Судья Саратовского областного суда Полянина О.А., при секретаре Февралевой А.И., рассмотрев жалобу заведующей муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад N 6 "Светлячок" села Андреевка Екатериновского района Саратовской области Елиной О.Н. на постановление Ртищевского районного суда Саратовской области от 11 июля 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад N 6 "Светлячок" села Андреевка Екатериновского района Саратовской области,
УСТАНОВИЛ:
постановлением Ртищевского районного суда Саратовской области от 11 июля 2013 года муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 6 "Светлячок" села Андреевка Екатериновского района Саратовской области (далее - детский сад N 6 "Светлячок") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, с назначением юридическому лицу наказания в виде административного штрафа в размере 170 000 рублей.
В жалобе на постановление от 11 июля 2013 года заведующая детским садом N 6 "Светлячок" Елина О.Н. просит постановление суда отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения, отсутствие вины учреждения в осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли без специального разрешения (лицензии).
В обоснование жалобы ее автор указал, что детский сад N 6 "Светлячок" является социально значимым объектом, его финансирование осуществляется за счет средств областного и местного бюджета, учреждением неоднократно направлялись ходатайства о выделении денежных средств для устранения недостатков, указанных в предписаниях Роспотребнадзора и органов государственного пожарного надзора, в целях получения лицензии на образовательную деятельность.
В судебном заседании заведующая детским садом N 6 "Светлячок" Елина О.Н. доводы жалобы поддержала, ссылалась, что юридическим лицом частично исполнены требования предписаний отделения надзорной деятельности по Екатериновскому району ГУ МЧС России по Саратовской области управления надзорной деятельности и территориального отдела в Аткарском районе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области.
Проверив законность и обоснованность постановления суда в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, заслушав объяснения заведующей детским садом N 6 "Светлячок" Елиной О.Н., исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Пункт 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусматривает, что образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с данным Федеральным законом.
В силу ч.ч. 1, 2, 3 ст. 12 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательное учреждение является юридическим лицом, создается и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.
Согласно ч. 4 данной статьи дошкольные учреждения относятся к образовательным учреждениям.
В соответствии со ст. 33.1 Закона Российской Федерации "Об образовании" лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам.
Согласно п. 17 Типового положения Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 года N 2562, право на осуществление образовательной деятельности возникает у дошкольного образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Уставом детского сада N 6 "Светлячок" определено, что учреждение создано в целях реализации права граждан на образование, его основными задачами является, в том числе, охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей. Учреждение осуществляет образовательную деятельность на основании и в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности, полученной в порядке, установленном действующим законодательством.
Как следует из материалов дела, срок лицензии на осуществление детским садом N 6 "Светлячок" образовательной деятельности истек 25 сентября 2004 года (л.д. 58).
17 июня 2013 года министерством образования Саратовской области на основании приказа от 28 мая 2012 года N 1529 проведена внеплановая документальная проверка деятельности детского сада N 6 "Светлячок".
В ходе проверки установлено неисполнение предписания министерства образования Саратовской области от 05 декабря 2012 года N 1234/12 об устранении нарушений в деятельности детского сада N 6 "Светлячок", выявленных в ходе плановой выездной проверки 05 декабря 2012 года, а именно: срок действия лицензии образовательного учреждения истек 25 сентября 2004 года (лицензия серии А 563789, регистрационный N 239 от 25 сентября 2001 года, срок действия до 25 сентября 2004 года). Соответствующая лицензия в установленном порядке не получена.
По результатам проверки составлен акт N 624 от 17 июня 2013 года, заведующей детским садом N 6 "Светлячок" выдано предписание N 624/13 от 17 июня 2013 года об устранении выявленных нарушений.
17 июня 2013 годаконсультантом отдела государственного надзора и контроля качества в сфере образования управления государственного надзора, контроля качества и правового обеспечения комитета по государственному надзору и контролю в сфере образования министерства образования Саратовской области ФИО5 в отношении детского сада N 6 "Светлячок" составлен протокол N 00520 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, в связи с осуществлением юридическим лицом - детский сад N 6 "Светлячок" программ дошкольного образования без соответствующей лицензии.
Вынося постановление по делу об административном правонарушении, судья районного суда исходил из того, что обстоятельства дела, установленные в ходе судебного разбирательства, свидетельствуют о совершении детским садом N 6 "Светлячок" административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ.
Данные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: актом N 624 от 17 июня 2013 года проверки министерством образования Саратовской области детского сада N 6 "Светлячок", протоколом об административном правонарушении, объяснениями законного представителя юридического лица - детский сад N 6 "Светлячок".
Судья районного суда, оценив доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, сделал правильный вывод о том, что детский сад N 6 "Светлячок", являясь образовательным учреждением, длительное время осуществляет образовательную деятельность в отсутствие соответствующей лицензии, и обоснованно квалифицировал действия юридического лица по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ.
Назначенное юридическому лицу административное наказание соответствует степени тяжести совершённого им административного правонарушения. Вывод судьи о наличии оснований для назначения учреждению административного наказания в виде административного штрафа следует признать основанным на обстоятельствах данного дела.
При его назначении судьей районного суда учтены характер правонарушения, в том числе длительность периода противоправных действий образовательного учреждения, которое осуществляет образовательную деятельность в отсутствие соответствующей лицензии с 25 сентября 2004 года и до настоящего времени данное нарушение не устранило.
Доводы законного представителя лица, привлечённого к административной ответственности, приведенные в обоснование жалобы не влекут изменения или отмены вынесенного судьёй районного суда постановления, так как не опровергают выводы судьи о наличии в действиях юридического лица - детский сад N 6 "Светлячок" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 КоАП Российской Федерации, а также не свидетельствуют о наличии по делу смягчающих административную ответственность образовательного учреждения обстоятельств.
Представленные заведующей детским садом N 6 "Светлячок" в судебном заседании документы не могут являться основанием для освобождения учреждения от предусмотренной законом ответственности, и свидетельствуют лишь о частичном устранении юридическим лицом нарушений предписаний органов государственного пожарного надзора и Роспотребнадзора.
Утверждение законного представителя детского сада N 6 "Светлячок" об отсутствии вины учреждения в совершении вмененного административного правонарушения со ссылкой на невозможность самостоятельного устранения образовательным учреждением причин, препятствующих выдаче ему лицензии, является несостоятельным, поскольку детский сад N 6 "Светлячок" вправе осуществлять образовательную деятельность только при наличии соответствующей лицензии.
Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении детского сада N 6 "Светлячок" соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ.
Детскому саду N 6 "Светлячок" назначено минимальное административное наказание, установленное санкцией ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения жалобы и материалов дела оснований полагать, что при рассмотрении настоящего дела районным судом допущены нарушения требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не имеется. Обстоятельства, на основании которых было вынесено указанное постановление, доказаны, в связи с чем оснований для его отмены либо изменения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1-30.9 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
постановление Ртищевского районного суда Саратовской области от 11 июля 2013 года оставить без изменения, жалобу заведующей муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад N 6 "Светлячок" села Андреевка Екатериновского района Саратовской области Елиной О.Н. - без удовлетворения.
Судья О.А. Полянина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.