Судья Саратовского областного суда Пантелеев В.М.,
при секретаре Платицыной Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного врача Саратовского филиала ООО "Фрезениус Нефрокеа" Петрова Г.С. на решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 14 июня 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении главного врача Саратовского филиала ООО "Фрезениус Нефрокеа" Петрова Г.С.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя главного государственного санитарного врача по г. Саратову Киселенковой С.Е. от 23 апреля 2013 года главный врач Саратовского филиала ООО "Фрезениус Нефрокеа" Петров Г.С. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 3000 рублей.
Решением Октябрьского районного суда г. Саратова от 14 июня 2013 года вышеназванное постановление оставлено без изменения, а жалоба Петрова Г.С. - без удовлетворения.
Петров Г.С. жалобе, включая дополнение к ней, просит отменить решение районного суда и принять новое решение об отмене постановления о назначении административного наказания. В обоснование жалобы указывает на несоответствие выводов суда и должностного лица обстоятельствам дела, неправильное применение и толкование ими норм законодательства. Считает, что нормы, предусмотренные ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ не подлежат применению при нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, поскольку положениями ст. 6.3. КоАП РФ предусмотрены специальные по отношению к ст. 14.4 КоАП РФ нормы о привлечении к ответственности за указанные нарушения.
Петров Г.С., его представитель Баркова М.В. доводы жалобы поддержали.
Представители Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области Зайцева Т.М., Турдакова Л.А. считали доводы жалобы необоснованными.
Заместитель главного государственного санитарного врача по г. Саратову Киселенкова С.Е ... в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена, в судебное заседание не явилась, о причинах своей неявки не сообщила, в связи с чем дело рассмотрено в её отсутствие.
Проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела, считаю, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Как следует из материалов настоящего дела и материала, представленного Управлением Роспотребнадзора по Саратовской области, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ, в отношении главного врача Саратовского филиала ООО "Фрезениус Нефрокеа" Петрова Г.С., диализный центр Саратовского филиала ООО "Фрезениус Нефрокеа" оказывает медицинскую помощь с использованием процедуры гемодиализа.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52 - ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать ипроводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания.
В соответствии со ст. 24 указанного Федерального закона при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические профилактические мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 29 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52 - ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52 - ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом. Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.
Положениями п. 1.3, 1.5, 2.1, 2.2, 2.3, пп. б и д п. 2.4, п. 2.5, 2.7, 3.6, пп. г п. 4.1. СП 1.1.1058-01 Санитарные правила "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) предусмотрено:
п. 1.3 настоящие Санитарные правила предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих подготовку к вводу и/или производство, хранение, транспортировку и реализацию продукции, выполняющих работы и оказывающих услуги, а также для органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
п. 1.5 юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
п. 2.1 производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с осуществляемой ими деятельностью по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
п. 2.2 целью производственного контроля является обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания вредного влияния объектов производственного контроля путем должного выполнения санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, организации и осуществления контроля за их соблюдением;
п. 2.3 объектами производственного контроля являются производственные, общественные помещения, здания, сооружения, санитарно-защитные зоны, зоны санитарной охраны, оборудование, транспорт, технологическое оборудование, технологические процессы, рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг, а также сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, отходы производства и потребления;
п. 2.4 производственный контроль включает осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами: на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории (производственной площадке), на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье; сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации; обоснование безопасности для человека и окружающей среды новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов производственной и окружающей среды и разработка методов контроля, в том числе при хранении, транспортировке и утилизации продукции, а также безопасности процесса выполнения работ, оказания услуг;
п. 2.5 номенклатура, объем и периодичность лабораторных исследований и испытаний определяются с учетом санитарно-эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье человека и среду его обитания. Лабораторные исследования и испытания осуществляются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем самостоятельно либо с привлечением лаборатории, аккредитованной в установленном порядке;
п. 2.7. мероприятия по проведению производственного контроля осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Ответственность за своевременность организации, полноту и достоверность осуществляемого производственного контроля несут юридические лица, индивидуальные предприниматели.
Программа (план) производственного контроля составляется в произвольной форме и должна включать следующие данные:
п. 3.3 перечень химических веществ, биологических, физических и иных факторов, а также объектов производственного контроля, представляющих потенциальную опасность для человека и среды его обитания (контрольных критических точек), в отношении которых необходима организация лабораторных исследований и испытаний, с указанием точек, в которых осуществляется отбор проб (проводятся лабораторные исследования и испытания), и периодичности отбора проб (проведения лабораторных исследований и испытаний;
п. 3.6 мероприятия, предусматривающие обоснование безопасности для человека и окружающей среды продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов производственной и окружающей среды и разработка методов контроля, в том числе при хранении, транспортировке, реализации и утилизации продукции, а также безопасности процесса выполнения работ, оказания услуг;
п. 4.1 производственный контроль осуществляется с применением лабораторных исследований, испытаний на следующих категориях объектов:
общественные здания и сооружения: лечебно-профилактические, стоматологические, клиники, кабинеты и иные здания и сооружения, в которых осуществляется фармацевтическая и/или медицинская деятельность.
