Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Богомоловой Ю.А.,
судей Качура И.О., Пискуновой Н.В.,
при секретаре М.И.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сахалинского регионального отделения политической партии "Либерально-демократическая партия России" об отмене решения "данные изъяты" территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N "О списке кандидатов в депутаты Собрания муниципального образования "данные изъяты", выдвинутом Сахалинским региональным отделением политической партии ЛДПР"
по апелляционной жалобе представителя указанного избирательного объединения Р.А.А. на решение Южно-Курильского районного суда от 29 июля 2013 года, которым в удовлетворении требований заявителю отказано.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Богомоловой Ю.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
решением Собрания муниципального образования "данные изъяты" от "дата" N, опубликованном в газете "На рубеже" 15 июня 2013 года, назначены выборы мэра и депутатов Собрания указанного муниципального образования на 8 сентября 2013 года.
Решением "данные изъяты" территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N Сахалинскому региональному отделению политической партии "Либерально-демократическая партия России" отказано в заверении списка кандидатов в депутаты Собрания муниципального образования "данные изъяты" по единому избирательному округу.
Не согласившись с указанным решением, "дата" Сахалинское региональное отделение политической партии "Либерально-демократическая партия России" обратилось в суд с заявлением об его отмене и возложении обязанности на "данные изъяты" территориальную избирательную комиссию заверить выдвинутый им список кандидатов в депутаты.
В обоснование заявленных требований избирательное объединение указало, что 30 июня 2013 года на внеочередной конференции регионального отделения партии выдвинут список кандидатов в депутаты Собрания в количестве 16 человек и 2 июля 2013 года подготовлены необходимые документы для представления в "данные изъяты" территориальную избирательную комиссию, однако в период со 2 по 5 июля 2013 года из-за неблагоприятных метеоусловий отсутствовало авиасообщение Южно-Сахалинск - Южно-Курильск, в связи с чем на основании разъяснений избирательной комиссии Сахалинской области уполномоченным представителем отделения 5 июля 2013 года, в последний день установленного законом срока, в избирательную комиссию представлены свето-фотокопии документов, 6 июля - их оригиналы, а 8 июля 2013 года - выписка из протокола заседания координационного совета от "дата" N об отзыве из представленного списка 5 кандидатов в депутаты. 8 июля уполномоченному представителю сообщили о проведении заседания комиссии по вопросу заверения списка 8 июля в 18.00 часов. В этот день в указанное время ему вручили оспариваемое решение, датированное 7 июля, об отказе в заверении списка кандидатов. Считает его незаконным, поскольку комиссия в этот день никакого решения не принимала. Полагает, что в соответствии с пунктом 32 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательное объединение вправе исключить некоторых кандидатов из выдвинутого им списка, в связи с чем и было принято такое решение координационным советом 4 июля 2013 года и представлено в комиссию 8 июля. Отмечает, что избирательное законодательство не предусматривает возможность принятия избирательной комиссией решения об исключении кандидата из еще незаверенного списка, поэтому кандидат будет считаться исключенным из списка с момента представления избирательным объединением соответствующего решения в комиссию.
В судебном заседании представитель избирательного объединения Р.А.А. заявление поддержал.
Представитель заинтересованного лица - председатель "данные изъяты" территориальной избирательной комиссии К.Н.А. просила в удовлетворении требований отказать.
Решением Южно-Курильского районного суда в удовлетворении требований заявителю отказано.
Представителем избирательного объединения Р.А.А. на решение суда подана апелляционная жалоба, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение. Не соглашается с выводом суда о том, что заседание "данные изъяты" территориальной избирательной комиссии состоялось 7 июля 2013 года, поскольку он основан на показаниях заинтересованных лиц - членов комиссии. Ссылается на приложенную к жалобе копию выписки из книги учета работников администрации, работающих во внеурочное время, согласно которой председатель "данные изъяты" территориальной избирательной комиссии покинула здание администрации, где располагается комиссия, 7 июля 2013 года в 18 часов 10 минут. В этой связи, в жалобе настаивает на том, что заседание комиссии проходило 8 июля 2013 года, поэтому избирательная комиссия была уведомлена об отзыве пяти кандидатов из представленного списка, что являлось основанием для исключения этих кандидатов из списка, а список с остальными кандидатами должен был быть заверен. Считает, что срок представления в избирательную комиссию документов не является пресекательным. Обращает внимание на то, что Южно-Курильский район является удаленным и труднодоступным, а факсимильные копии поступили в комиссию в пределах 20-дневного срока и первым транспортом были доставлены оригиналы документов.
На апелляционную жалобу поступили возражения от председателя "данные изъяты" территориальной избирательной комиссии.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Сахалинского регионального отделения политической партии "Либерально-демократическая партия России" Е.Е.А., поддержавшего жалобу, заключение прокурора О.Д.А. об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 1, 14 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N67) избирательные объединения вправе выдвигать списки кандидатов. В едином избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть один список кандидатов.
