Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Богомоловой Ю.А.,
судей Усольцевой И.В., Качура И.О.,
при секретаре М.И.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б.В.Г. об отмене решения "данные изъяты" территориальной избирательной комиссии от "дата" N об отказе в регистрации его кандидатом в депутаты Собрания муниципального образования "данные изъяты" Сахалинской области пятого созыва по "данные изъяты" двухмандатному избирательному округу N и возложении обязанности на комиссию зарегистрировать его кандидатом в депутаты
по апелляционной жалобе Б.В.Г. и апелляционному представлению исполняющего обязанности прокурора "адрес" на решение Макаровского районного суда от "дата", которым в удовлетворении требований отказано.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Богомоловой Ю.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
решением Собрания муниципального образования "данные изъяты" назначены выборы депутатов Собрания муниципального образования "данные изъяты" Сахалинской области пятого созыва на "дата".
Решением "данные изъяты" территориальной избирательной комиссии от "дата" N Б.В.Г., выдвинутому в составе списка кандидатов Региональным отделением политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Сахалинской области по "данные изъяты" двухмандатному избирательному округу N, отказано в регистрации кандидатом в депутаты.
Не согласившись с указанным решением, "дата" Б.В.Г. обратился в суд с заявлением об его отмене и возложении на избирательную комиссию обязанности зарегистрировать его кандидатом в депутаты.
В обоснование требований заявитель сослался на то, что Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не содержит требований о представлении выдвинутым в составе списка политической партии кандидатом дополнительного заявления о регистрации, поскольку такая регистрация осуществляется комиссией на основании документов, представленных избирательным объединением и кандидатом после заверения списка. Считает решение нарушающим его пассивное избирательное право, а пункт 5 части 1 статьи 35 Закона Сахалинской области "О муниципальных выборах в Сахалинской области", на основании которого комиссией было принято оспариваемое решение, противоречащим положениям федерального законодательства.
В судебном заседании Б.В.Г. не присутствовал, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители "данные изъяты" территориальной избирательной комиссии Л.В.В. и З.Н.В. с требованиями заявителя не согласились.
Решением Макаровского районного суда в удовлетворении требований заявителю отказано.
На решение суда Б.В.Г. подана апелляционная жалоба, в которой он просит его отметить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Считает неправильным вывод суда об обязанности выдвинутого партией кандидата представлять в избирательную комиссию заявление о регистрации, полагая, что пункт 5 части 1 статьи 35 Закона области к спорным правоотношениям неприменим. Отмечает, что региональным отделением политической партии, а также им в избирательную комиссию представлены все необходимые документы, в том числе заявление о согласии баллотироваться, что является достаточным для его регистрации кандидатом в депутаты. Обращает внимание, что заявления об отказе от дальнейшего участия в выборах он не подавал, выдвинувшая его партия решения об его отзыве не принимала.
Исполняющим обязанности прокурора "данные изъяты" на решение суда подано апелляционное представление, в обоснование которого он считает, что судом не исследовался вопрос о необходимости уведомления комиссией Б.В.Г. о представления им недостающего документа, что следует из положений пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона N67 и пункта 2.3 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 1 июня 2010 года N784-О-О. В этой связи, просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
На апелляционную жалобу и апелляционное представление поступили возражения от председателя "данные изъяты" территориальной избирательной комиссии.
Проверив материалы дела, выслушав представителей Б.В.Г. - Г.А.В. и С.В.О., поддержавших жалобу по изложенным в ней основаниям, заключение прокурора Е.Ю.В. об отмене решения суда и удовлетворении требований заявителя и не поддержавшую доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая на основании пункта 3 части 4 статьи 37 Закона Сахалинской области от 28 апреля 2008 года N35-ЗО "О муниципальных выборах в Сахалинской области" (далее - Закон области N35) Б.В.Г. в регистрации кандидатом в депутаты, Макаровская территориальная избирательная комиссия указала на то, что он не выполнил требования пункта 5 части 1 статьи 35 Закона области N35, а именно: не представил в комиссию заявление о регистрации его кандидатом в депутаты.
Данный вывод комиссии суд первой инстанции посчитал правильным, с чем согласиться нельзя.
Согласно подпункту "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N67) основанием отказа в регистрации кандидата является: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Аналогичная норма изложена в пункте 3 части 4 статьи 37 Закона области N35.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 32 Федерального закона N67 граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом. Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено политической партией, имеющей в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, либо ее региональным отделением или иным структурным подразделением, имеющими в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.
Порядок выдвижения кандидатов в составе списков кандидатов от политической партии и порядок регистрации таких кандидатов регламентированы статьями 35 и 38 Федерального закона N67.
На основании пунктов 14.1, 14.3 статьи 35 Федерального закона N67 в случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком и необходимости в соответствии с законом субъекта Российской Федерации его заверения организующей выборы избирательной комиссией уполномоченный представитель избирательного объединения представляет в организующую выборы избирательную комиссию, в составе иных необходимых документов: список кандидатов; заверенную уполномоченным представителем избирательного объединения копию паспорта каждого кандидата или документа, заменяющего паспорт гражданина; решение политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком.
