Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Богомоловой Ю.А.,
судей Качура И.О., Пискуновой Н.В.,
при секретаре М.И.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Русских А.А. об отмене решения Макаровской территориальной избирательной комиссии от "дата" N ... об отказе в регистрации его кандидатом в депутаты Собрания муниципального образования "адрес" пятого созыва по Южному двухмандатному избирательному округу N ... и возложении обязанности на комиссию зарегистрировать его кандидатом в депутаты
по апелляционной жалобе Русских А.А. на решение Макаровского районного суда от "дата", которым в удовлетворении требований отказано.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Богомоловой Ю.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
решением Собрания муниципального образования "адрес" назначены выборы депутатов Собрания муниципального образования "адрес" пятого созыва на "дата".
Решением Макаровской территориальной избирательной комиссии от "дата" N ... Русских А.А., выдвинутому в составе списка кандидатов региональным отделением политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Сахалинской области по Южному двухмандатному избирательному округу N ... , отказано в регистрации кандидатом в депутаты.
Не согласившись с указанным решением, "дата" Русских А.А. обратился в суд с заявлением об его отмене и возложении на избирательную комиссию обязанности зарегистрировать его кандидатом в депутаты.
В обоснование требований заявитель сослался на то, что Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не содержит требований о представлении выдвинутым в составе списка политической партии кандидатам дополнительного заявления о регистрации, поскольку такая регистрация осуществляется комиссией на основании документов, представленных избирательным объединением и кандидатом после заверения списка. Считает решение нарушающим его активное избирательное право, а пункт 5 части 1 статьи 35 Закона Сахалинской области "О муниципальных выборах в Сахалинской области", на основании которого комиссией было принято оспариваемое решение, противоречащим положениям федерального законодательства.
В судебном заседании Русских А.А. и его представитель Г.А.В. заявление поддержали.
Представители Макаровской территориальной избирательной комиссии Л.В.В. и З.Н.В. с требованиями заявителя не согласились.
Решением Макаровского районного суда в удовлетворении требований заявителю отказано.
На решение суда Русских А.А. подана апелляционная жалоба, в которой он просит его отметить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Считает неправильным вывод суда об обязанности выдвинутого партией кандидата представлять в избирательную комиссию заявление о регистрации, полагая, что пункт 5 части 1 статьи 35 Закона области к спорным правоотношениям неприменим. Отмечает, что региональным отделением политической партии, а также им в избирательную комиссию представлены все необходимые документы, в том числе заявление о согласии баллотироваться, что является достаточным для его регистрации кандидатом в депутаты. Обращает внимание, что заявления об отказе от дальнейшего участия в выборах он не подавал, выдвинувшая его партия решения об его отзыве не принимала.
На апелляционную жалобу поступили возражения от председателя Макаровской территориальной избирательной комиссии.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Русских А.А. - Г.А.В., поддержавшего жалобу по изложенным в ней основаниям, представителя Макаровской территориальной избирательной комиссии С.А.В., возразившего против ее удовлетворения, заключение прокурора Е.Ю.В. об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказ в регистрации кандидатом в депутаты Русских А.А. Макаровская территориальная избирательная комиссия мотивировала тем, что он не выполнил требования пункта 5 части 1 статьи 35 Закона Сахалинской области от 28 апреля 2008 года N35-ЗО "О муниципальных выборах в Сахалинской области" (далее - Закон области N35), а именно: не представил в комиссию заявление о регистрации его кандидатом в депутаты.
Данный вывод комиссии суд первой инстанции посчитал правильным, с чем согласиться нельзя.
Согласно подпункту "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N67) основанием отказа в регистрации кандидата является: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 32 Федерального закона N67 граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом. Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено политической партией, имеющей в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, либо ее региональным отделением или иным структурным подразделением, имеющими в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.
Порядок выдвижения кандидатов в составе списков кандидатов от политической партии и порядок регистрации таких кандидатов регламентирован статьями 35 и 38 Федерального закона N67.
На основании пунктов 14.1, 14.3 статьи 35 Федерального закона N67 в случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком и необходимости в соответствии с законом субъекта Российской Федерации его заверения организующей выборы избирательной комиссией уполномоченный представитель избирательного объединения представляет в организующую выборы избирательную комиссию, в составе иных необходимых документов: список кандидатов; заверенную уполномоченным представителем избирательного объединения копию паспорта каждого кандидата или документа, заменяющего паспорт гражданина; решение политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком.