Список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, представляется в избирательную комиссию, организующую выборы, вместе с документами, указанными в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона. Избирательная комиссия в течение трех дней со дня приема документов заверяет список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением. Основаниями для отказа в заверении списка кандидатов являются отсутствие документов, указанных в законе, несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", настоящим Федеральным законом.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 33 Федерального закона N67 соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным на то уставом политической партии, иного общественного объединения постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Вместе с заявлением, указанным в пункте 2 настоящей статьи, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом.
Статьей 29 Закона Сахалинской области от 28 апреля 2008 года N35-ЗО "О муниципальных выборах в Сахалинской области" (далее - Закон области N35) предусмотрен порядок выдвижения списков кандидатов избирательными объединениями при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования.
На основании части 7 указанной статьи Закона области N35 уполномоченный представитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, представляет в избирательную комиссию муниципального образования не позднее чем через 20 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении муниципальных выборов до 18 часов по местному времени следующие документы единовременно:
1) список кандидатов, выдвинутый по единому избирательному округу, в котором указываются фамилия, имя и отчество каждого включенного в него кандидата, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий); если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа. В случае наличия у кандидата помимо гражданства Российской Федерации гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, в списке кандидатов указываются сведения об иностранном гражданстве кандидата либо указываются сведения о виде на жительство или ином документе, подтверждающем право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства; в случае наличия у кандидата неснятой и непогашенной судимости - сведения о судимости кандидата. По желанию кандидата в списке кандидатов указываются его принадлежность не более чем к одной политической партии либо к иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и его статус в данной политической партии, данном общественном объединении при условии представления документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, общественного объединения либо уполномоченным на то уставом политической партии, иного общественного объединения постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения;
2) в отношении каждого лица, включенного в список кандидатов, - заявление в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата, и документы, предусмотренные частями 6 и 8 статьи 27 настоящего Закона (копии документов заверяются уполномоченным представителем избирательного объединения);
3) официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения список граждан, включенных в список кандидатов и являющихся членами данной политической партии;
4) нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании;
6) решение о назначении и список уполномоченных представителей избирательного объединения, в том числе по финансовым вопросам;
7) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения) о выдвижении списка кандидатов;
8) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии.
Список кандидатов по единому избирательному округу, список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам представляется в избирательную комиссию муниципального образования на бумажном носителе по форме, утверждаемой этой комиссией. Список кандидатов по единому избирательному округу, список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам должен быть прошит, пронумерован (за исключением списка, составленного на одном листе), заверен подписью уполномоченного представителя избирательного объединения, а также печатью избирательного объединения (если избирательное объединение является юридическим лицом) (часть 9 статьи 29).
Избирательная комиссия муниципального образования в течение трех дней со дня приема документов, указанных в части 7 настоящей статьи, обязана принять решение о заверении списка кандидатов по единому избирательному округу, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам либо об отказе в его заверении, который должен быть мотивирован. Основаниями для отказа в заверении списка кандидатов являются несоблюдение требований к выдвижению кандидатов, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", Федеральным законом, отсутствие документов, предусмотренных пунктами 1, 3 - 9 части 7 настоящей статьи, а также заявлений, указанных в пункте 2 части 7 настоящей статьи. Отсутствие заверенной уполномоченным представителем избирательного объединения копии паспорта кандидата или документа, заменяющего паспорт гражданина, предусмотренной пунктом 2 части 8 настоящей статьи, является основанием для исключения соответствующего кандидата из списка кандидатов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам до его заверения.
Решение избирательной комиссии муниципального образования о заверении списка кандидатов по единому избирательному округу, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам с копией заверенного списка либо об отказе в его заверении выдается уполномоченному представителю избирательного объединения в течение одних суток с момента принятия соответствующего решения.
Решение об отказе избирательному объединению в выдаче заверенной копии списка кандидатов по основанию отсутствия документов, указанных в настоящей части, не препятствует повторному представлению уполномоченным представителем избирательного объединения надлежащим образом оформленных документов в установленный частью 7 настоящей статьи срок (часть 10 статьи 29).
После представления в избирательную комиссию муниципального образования списка кандидатов его состав и порядок размещения в нем кандидатов не могут быть изменены, за исключением изменений, вызванных выбытием кандидатов, либо по их личным заявлениям, либо в связи с отзывом кандидатов избирательным объединением, либо в связи со смертью кандидата, либо в связи с обстоятельствами, указанными в части 12 настоящей статьи, либо в связи с исключением кандидата из списка кандидатов решением избирательной комиссии муниципального образования (часть 11 статьи 29).
