Судья Саратовского областного суда Пескова Ж.А.,
при секретаре Григорьевой Ю.А.,
рассмотрев жалобу директора муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Средняя образовательная школа села Демьяс Дергачевского района Саратовской области" (далее - МКОУ "СОШ с. Демьяс") Васильевой Т.А.на решение Ершовского районного суда Саратовской области от 14.05.2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями 3 и4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного инспектора Дергачевского района по пожарному надзору от 18.04.2013 года директор МКОУ "СОШ с. Демьяс" Васильева Т.А. привлечена к административной ответственности за совершения административного правонарушения, предусмотренного частями 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ, с назначением административного наказания в соответствии с требованиями частей 2 и 3 статьи 4.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере ... рублей.
Решением судьи Ершовского районного суда Саратовской области от 14.05.2013 года вышеназванное постановление оставлено без изменения, жалоба директора МКОУ "СОШ с. Демьяс" Васильевой Т.А. без удовлетворения.
В жалобе, поступившей в Саратовский областной суд, Васильева Т.А. просит решение районного судьи отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения. В обосновании доводов жалобы указывает на отсутствие своей вины ввиду отсутствия денежных средств на устранение нарушений требований пожарной безопасности, отсутствие должного финансирования учреждения со стороны учредителя. Кроме того, считает незаконным вывод суда и инспектора государственного пожарного надзора о необходимости отгородить коридор, расположенный в противоположном конце вестибюля школы. Полагает, что доказательства нарушений Васильевой Т.А. требований пожарной безопасности надзорным органом не представлены, ссылки в актах надзорного органа на нормативные документы не свидетельствуют о совершении правонарушения в области пожарной безопасности.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (пункт 3 статьи 30.6 КоАП РФ), заслушав объяснения защитника Васильевой Т.А. - Маматовой И.К., поддержавшей доводы жалобы, исследовав материалы дела, заслушав объяснения, суд приходит к выводу.
В соответствии с положениями части 3 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу части 4 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Федеральным законом от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" определены общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане).
Согласно части 1 статьи 38 указанного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственник имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом и лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности содержатся в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года N 390 "О противопожарном режиме".
В силу пункта 42 указанных Правил запрещается, в том числе, эксплуатировать электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции; эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника.
Руководитель организации обеспечивает исправное состояние знаков пожарной безопасности, в том числе обозначающих пути эвакуации и эвакуационные выходы. Эвакуационное освещение должно включаться автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения. В зрительных, демонстрационных и выставочных залах знаки пожарной безопасности с автономным питанием и от электросети могут включаться только на время проведения мероприятий с пребыванием людей (пункт 43 Правил)
Лестничные клетки должны иметь выход наружу на прилегающую к зданию территорию непосредственно или через вестибюль, отделенный от примыкающих коридоров перегородками с дверями. При устройстве эвакуационных выходов из двух лестничных клеток через общий вестибюль одна из них, кроме выхода в вестибюль, должна иметь выход непосредственно наружу (пункт 6.34* "СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений").
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения руководителя отделения надзорной деятельности от 26.03.2013 года N ... в период с 09.00 часов по 11.00 часов 18.04.2013 года государственным инспектором Дергачевского района по пожарному надзору майором внутренней службы С. проведено плановое мероприятие по надзору с целью проверки соблюдения обязательных требований пожарной безопасности на территории, в здании МКОУ СОШ с. Демьяс по адресу: ...
