Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Захарова В.Н.,
судей Песковой Ж.А., Совкича А.П.,
при секретаре Самохиной Л.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Ильиной В.Д. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Саратова о признании права на досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением лечебной деятельности, по апелляционной жалобе Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Саратова на решение Ленинского районного суда города Саратова от 21 июня 2013 года, которым исковые требования удовлетворены полностью.
Заслушав доклад судьи Совкича А.П., обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе городе Саратова Халяпиной Т.П., действующей на основании доверенности от "дата" N, поддержавшей доводы жалобы, объяснения истца Ильиной В.Д., представителя истца Киреевой Т.П., действующей на основании доверенности от "дата", возражавших против доводов жалобы, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ильина В.Д. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Саратова (далее - ГУ УПФ РФ в Ленинском районе города Саратова) и просила признать незаконным решение ГУ УПФ РФ в Ленинском районе города Саратова от "дата" N (протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от "дата" N) в части отказа включить в стаж на соответствующих видах работ в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, отдельные периоды работы и иные периоды; обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, период работы с 13 июля 1987 года по 01 августа 1991 года в качестве медицинской сестры в лечебно-оздоровительном комплексе государственного предприятия " "данные изъяты""; признать право на досрочное назначение пенсии с 04 октября 2012 года.
Решением Ленинского районного суда города Саратова от 21 июня 2013 года исковые требования Ильиной В.Д. удовлетворены полностью.
ГУ УПФ РФ в Ленинском районе города Саратова не согласилось с постановленным решением суда, просит его отменить и принять новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований полностью. В обоснование жалобы указывает, что период работы Ильиной В.Д. с 13 июля 1987 года по 01 августа 1991 года в должности медицинской сестры отдела N "данные изъяты" завода " "данные изъяты"" не может быть засчитан в стаж на соответствующих видах работ, так как завод " "данные изъяты"" не поименован Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. Также, отдел не входит в перечень структурных подразделений организаций (войсковых частей), работа в которых даёт право на досрочное пенсионное обеспечение. Кроме того, истцом суду не были представлены документы, свидетельствующие о создании лечебно-оздоровительного комплекса, его структуре, целях и задачах, характере работы.
Третье лицо на стороне ответчика государственное предприятие " "данные изъяты"" о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки суду не сообщил, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал, в связи с чем, руководствуясь статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в его отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены вынесенного судебного постановления не имеется, поскольку при разрешении спора судом правильно применены нормы материального и процессуального права, определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьи 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 2 статьи 27 названного Федерального закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1,2,6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18,19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Следовательно, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в постановлении от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и тому подобное).
Как было установлено судом, в период с 13 июля 1987 года по 01 августа 1991 года Ильина В.Д. работала в должности медицинской сестры в процедурном кабинете лечебно-оздоровительного комплекса государственного предприятия " "данные изъяты"". Лечебно-оздоровительный комплекс состоял из: процедурного кабинета, ингалятория, массажного кабинета, физиотерапевтического кабинета, кабинетов невропатолога, терапевта, гинеколога, медицинской лаборатории, кабинета лечебной физкультуры, стоматологического кабинета, аптеки.
Данные выводы суда первой инстанции основаны на обстоятельствах, установленных по делу, имеющихся в деле доказательствах, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сомнений в правильности которой, с учётом всех обстоятельств, установленных по делу, у судебной коллегии не имеется.
Период работы Ильиной В.Д. в должности медицинской сестры относится к периодам деятельности до 01 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий медицинским работникам.
В спорный период работы Ильиной В.Д. с 13 июля 1987 года по 01 августа 1991 года медицинской сестрой действовали утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которые предусматривали включение в стаж, предоставляющий право на назначение пенсии за выслугу лет, работы в должности медицинской сестры в лечебно-профилактических учреждениях всех типов и наименований.
Данное Постановление утратило свою силу только с 01 октября 1993 года.
Согласно информационному письму Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27 сентября 2000 года N 3948/1-17 и Пенсионного фонда Российской Федерации от 29 сентября 2000 года N 06-25/8625, при исчислении специального стажа, имевшего место до 1 ноября 1999 года и дающего право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьёй 81 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", применяется Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от 15 октября 1999 года N 377, Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от 03 ноября 1999 года N 395.
В Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 15 октября 1999 года N 377, указана медицинская сестра процедурной.
Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России от 03 ноября 1999 года N 395, предусмотрены лечебно-профилактические учреждения. В составе лечебно-профилактического учреждения может быть организована аптека, которая является его структурным подразделением и действует на правах отделения.
Таким образом, нормативные правовые акты, действующие в спорный период, предусматривали включение в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения для досрочной пенсии - работу в должности медицинской сестры процедурной в лечебно-профилактических учреждениях всех типов и наименований.
Учитывая изложенные выше обстоятельства и приведённые нормы права, суд первой инстанции, по мнению судебной коллегии, обоснованно установил, что в период с 13 июля 1987 года по 01 августа 1991 года Ильина В.Д. осуществляла лечебную деятельность в должности медицинской сестры процедурной в лечебно-профилактическом учреждении, в связи с чем суд пришёл к выводу о необходимости включения в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, периода работы Ильиной В.Д. с 13 июля 1987 года по 01 августа 1991 года в качестве медицинской сестры в лечебно-оздоровительном комплексе государственного предприятия " "данные изъяты"".
С учётом включения спорного периода работы в специальный стаж работы истца, суд первой инстанции правомерно признал за Ильиной В.Д. право на досрочную трудовую пенсию по старости с момента её обращения в ГУ УПФ РФ в Ленинском районе города Саратова, то есть с 04 октября 2012 года.
Доводы апелляционной жалобы ГУ УПФ РФ в Ленинском районе города Саратова являлись предметом изучения и рассмотрения суда первой инстанции, по существу сводятся к иной оценке имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств и, как не опровергающие выводы суда, не являются основанием для отмены постановленного по делу решения.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия находит обжалуемое судебное решение законным и обоснованным, поскольку оно вынесено в соответствии с правильно применённым судом законом и с учётом представленных сторонами доказательств. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда города Саратова от 21 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Саратова - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.