Части 6 и 8 статьи 27 Закона области N35 дублируют положения изложенных выше пунктов 2 и 3 статьи 33 Федерального закона N67 и определяют документы, подлежащие представлению в избирательную комиссию вместе с заявлениями кандидатов о согласии баллотироваться по единому избирательному округу.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 30 июня 2013 года на внеочередной партийной конференции Сахалинского регионального отделения политической партии "Либерально-демократическая партия России" принято решение о выдвижение единого списка кандидатов в депутаты Собрания муниципального образования "данные изъяты" в количестве 16 кандидатов.
5 июля 2013 года в 17.00 часов, то есть в последний день установленного частью 7 статьи 29 Закона области N35 двадцатидневного срока, уполномоченным представителем указанного избирательного объединения в "данные изъяты" территориальную избирательную комиссию представлены незаверенные, не прошитые и не скрепленные подписью уполномоченного представителя и печатью избирательного объединения светокопии документов для заверения единого списка кандидатов в депутаты Собрания. Оригиналы этих документов представлены 6 июля 2013 года.
В составе представленных в комиссию документов в отношении пяти кандидатов - К.И.В., П.О.М., П.И.В., А.А.П., Т.А.П. отсутствовали документы, предусмотренные пунктом 2 части 7 статьи 29 и частями 6 и 8 статьи 27 Закона области N35, а именно: заявления названных кандидатов о согласии баллотироваться, копии документов, удостоверяющих личность, и подтверждающих сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности, сведения о размере и об источниках доходов, об имуществе.
При таких данных, Южно-Курильская территориальная избирательная комиссия оспариваемым решением от ДД.ММ.ГГГГ N правомерно отказала в заверении списка кандидатов в депутаты, поскольку отсутствие вышеназванных документов в силу прямого указания закона (пункт 14 статьи 35 Федерального закона N67 и часть 10 статьи 29 Закона области N35) является основанием к отказу в заверении списка.
Довод заявителя о том, что заседание избирательной комиссии ДД.ММ.ГГГГ фактически не проводилось, был предметом исследования в суде первой инстанции, обоснованно признан судом несостоятельным по основаниям, изложенным в решении, с учетом опрошенных в судебном заседании показаний свидетелей - членов комиссии и других лиц, присутствовавших на заседании комиссии.
Ссылка представителя избирательного объединения на приложенную к апелляционной жалобе копию выписки из книги учета работников администрации, работающих во внеурочное время, не может быть принята во внимание, так как данный документ не был представлен в суд первой инстанции, ходатайство об его истребовании суду не заявлялось и невозможность его представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, необоснованна. В этой связи, в силу положений статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дополнительное доказательство судом апелляционной инстанции не принимается и не подлежит оценке.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на момент рассмотрения комиссией вопроса о заверении списка кандидатов в депутаты информацией об отзыве пяти кандидатов комиссия не располагала, выписка из протокола заседания координационного совета регионального отделения партии от 4 июля 2013 года N об отзыве кандидатов представлена в комиссию лишь 8 июля 2013 года, в связи с чем оснований для заверения списка кандидатов в депутаты, за исключением отозванных кандидатов, у избирательной комиссии не имелось.
Утверждение представителя избирательного объединения Е.Е.А. о том, что избирательное объединение не было извещено о заседании комиссии, не может быть принято во внимание, поскольку закон такую обязанность на избирательную комиссию на стадии решения вопроса о заверении списков кандидатов не возлагает. Такая обязанность предусмотрена в силу пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона N67 при рассмотрении вопроса о регистрации списка кандидатов.
Обоснованно отказано избирательной комиссией в заверении единого списка кандидатов также в связи с непредставлением в установленный законом двадцатидневный срок документов, отвечающих требованиям Федерального закона N67 и положениям части 9 статьи 29 Закона области N35, с чем согласился суд первой инстанции.
При этом, проанализировав нормы избирательного законодательства, суд правильно указал, что ответственность за предоставление документов, за полноту содержащихся в них сведений, за соответствие оформления представленных документов требованиям закона возложена на избирательное объединение, которое не вправе дополнительно представлять документы, необходимые для заверения единого списка кандидатов, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом.
В этой связи, довод заявителя о невозможности представления надлежащих документов ввиду отсутствия по метеоусловиям авиационного сообщения с Южно-Курильском со 2 по 5 июля 2013 года обоснованно отвергнут судом, поскольку установленный законом срок представления документов является пресекательным, продлению и восстановлению не подлежит. Более того, с момента принятия решения о выдвижении списка кандидатов необходимые документы могли быть доставлены морским сообщением.
При таких данных, когда решение об отказе в удовлетворении заявленных требований судом постановлено в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами, которым дана надлежащая правовая оценка, с которой соглашается судебная коллегия, оснований к отмене принятого по делу решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Южно-Курильского районного суда от 29 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Регионального отделения политической партии "Либерально-демократическая партия России" Р.А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Богомолова Ю.А.
Судьи: Качура И.О.
Пискунова Н.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.