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, должно применяться дифференцированно, то есть в зависимости от того, проходила военная служба по контракту или по призыву. Военнослужащим, проходившим военную службу по контракту и выполнявшим задачи в условиях чрезвычайного положения, срок такой службы засчитывается в льготном исчислении в выслугу лет, а военнослужащим, выполнявшим аналогичные задачи по призыву, - в льготном исчислении в трудовой стаж.
Доводы жалобы в указанной части не содержат оснований, влекущих отмену решения суда в указанной части и принятие решения об удовлетворении исковых требований в данной части, все они являлись предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств и ошибочное толкование действующего законодательства не могут служить основанием к отмене решения суда.
Вместе с тем, проверяя обжалуемое решение в интересах законности в соответствии с ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ, не связывая себя доводами жалобы, судебная коллегия находит, что решение суда в части признания незаконным отказа УВО по включению периода военной службы Корсакова П.В. по призыву в стаж государственной гражданской службы в льготном исчислении и обязании УВО включить период прохождения Корсаковым П.В. военной службы по призыву с 24 июня 1996 года по 22 июня 1998 года в период службы в органах внутренних дел в льготном исчислении - 2 года 7 месяцев 11 дней постановлено с нарушением норм материального права.
Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Основания исковых требований Корсакова П.В., изложенные им в исковом заявлении (л.д. 6-9) и неоднократно озвученные его представителем в судебных заседаниях суда первой и второй инстанций, свидетельствуют о том, что их целью является именно включение периода военной службы по призыву в выслугу лет в льготном исчислении для досрочного назначения пенсии в соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", но не его включение в стаж государственной гражданской службы. При этом следует иметь в виду, что спора о включении указанного периода в льготном исчислении в общий стаж ни между Корсаковым П.В. и УВО, ни между Корсаковым П.В. и соответствующим органом Пенсионного фонда РФ в настоящее время не имеется.
В силу ч. 1 ст. 330 ГПК РФ одними из оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В связи с этим решение суда в части принятия решения по незаявленным истцом требованиям подлежит отмене.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 25 июня 2013 года в части признания незаконным отказа Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области" во включении периода военной службы Корсакова П.В. по призыву в стаж государственной гражданской службы в льготном исчислении и обязании Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области" включения периода прохождения Корсаковым П.В. военной службы по призыву с 24 июня 1996 года по 22 июня 1998 года в период службы в органах внутренних дел в льготном исчислении - 2 года 7 месяцев 11 дней отменить.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Корсакова П.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.