При осуществлении фармацевтической и медицинской деятельности с целью профилактики инфекционных заболеваний, в том числе внутрибольничных, следует предусматривать контроль за соблюдением санитарно-противоэпидемических требований, дезинфекционных и стерилизационных мероприятий.
Положениями национального стандарта Российской федерации "Вода для гемодиализа. Технические условия. ГОСТ Р 52556-2006", утвержденного приказом Ростехрегулирования от 12.07.2006 г. N 131-ст (далее - ГОСТ Р 52556-2006 "Вода для гемодиализа"), предусмотрено, что настоящий стандарт распространяется на воду, используемую для приготовления диализирующих растворов для гемодиализа, а также для промывки аппаратов "искусственная почка" и другого гемодиализирующего оборудования до и после проведения дезинфекции, и устанавливает гигиенические требования и контроль за качеством воды для гемодиализа.
Согласно п.п. 6.1, 6.2, 6.3, 6.4, 6.5, 6.6 ГОСТ Р 52556-2006 "Вода для гемодиализа" за качеством воды для гемодиализа следует осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор и производственный контроль. Производственный контроль качества воды для гемодиализа осуществляет юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию гемодиализного оборудования по рабочей программе. Юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию гемодиализного оборудования в соответствии с рабочей программой, постоянно контролирует качество воды для гемодиализа в местах водозабора, после прохождения системы водоочистки и перед поступлением в гемодиализный аппарат. Общее микробное число и содержание эндотоксинов в очищенной воде для гемодиализа проверяют ежемесячно. После запуска новой системы водоочистки или после ремонта системы водоочистки контроль по микробиологическим показателям и содержанию эндотоксинов проводят еженедельно в течение 1 месяца. Периодичность контроля воды для гемодиализа по токсикологическим показателям осуществляется: Алюминий - ежемесячно; сурьма, мышьяк, барий, бериллий, кадмий - один раз в полгода; кальций, хлорамин и свободный остаточный хлор - ежедневно; хром - ежеквартально; медь - ежемесячно; фториды - один раз в полгода; свинец - ежемесячно; магний - ежедневно; ртуть - один раз в полгода; нитраты - то же; калий - ежедневно; селен - один раз в полгода; серебро - то же; натрий - ежедневно; сульфаты - один раз в полгода; олово, цинк - то же. Производственный контроль качества очищенной воды осуществляют в соответствии с рабочей программой лаборатории гемодиализного отделения. Контроль качества очищенной воды для гемодиализа осуществляют лаборатории, аккредитованные органами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в установленном порядке. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за качеством воды для гемодиализа осуществляют органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы в соответствии с нормативными и методическими документами Госсанэпидемслужбы России в плановом порядке и по санитарно-эпидемиологическим показаниям, но не реже чем один раз в полгода.
Вместе с тем, согласно материалу административного дела, в период с 12 марта по 08 апреля 2013 г. при проведении административного расследования в отношении диализного центра Саратовского филиала ООО "Фрезениус Нефрокея", осуществляющего деятельность по адресу: г. Саратов, С-ое ущелье, д.N, установлено, что главным врачом Саратовского филиала ООО "Фрезениус Нефрокея" Петровым Г.С. допущено оказание услуг, не соответствующих требованиям указанных нормативно - правовых актов, устанавливающих порядок выполнения работ либо оказания населению услуг, а именно:
- не проводятся микробиологические исследования воды (ОМЧ) и содержание эндотоксинов при аварийных ситуациях (при выходе из строя частей оборудования для водоподготовки, согласно сервисным отчетам от 13.12.2012г.; и от 19.11.2012г.);
- не проводятся лабораторные исследования согласно ГОСТ Р 52556-2006 "Вода для гемодиализа" на токсические показатели (алюминий, сурьма, мышьяк, барий, бериллий, кадмий, кальций, хлорамин, свободный остаточный хлор, хром, медь, фториды, свинец, магний, ртуть, нитраты, калий, селен, серебро, натрий, сульфаты, олово, цинк);
- периодичность контроля проводимого диализным центром Саратовского филиала ООО "Фрезениус Нефрокея" по токсикологическим показателям: алюминий, кальций, калий, натрий - один раз в квартал при норме ежемесячно, ежедневно, один раз в полгода, по показателям: сурьма, мышьяк, барий, бериллий, кадмий, хлорамин, свободный остаточный хлор, хром, медь, фториды, свинец, магний, ртуть, нитраты, селен, серебро, натрий, сульфаты, олово, цинк - один раз в год, при норме один раз в полгода, ежеквартально, ежемесячно;
- руководителем диализного центра Саратовского филиала ООО "Фрезениус Нефрокея" не разработана и не утверждена рабочая программа по периодичности исследований воды для гемодиализа по микробиологическим исследованиям воды (ОМЧ) и на содержание эндотоксинов при аварийных ситуациях, а также на периодичность исследований по токсикологии.
