Судья Саратовского областного суда Совкич А.П., при секретаре Самохиной Л.В., рассмотрев жалобу администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение судьи Волжского районного суда города Саратова от 14 мая 2013 года по жалобе администрации муниципального образования "Город Саратов" на постановление заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава Саратовского межрайонного городского отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области от 11 марта 2013 года о привлечении администрации муниципального образования "Город Саратов" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава Саратовского межрайонного городского отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области (далее - Саратовский МГО по ОИП УФССП по Саратовской области) от 11 марта 2013 года администрация муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация МО "Город Саратов") привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Волжского районного суда города Саратова от 14 мая 2013 года постановление заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава Саратовского МГО по ОИП УФССП по Саратовской области от 11 марта 2013 года оставлено без изменения.
В жалобе администрация МО "Город Саратов" ставит вопрос об отмене постановления должностного лица и решения судьи. Считает его вынесенным с нарушением норм действующего законодательства, ссылается на то, что требования исполнительного документа, обязывающего администрацию МО "Город Саратов" предоставить квартиру ФИО3, носят имущественный характер, в то время как ответственность по части 1 статьи17.15 КоАП РФ наступает за неисполнение требований неимущественного характера. Кроме того, такая санкция как наложение административного штрафа возможна только когда должник злостно уклоняется от исполнения решения суда. Также в постановлении судебного пристава не указано о признании администрации МО "Город Саратов" виновной в совершении какого-либо административного правонарушения.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности администрация МО "Город Саратов", должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении заместитель начальника отдела - заместитель старшего судебного пристава Саратовского МГО по ОИП УФССП по Саратовской области извещены о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении разбирательства не заявили, в связи с чем, руководствуясь статьёй 30.6 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела в полном объеме, прихожу к следующему выводу.
Административная ответственность по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусмотрена за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Как следует из материалов дела, администрацией муниципального образования "Город Саратов" не выполнено требование судебного пристава-исполнителя об исполнении решения Заводского районного суда города Саратова от "дата" о предоставлении в собственность ФИО3 на семью из двух человек благоустроенного жилого помещения, состоящего из одной комнаты, общей площадью не менее "данные изъяты" квадратных метров, в черте города Саратова.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения администрации муниципального образования "Город Саратов" к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
При этом заместителем начальника отдела - заместителем старшего судебного пристава Саратовского МГО по ОИП УФССП по Саратовской области был сделан вывод о том, что вина администрации муниципального образования "Город Саратов" установлена и подтверждается материалами исполнительного производства.
Проверяя законность и обоснованность постановления заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава Саратовского МГО по ОИП УФССП по Саратовской области от 11 марта 2013 года о привлечении администрации муниципального образования "Город Саратов" к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ, суд первой инстанции согласился с выводами заместителя старшего судебного пристава о наличии в действиях администрации муниципального образования "Город Саратов" состава административного правонарушения.
С приведенными выводами согласиться нельзя по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 2.1. КоАП РФ определено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Статья 26.1 КоАП РФ предусматривает, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
Как следует из постановления заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава Саратовский МГО по ОИП УФССП по Саратовской области от 11 марта 2013 года, вывод о вине администрации муниципального образования "Город Саратов" в совершении административного правонарушения с учетом требований частей 1, 2 статьи 2.1 КоАП РФ не мотивирован. Признавая юридическое лицо виновным в совершении административного правонарушения, судебный пристав сослался лишь на то, что должностные лица администрации осознавали, что их действия направлены на неисполнение решения суда, предвидели их вредные последствия для взыскателя по исполнительному документу и желали их наступления.
При обжаловании постановления о привлечении администрации муниципального образования "Город Саратов" к административной ответственности в районный суд, последней указывалось на то, что выделение денежных средств из бюджета, в том числе и на приобретение жилых помещений в целях исполнения решения суда, не может производиться в произвольном порядке на усмотрение органов, осуществляющих полномочия по исполнению бюджета. Процедура расходования бюджетных денежных средств регламентирована нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в законе (решении) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Согласно Федеральному закону от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставу муниципального образования "Город Саратов" утверждение бюджета города, внесение в него изменений и дополнений, утверждение отчета об исполнении бюджета города находится в исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления - Саратовской городской Думы.
Соответственно, администрация муниципального образования "Город Саратов", как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, не вправе самостоятельно распоряжаться денежными бюджетными средствами, не предусмотренными для данных целей решением о бюджете.
Таким образом, выделение денежных средств на приобретение жилых помещений для граждан, в отношении которых принято решение суда о предоставлении жилого помещения, должно происходить в соответствии с предусмотренными для этих целей бюджетными ассигнованиями, утвержденными решением Саратовской городской Думы от 20 декабря 2012 года N 21-246 "О бюджете муниципального образования "Город Саратов" на 2013 год".
Указанные обстоятельства не были исследованы и оценены судом.
При привлечении администрации муниципального образования "Город Саратов" к административной ответственности по настоящему делу, а также при проверке судом законности привлечения к административной ответственности, не выяснялся вопрос о наличии у лица, привлекаемого к административной ответственности, возможности для исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требования о предоставлении жилого помещения и непринятии им всех зависящих от него мер для исполнения.
При таких обстоятельствах, вывод судьи районного суда о наличии виновных, противоправных действий администрации по неисполнению в установленный судебным приставом-исполнителем десятидневный срок требования об исполнении решения суда о предоставлении жилого помещения, нельзя признать законным и обоснованным, поскольку при этом оставлено без внимания то, что в целях исполнения данного требования необходимо проведение ряда мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе возможно по внесению изменений в решение Саратовской городской Думы от 20 декабря 2012 года N 21-246 "О бюджете муниципального образования "Город Саратов" на 2013 год" для определения лимитов денежных средств, направленных на приобретение жилого помещения, в виде конкретной суммы денежных средств и включения данных лимитов в состав расходных обязательств бюджета, по приобретению жилого помещения в целях его предоставления взыскателям, которое осуществляется в рамках проведения закупок для муниципальных нужд, то есть посредством размещения муниципального заказа, процедура проведения которого регламентируется Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд" и не может быть осуществлена ранее 30 дней с момента размещения заказа на официальном сайте госзакупок.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Проверенные материалы дела свидетельствуют о том, что судья районного суда не принял мер к всестороннему, полному и объективному установлению обстоятельств дела, а вывод о наличии в действиях администрации муниципального образования "Город Саратов" вины, является преждевременным.
Приведенные нарушения являются существенными, так как не позволили полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело, что влечет отмену решения районного суда с возвращением дела на новое рассмотрение.
Оснований для прекращения производства по делу не имеется, поскольку обстоятельства, на которые имеются ссылки в жалобе, подлежат тщательной проверке при новом судебном рассмотрении дела.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
жалобу администрации МО "Город Саратов" удовлетворить частично.
Решение судьи Волжского районного суда города Саратова от 14 мая 2013 года по делу по жалобе администрации муниципального образования "Город Саратов" на постановление заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава Саратовского МГО по ОИП УФССП по Саратовской области от 11 марта 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, в отношении администрации муниципального образования "Город Саратов" отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение в Волжский районный суд города Саратова.
Судья А.П. Совкич
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.