Судья Саратовского областного суда Аршинова Е.В.
при секретаре Князевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Калининского муниципального района Саратовской области (далее - Управление ЖКХ администрации Калининского муниципального района Саратовской области) на постановление начальника ОГИБДД МО МВД РФ "Калининский" Саратовской области от 07 июня 2013 года о привлечении Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Калининского муниципального района Саратовской области к административной ответственности по статье 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и решение Калининского районного суда Саратовской области от 22 июля 2013 года
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника ОГИБДД МО МВД РФ "Калининский" Саратовской области от 07 июня 2013 года Управление ЖКХ администрации Калининского муниципального района Саратовской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Решением Калининского районного суда Саратовской области от 22 июля 2013 года вышеназванное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поступившей в Саратовский областной суд, Управление ЖКХ администрации Калининского муниципального района Саратовской области ставит вопрос об отмене решения суда и постановления должностного лица. В обоснование доводов жалобы указывает, что согласно Положению об Управлении ЖКХ администрации Калининского муниципального района Саратовской области организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования город Калининск и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечения дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации входит в круг основных задач, а не обязанностей Управления. Действующим законодательством в качестве владельцев автомобильных дорог указаны исполнительные органы государственной власти, местная администрация, физические и юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве. Управление ЖКХ не является собственником указанных дорог, в частности автомобильной дороги по улице Коммунистической, имущество, предназначенное для обслуживания данной дороги в собственность муниципального района и в собственность Управления ЖКХ администрации Калининского муниципального района не передавалось. Таким образом, Управление ЖКХ не является субъектом названного правонарушения. Кроме того, указывает, что ГОСТ Р 50597-93 предусматривает установление срока для устранения недостатков. Однако, протокол о совершении правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ, 24 мая 2013 года, срок для устранения недостатков Управлению ЖКХ не предоставлялся, акт выявленных недостатков содержания дорог не направлялся. При таких обстоятельствах полагает, что в бездействии Управления ЖКХ на момент составления протокола об административном правонарушении состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ отсутствовал.
Проверив законность и обоснованность решения суда и постановления должностного лица в полном объеме (часть 3 статьи 30.6 КоАП РФ), заслушав объяснения защитника Управления ЖКХ администрации Калининского муниципального района Саратовской области Комарова Д.Л., поддержавшего доводы жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований к их отмене.
В статье 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее Закон) раскрыты основные термины данного Закона, в частности указано, что под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; под обеспечением безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
В соответствии со статьей 12 Закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 6 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Как следует из положений Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в частности, пункта 5 статьи 14 - к вопросам местного значения поселения относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии с частью 4 статьи 15 названного Закона органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Частью 1 статьи 46 указанного Закона предусмотрено, что в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, лица, нарушившие законодательство Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, несут гражданско-правовую, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 2.10 КоАП РФ).
В силу статьи 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Как следует из жалобы Управления ЖКХ администрации Калининского муниципального района Саратовской области в соответствии с решением Совета депутатов муниципального образования город Калининск Калининского муниципального района "О заключении Соглашения о передаче части полномочий органов местного самоуправления муниципального образования город Калининск органам местного самоуправления Калининского муниципального района" от 11 сентября 2012 года N 51-365, решением Калининского районного Собрания Калининского муниципального района от 30 октября 2012 года N 20-191 "О заключении соглашений о передаче части полномочий органов местного самоуправления муниципального образования город Калининск органам местного самоуправления Калининского муниципального района", а также подписанных обеими сторонами соглашений от 21 декабря 2012 года, с 01 января 2013 года администрации Калининского муниципального района Саратовской области были переданы, в том числе, полномочия по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования город Калининск и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных; мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования город Калининск, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации в 2013 году.
Согласно пункту 2.7 Положения об Управлении ЖКХ администрации Калининского муниципального района Саратовской области, утвержденного постановлением главы администрации Калининского муниципального района Саратовской области от 23 ноября 2012 года N 1835, одной из основных задач Управления ЖКХ администрации Калининского муниципального района Саратовской области является организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования город Калининск и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорого местного значения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основанием для привлечения Управления ЖКХ к административной ответственности послужили выявленные в результате проверки 18 мая 2013 года нарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения при содержании дорог, а именно - неудовлетворительное состояние дорожного покрытия на участке дороги в районе жилого дома N 195 по улице Комсомольской в городе Калининске Саратовской области - на проезжей части отсутствует горизонтальная дорожная разметка, имеются выбоины в дорожном покрытии.
В обоснование вины Управления ЖКХ в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ, должностным лицом и судом верно положены собранные по делу доказательства, а именно: протокол об административном правонарушении от 24 мая 2013 года 64 АА 002573, акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, согласно которому на участке дороги по улице Коммунистической в районе дома N 145 города Калининска Саратовской области имеется ямочность в виде выбоин, положением об Управлении ЖКХ администрации Калининского муниципального района Саратовской области, утвержденного постановлением главы администрации Калининского муниципального района Саратовской области от 23 ноября 2012 года N 1835, в соответствии с которым именно Управление ЖКХ администрации Калининского муниципального района Саратовской области с 01 января 2013 года несет ответственность за содержание автомобильных дорог в пределах муниципального образования город Калининск.
При таком положении, обоснованность привлечения Управления ЖКХ к административной ответственности по статье 12.34 КоАП РФ сомнений не вызывает.
Довод жалобы о непередаче администрацией муниципального образования город Калининск в собственность администрации Калининского муниципального района или Управления ЖКХ указанной автомобильной дороги и средств для ее содержания не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения и надлежащем исполнении Управлением ЖКХ обязанностей по содержанию дорог.
Представленное в настоящее судебное заседание экспертное заключение не освобождает от ответственности Управление ЖКХ, так как оно датировано 2012 годом, тогда как обстоятельства административного правонарушения были установлены в мае 2013 года.
Таким образом, должностное лицо пришло к правомерному выводу о наличии в действиях Управления ЖКХ состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ, а районный суд к выводу о законности постановления должностного лица.
Наказание назначено Управлению ЖКХ в пределах санкции статьи 12.34 КоАП РФ и в соответствии с требованиями статьи 4.1 КоАП РФ.
Каких-либо существенных процессуальных нарушений судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
Руководствуясь статьями 30.1-30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление начальника ОГИБДД МО МВД РФ "Калининский" Саратовской области от 07 июня 2013 года о привлечении Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Калининского муниципального района Саратовской области к административной ответственности по статье 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и решение Калининского районного суда Саратовской области от 22 июля 2013 года оставить без изменения, а жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Калининского муниципального района Саратовской области - без удовлетворения.
Судья Е.В. Аршинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.