Решение организующей выборы избирательной комиссии о заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам с копией заверенного списка выдается уполномоченному представителю избирательного объединения, а также направляется в соответствующие окружные избирательные комиссии. Кандидаты, включенные в заверенный список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, представляют в соответствии с пунктом 5 статьи 33 настоящего Федерального закона в окружные избирательные комиссии документы, указанные в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 33 Федерального закона N67 такими документами являются: оформленное в установленном порядке заявление в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу; копии документов, подтверждающих сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности; сведения о размере и об источниках доходов, имуществе кандидата и другие документы.
С момента поступления в комиссию заявления о согласии баллотироваться в силу пункта 2 статьи 33 Федерального закона N67 соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
На основании пункта 1 статьи 38 Федерального закона N67 регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии решения политической партии, указанного в пункте 16 настоящей статьи.
Предоставление какого-либо дополнительного заявления от кандидата, включенного в список политической партии, подтверждающего его согласие на участие в выборах, федеральный закон не предусматривает.
Выбытие (исключение) кандидата из представленного политической партией и заверенного комиссией списка осуществляется на основании письменного заявления кандидата о снятии своей кандидатуры либо на основании решения избирательного объединения об отзыве кандидата, что предусмотрено пунктами 30-32 статьи 38 Федерального закона N67.
Как следует из материалов дела, решением "данные изъяты" территориальной избирательной комиссии от "дата" N заверен список кандидатов в депутаты Собрания муниципального образования "данные изъяты" Сахалинской области пятого созыва в количестве 3 человек, выдвинутый для баллотирования по мажоритарной системе выборов региональным отделением политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Сахалинской области.
В составе данного списка по "данные изъяты" двухмандатному избирательному округу N числился Б.В.Г.
Во исполнение пункта 14.3 статьи 35 Федерального закона N67 Б.В.Г. в "данные изъяты" территориальную избирательную комиссию "дата" представлены предусмотренные пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего закона документы, в том числе заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Собрания муниципального образования "данные изъяты".
Таким образом, Б.В.Г. в письменной форме выразил волеизъявление на участие в выборах.
Заявления о снятии своей кандидатуры Б.В.Г. в комиссию не подавал, решения избирательного объединения об его отзыве как кандидата в депутаты не принималось.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 35 Закона области N35 для регистрации кандидата, списка кандидатов этот кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатом, не ранее чем за 50 дней и не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени представляет в комиссию, определяющую результаты выборов в округе, заявление о регистрации кандидата на основании документов, представленных при выдвижении кандидата (если в соответствии со статьей 33 настоящего Закона сбор подписей не производился и кандидат в соответствии с частью 1 статьи 57 настоящего Закона не создает избирательный фонд).
Таким образом, Закон области устанавливает необходимость представления в избирательную комиссию помимо заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу заявления о регистрации в качестве кандидата.
Поскольку такое правовое регулирование не вытекает из Федерального закона, которым регламентирован порядок выдвижения списков кандидатов избирательными объединениями и порядок выбытия (исключения) кандидатов из списка, судебная коллегия считает приведенную выше норму Закона области в части требования о предоставлении заявления о регистрации дополнительно к предусмотренному Федеральным законом письменному согласию баллотироваться по соответствующему избирательному округу, не подлежащей применению по данному делу.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что непредставление Б.В.Г. предусмотренного Законом области заявления о регистрации как отдельного документа, повторно подтверждающего уже выраженное согласие на участие в выборах, не могло являться основанием для отказа в регистрации заявителя кандидатом в депутаты.
Изложенный в возражениях на апелляционную жалобу довод председателя "данные изъяты" территориальной избирательной комиссии о том, что в заявлении о регистрации, по разработанной территориальной комиссией форме, предусмотрено уведомление комиссии о том, что кандидат не создает свой избирательный фонд, о чем Р.О.Ф. комиссию в известность не поставил, не может быть принят во внимание. Пунктом 4 статьи 58 Федерального закона N67 и частью 4 статьи 57 Закона области N35 для кандидатов, баллотирующихся только в составе списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, установлен запрет на создание собственных избирательных фондов, о чем дополнительного уведомления комиссии не требуется.
В этой связи, судебная коллегия отменяет решение суда первой инстанции и удовлетворяет заявленные Б.В.Г. требования.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Макаровского районного суда от "дата" отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении требований Б.В.Г..
Признать незаконным и отменить решение "данные изъяты" территориальной избирательной комиссии от "дата" N "Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Собрания муниципального образования "данные изъяты" Сахалинской области пятого созыва по "данные изъяты" двухмандатному избирательному округу N Б.В.Г.".
Обязать "данные изъяты" территориальную избирательную комиссию зарегистрировать Б.В.Г. кандидатом в депутаты Собрания муниципального образования "данные изъяты" Сахалинской области пятого созыва по "данные изъяты" двухмандатному избирательному округу N.
Председательствующий Богомолова Ю.А.
Судьи: Усольцева И.В.
Качура И.О.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.