Судья Саратовского областного суда Пескова Ж.А.,
при секретаре Низове И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора общества с ограниченной ответственностью трастовая компания (далее - ООО ТК) "Надежда-98" Трунова В.А. на решение Кировского районного суда города Саратова от 26.08.2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора комитета по охране окружающей среды и природопользования Саратовской области от 23.07.2013 года N ... директор ООО ТК "Надежда-98" Трунов В.А. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере ... рублей.
По мнению должностного лица вина директора ООО ТК "Надежда-98" Трунова В.А. выразилась в том, что он не принял меры по соблюдению законодательства в области охраны окружающей среды и допустил выброс ООО ТК "Надежда-98" вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а именно: пыли неорганической с содержанием двуокиси кремния 70-20%, без специального разрешения.
Решением Кировского районного суда города Саратова от 26.08.2013 года вышеназванное постановление оставлено без изменения, жалоба директора ООО ТК "Надежда-98" Трунова В.А. - без удовлетворения.
В жалобе, поступившей в Саратовский областной суд, Трунов В.А. указывает на отсутствие доказательств выброса обществом вредных веществ в атмосферный воздух в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха. Ссылается на то, что административный материал не содержит сведений о конкретизации количества выброшенных вредных веществ, пробы загрязнения не изымались, какие - либо лабораторные исследования не проводились. Административным органом не было установлен, что источник выбросов (цемент, песок) относится к источнику вредных выбросов. Более того, судом не дана оценка протоколу и акту ООО "Норма", установившего концентрацию вредных веществ на предприятии значительно ниже установленных нормативов. Речной песок поступает из Саратовского речного порта на предприятие с влажностью, превышающей 3 %. В соответствии с "Методическим пособием по расчету выбросов от неорганизованных источников промышленности строительных материалов" выброс пыли в данном случае принимается равным 0.
Проверив законность и обоснованность постановления должностного лица и решения суда первой инстанции в полном объеме (пункт 3 статьи 30.6 КоАП РФ), заслушав объяснения директора ООО ТК "Надежда-98" Трунова В.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04.05.1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, а под вредным физическим воздействием на атмосферный воздух - вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую природную среду.
Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях не должен оказывать вредное воздействие на человека.
Статьей 12 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" установлено, что в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов: технические нормативы выбросов; предельно допустимые выбросы.
Технические нормативы выбросов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды или другой уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов.
Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
В силу пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" допускаются вредные физические воздействия на атмосферный воздух на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
В соответствии с пунктом 2 подраздела 1.1 раздела 1 Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, введенного письмом Ростехнадзора от 24.12.2004 года N 14-01-333, все источники, относящиеся к конкретной территории предприятия, являются стационарными источниками выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Стационарным источником выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является любой (точечный, площадной и т.д.) источник с организованным или неорганизованным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством.
Исходя из пункта 1 статьи 14 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха", получать разрешение должны лица, осуществляющие выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух посредством стационарных источников.
В пункте 2 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), утвержденного приказом Минприроды Российской Федерации от 25.07.2011 года N 650, конкретизируется, что в порядке, предусмотренном данным Регламентом, разрешения выдаются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, имеющим стационарные источники выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, находящиеся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.
Согласно пункту 10 названного регламента для получения разрешения на выбросы хозяйствующий субъект представляет в территориальный орган Росприроднадзора заявление, содержащее сведения о заявителе (наименование юридического лица, Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, юридический и почтовый адрес, телефон, государственный регистрационный номер записи регистрации заявителя, подтверждающий факт внесения сведений о заявителе в единый государственный реестр юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН)), реквизиты документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, опись представляемых материалов, сведения о местонахождении отдельных производственных площадок, с приложением следующих документов:
утвержденных в установленном порядке и действующих нормативов ПДВ и ВСВ для каждого конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и хозяйствующего субъекта в целом (включая его отдельные производственные территории) или по отдельным производственным территориям;
утвержденного в установленном порядке плана снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и утвержденных органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации сроков поэтапного достижения нормативов ПДВ (в случае если при установлении нормативов ПДВ установлено, что их достижение заявителем не обеспечивается), а также информацию о выполнении завершенных этапов указанного плана.
Из материалов дела видно и установлено судом, что 04.07.2013 года в ходе проверки комитетом охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области соблюдения требований природоохранного законодательства выявлено осуществление ООО ТК "Надежда-98" деятельности, связанной с оптово-розничной торговлей строительных материалов, расфасовкой цемента и песка в мешки, а именно: цемент, песок по адресам: ...
Директором ООО ТК "Надежда-98" является Трунов В.А.
Основными процессами, в результате которых происходит выделение загрязняющих веществ, являются: при непосредственной расфасовке цемента в бумажные пакеты (клапанные мешки), при перемещении мешков с цементов по помещению склада, а также фасовке в мешки песка, поступающего навалом на площадки.