В ходе проверки были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, установленные стандартами, нормами и правилами:
-центральная лестничная клетка, имеющая выход через вестибюль, не отделена от примыкающего с правой стороны коридора ведущего в столовую и спортивный зал, перегородкой с дверями (статья 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункт 6.34* СНиП 21-01-97; пункт 33 ППР в РФ от 25.04.2012 года);
- выходы из спортивного зала школы не имеют знаков пожарной безопасности, световых табло "Выход" (статья 6 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункт 7 таблица 2НПБ 104-03; пункт 43 ППР в РФ от 25.04.2012 года);
- выходы их актового зала школы не имеют знаков пожарной безопасности, световых табло "Выход" (статья 6 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункт 7 таблица 2НПБ 104-03; пункт 43 ППР в РФ от 25.04.2012 года);
- на лестничной клетке из актового зала школы электропроводка проложена открытым способом и находится в ветхом состоянии, светильники эксплуатируются со снятыми колпаками (Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункт 42 ППР в РФ от 25.04.2012 года).
Обстоятельства совершения лицом, привлеченным к административной ответственности, правонарушения, предусмотренного частями 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ, подтверждаются имеющимися доказательствами: протоколом об административном правонарушении, актом проверки органом государственного контроля юридического лица, выпиской из приказа о назначении Васильевой Т.А. директором МКОУ СОШ с. Демьяс.
Противоречий представленные в материалах дела документы не имеют, соответствуют требованиям, предъявляемым к форме этих документов, составлены уполномоченными должностными лицами.
Доводы жалобы о том, что причиной нарушений требований пожарной безопасности является отсутствие должного финансирования учреждения со стороны учредителя, что в свою очередь указывает на отсутствие вины
Васильевой Т.А. в совершении административного правонарушения, не состоятельны.
Согласно пунктам 6.7, 6.8, 6.8.1, 6.9.2 Устава МКОУ СОШ с. Демьяс учреждение, являясь казенным учреждением, может осуществлять приносящую доход деятельность в соответствии со своими учредительными документами постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует указанным целям.
К приносящей доходы деятельности учреждения относятся: торговля крупными товарами, оборудованием и продукцией, изготовленной членами коллектива, учащимися; оказание посреднических услуг, реализация продукции, выращенной учреждением, а также реализация продукции, изготовленной участниками образовательного процесса; средства родителей, полученные за предоставление обучающимся дополнительных платных услуг.
Иные источники дохода: добровольные пожертвования и целевые взносы физических и юридических лиц; другие источники, не запрещенные законом.
Источниками формирования имущества и финансового обеспечения общеобразовательного учреждения являются: собственные средства учредителя, бюджетные и внебюджетные средства; имущество, переданное учреждению собственником; добровольные пожертвования и целевые взносы физических и юридических лиц; средства родителей, полученные за предоставление обучающимся дополнительных платных услуг; доход, полученный от реализации продукции и услуг, а также иных видов разрешенной деятельности, осуществляемой самостоятельно; другие источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем Васильевой Т.А. не представлено каких-либо доказательств невозможности финансового обеспечения за счёт иных средств, помимо тех, что выделяет учредитель.
Довод жалобы о незаконности вывода районного судьи и инспектора государственного пожарного надзора о необходимости отгородить коридор, расположенный в противоположном конце вестибюля школы, отсутствии доказательств нарушения Васильевой Т.А. требований пожарной безопасности, не состоятелен, основан на неправильном толковании норм права и сводится к иной оценке доказательств.
Все полученные доказательства были правильно оценены судом в своей совокупности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, вывод о виновности Васильевой Т.А. в совершении инкриминируемого административного правонарушения сомнений не вызывает.
При таких обстоятельствах должностное лицо и суд первой инстанции правомерно пришли к выводу о наличии в действиях Васильевой Т.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частями 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Наказание директору МКОУ СОШ с. Демьяс Васильевой Т.А. назначено в соответствии с требованиями частей 2 и 3 статьи 4.4 КоАП РФ в пределах санкции части 4 статьи 20.4 КоАП РФ, каких-либо нарушений норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, основания к отмене решения суда первой инстанции, равно как и постановления должностного лица, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 3.12, 30.1-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
решение Ершовского районного суда Саратовской области от 14.05.2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа села Демьяс Дергачевского района Саратовской области" Васильевой Т.А. оставить без изменения, жалобу Васильевой Т.А. - без удовлетворения.
Судья Пескова Ж.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.