Принимая во внимание приведенные нормы права, дав надлежащую правовую оценку имеющимся доказательствам, должностное лицо и суд пришли к обоснованному выводу о совершении главным врачом Саратовского филиала ООО "Фрезениус Нефрокеа" Петровым Г.С. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ.
При этом, должностным лицом дана надлежащая и подробная оценка на основании анализа действующего законодательства и документов, разработанных ООО "Фрезениус Нефрокеа", доводам Петрова Г.С. о том, что нарушения национального стандарта, не являющегося обязательным для применения, и не применяемым медицинской организацией добровольно, не могут являться основанием для привлечения его к административной ответственности. По результатам данной оценки правомерно указано на то, что выполнение требований национального стандарта ГОСТ Р 52556-2006 "Вода для гемодиализа" является обязательным для выполнения юридическим лицом ООО "Фрезениус Нефрокеа", осуществляющим лечебно-профилактические медицинские услуги.
Довод жалобы о том, что в сервисных отчетах от 13 декабря 2012 года и от 19 ноября 2012 года отсутствуют сведения об аварийных ситуациях, данные отчеты свидетельствуют о штатной ситуации по замене расходного материала, не могут быть приняты во внимание, поскольку доказательств, подтверждающих указанные обстоятельства, в частности самих отчетов, не представлено. При таких обстоятельствах ссылка в жалобе на то, что районный суд не запросил указанные отчеты и их не исследовал, в данном конкретном случае, не свидетельствует о неправомерности его выводов и выводов должностного лица, относительно того, что микробиологические исследования воды (ОМЧ) и содержание эндотоксинов при аварийных ситуациях - при выходе из строя частей оборудования для водоподготовки, согласно сервисным отчетам от 13 декабря 2012 года и от 19 ноября 2012 года, не проводились. В ходе проводимой проверки специалистом-экспертом Турдаковой Л.А. было установлено, что согласно сервисным отчетам от 13 декабря 2012г. и от 19 ноября 2012 года имел место выход из строя частей оборудования для водоподготовки.
Довод жалобы о том, что главным врачом Саратовского филиала ООО "Фрезениус Нефрокеа" разработана программа производственного контроля по периодичности исследований воды по токсикологии не может повлечь отмены состоявшихся постановлений в отношении Петрова Г.С., поскольку данная программа была приобщена только к жалобе на постановление должностного лица, и не была представлена ему на момент вынесения постановления по делу об административном правонарушении. В объяснениях, данных должностному лицу, Петров Г.С. также не указывал на наличие такой программы.
Довод жалобы о том, что нормы, предусмотренные ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ не подлежат применению при нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, поскольку положениями ст. 6.3. КоАП РФ предусмотрены специальные по отношению к ст. 14.4 КоАП РФ нормы о привлечении к ответственности за указанные нарушения, основан на неправильном толковании действующего законодательства, поскольку в данном случае имеет место именно оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, при оказании населению услуг медицинской помощи с использованием процедуры гемодиализа.
Довод жалобы о том, что судом первой инстанции не была дана оценка результатов самостоятельного исследования воды филиалом ООО "Фрезениус Нефрокеа", по результатам которых нарушения содержания ОМЧ и эндотоксинов в забранных пробах не выявлено, как не выявлено показателей воды, представляющих опасность в эпидемиологическом отношении, нарушений допустимой концентрации веществ, не может быть принят во внимание, поскольку не влияет на правильность постановленного решения.
Прочие доводы жалобы сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался Петров Г.С. в жалобе на постановление должностного лица, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных доказательств в их совокупности. Несогласие с оценкой доказательств, данной должностным лицом и судом, не является основанием к отмене постановления должностного лица и судебного постановления.
Наказание главному врачу Саратовского филиала ООО "Фрезениус Нефрокеа" Петрову Г.С. назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ и в соответствии с требованиями ст.ст. 4.1.- 4.3. КоАП РФ, с учетом характера совершенного правонарушения, личности и обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность.
С учетом вышеизложенного, оснований к отмене постановления должностного лица и решения суда первой инстанции, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.1.-30.9. Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
постановление заместителя главного государственного санитарного врача по г. Саратову от 23 апреля 2013 года и решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 14 июня 2013 года оставить без изменения, жалобу главного врача Саратовского филиала ООО "Фрезениус Нефрокеа" Петрова Г.С. - без удовлетворения.
Судья В.М. Пантелеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.