Деятельность ООО ТК "Надежда-98" имеет сезонных характер. Расфасовка цемента начата с апреля 2013 года, песка с февраля 2013 года.
Разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух у ООО ТК "Надежда-98" отсутствует.
Таким образом, судья районного суда пришёл к обоснованному выводу о совершении директором ООО ТК "Надежда-98" правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ.
Обстоятельства совершения лицом, привлекаемым к административной ответственности, указанного правонарушения подтверждаются совокупностью исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств: протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий от 04.07.2013 года N ... ; фототаблицей; справками ООО ТК "Надежда - 98"; представлением об устранении нарушений действующего законодательства, причин и условий, им способствующих от 23.07.2013 года N ... ; актом проверки от 26.07.2013 года N ... ; предписанием N ... от 26.07.2013 года об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и о проведении мероприятий по предотвращению причин вреда окружающей среде; протоколом об административном правонарушении в области охраны окружающей среды и природопользования от 18.07.2013 года N ...
Противоречий представленные в материалах дела доказательства не имеют, соответствуют предъявляемым к ним требованиям закона.
Принимая во внимание, что все полученные доказательства были правильно оценены судом в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, вывод о виновности директора ООО ТК "Надежда-98" Трунов В.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, сомнений не вызывает.
Довод жалобы об отсутствии доказательств выброса обществом вредных веществ в атмосферный воздух в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, во внимание не принимается, поскольку согласно действующему законодательству любой выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения.
Наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду является обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, поскольку указанным разрешением устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Учитывая, что специальное разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух у ООО ТК "Надежда-98" отсутствует, данное обстоятельство само по себе свидетельствует о совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, поскольку объективную сторону этого правонарушения образует отсутствие специального разрешения у субъектов хозяйственной или иной деятельности, обладающих стационарными, передвижными и иными источниками воздействия на окружающую среду.
Довод жалобы о том, что административным органом не было установлено, что источник выбросов (цемент, песок) относится к источнику вредных выбросов, не состоятелен.
Методическими пособиями по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, введенными в действие письмом Ростехнадзора от 24.12.2004 года N 14-01-333, предусмотрено, что при пересыпке сыпучих материалов - песка, цемента в атмосферный воздух происходит выброс пыли неорганической, содержащей двуокиси кремния 70-20%, пересыпка пылящих материалов и их складирование отнесены к неорганизованным источникам выделения (выбросов).
Из материалов дела видно, что основным видом деятельности ООО ТК "Надежда-98" является оптово-розничная торговля строительными материалами: цемент, песок. Согласно акту проверки от 26.07.2013 года при хранении, погрузке, разгрузке, упаковке, расфасовке, дозировке указанных сыпучих материалов осуществляется выброс пыли неорганической, содержащей двуокиси кремния 70-20%.
На заседание суда второй инстанции директор ООО ТК "Надежда-98" Трунов В.А. представил справку открытого акционерного общества "Саратовское речное транспортное предприятие" от 04.10.2013 года, согласно которой отпускаемый в 2013 году речной песок имеет порог влажности 4%, а также товарную накладную и акт от 06.09.2013 года о приобретении в открытом акционерном обществе "Саратовское речное транспортное предприятие" речного песка.
Вместе с тем, проверка ООО ТК "Надежда-98" проводилась Комитетом охраны окружающей среду и природопользования Саратовской области 04.07.2013 года. Установлено, что расфасовка песка начата с февраля 2013 года и продолжалась на момент проверки. Доказательства того, что в указанный период обществом производилась разгрузка и расфасовка песка, приобретённого именно в открытом акционерном обществе "Саратовское речное транспортное предприятие", не представлены.
Ссылка автора жалобы на то, что судом не дана оценка протоколу и акту ООО "Норма", установивших концентрацию вредных веществ значительно ниже установленных нормативов, во внимание не принимается, поскольку как ранее было указано, объективная сторона правонарушения выражается в незаконном выбросе загрязняющих веществ в атмосферу, во вредном физическом воздействии на атмосферный воздух без специального разрешения и в этом случае не зависит от количества показателей выбросов вредных веществ в атмосферный воздух.
Наказание директору ТК "Надежда-98" Трунову В.А. назначено в пределах санкции части 1 статьи 8.21 КоАП РФ и в соответствии с требованиями статьями 4.1-4.3 КоАП РФ.
Каких-либо существенных нарушений норм материального или процессуального права судом первой инстанции и должностным лицом при рассмотрении дела не допущено.
При таких обстоятельствах, основания к отмене решения суда первой инстанции, равно как и постановления должностного лица, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 3.12, 30.1-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
решение Кировского районного суда города Саратова от 26.08.2013 года и постановление государственного инспектора по охране природы Саратовской области от 23.07.2013 года N ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью трастовая компания "Надежда-98" Трунова В.А. оставить без изменения, жалобу директора общества с ограниченной ответственностью трастовая компания "Надежда-98" Трунова В.А. - без удовлетворения.
Судья Пескова Ж.А
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.