Решение организующей выборы избирательной комиссии о заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам с копией заверенного списка выдается уполномоченному представителю избирательного объединения, а также направляется в соответствующие окружные избирательные комиссии. Кандидаты, включенные в заверенный список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, представляют в соответствии с пунктом 5 статьи 33 настоящего Федерального закона в окружные избирательные комиссии документы, указанные в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 33 Федерального закона N67 такими документами являются: оформленное в установленном порядке заявление в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу; копии документов, подтверждающих сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности; сведения о размере и об источниках доходов, имуществе кандидата и другие документы.
С момента поступления в комиссию заявления о согласии баллотироваться в силу пункта 2 статьи 33 Федерального закона N67 соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
На основании пункта 1 статьи 38 Федерального закона N67 регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии решения политической партии, указанного в пункте 16 настоящей статьи.
Предоставление какого-либо дополнительного заявления от кандидата, включенного в список политической партии, подтверждающего его согласие на участие в выборах, федеральный закон не предусматривает.
Выбытие (исключение) кандидата из представленного политической партией списка осуществляется комиссией на основании письменного заявления кандидата о снятии своей кандидатуры либо на основании решения избирательного объединения об отзыве кандидата, что предусмотрено пунктами 30-32 статьи 38 Федерального закона N67.
Как следует из материалов дела, решением Макаровской территориальной избирательной комиссии от "дата" N ... заверен список кандидатов в депутаты Собрания муниципального образования "адрес" пятого созыва в количестве 3 человек, выдвинутый для баллотирования по мажоритарной системе выборов региональным отделением политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Сахалинской области.
В составе данного списка по Южному двухмандатному избирательному округу N ... числился Русских А.А.
Во исполнение пункта 14.3 статьи 35 Федерального закона N67 Русских А.А. в Макаровскую территориальную избирательную комиссию "дата" представлены предусмотренные пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего закона документы, в том числе заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Собрания муниципального образования "Макаровский городской округ".
Таким образом, Русских А.А. в письменной форме выразил волеизъявление на участие в выборах.
Заявления о снятии своей кандидатуры Русских А.А. в комиссию не подавал, решения избирательного объединения об его отзыве как кандидата в депутаты не принималось.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 35 Закона области N35 для регистрации кандидата, списка кандидатов этот кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатом, не ранее чем за 50 дней и не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени представляет в комиссию, определяющую результаты выборов в округе, заявление о регистрации кандидата на основании документов, представленных при выдвижении кандидата (если в соответствии со статьей 33 настоящего Закона сбор подписей не производился и кандидат в соответствии с частью 1 статьи 57 настоящего Закона не создает избирательный фонд).
Таким образом, Закон области устанавливает необходимость представления в избирательную комиссию помимо заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу заявления о регистрации в качестве кандидата.
Поскольку такое правовое регулирование не вытекает из Федерального закона, которым регламентирован порядок выдвижения списков кандидатов избирательными объединениями и порядок выбытия (исключения) кандидатов из списка, судебная коллегия считает приведенную выше норму Закона области в части требования о предоставлении заявления о регистрации дополнительно к предусмотренному Федеральным законом письменному согласию баллотироваться по соответствующему избирательному округу, не подлежащей применению по данному делу.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что непредставление Русских А.А. предусмотренного Законом области заявления о регистрации как отдельного документа, повторно подтверждающего уже выраженное согласие на участие в выборах, не могло являться основанием для отказа в регистрации заявителя кандидатом в депутаты.
В этой связи, судебная коллегия отменяет решение суда первой инстанции и удовлетворяет заявленные Русских А.А. требования.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Макаровского районного суда от 8 августа 2013 года отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении требований Русских А.А..
Признать незаконным и отменить решение Макаровской территориальной избирательной комиссии от "дата" N ... "Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Собрания муниципального образования "адрес" пятого созыва по Южному двухмандатному избирательному округу N ... Русских А.А.".
Обязать "данные изъяты" территориальную избирательную комиссию зарегистрировать Русских А.А. кандидатом в депутаты Собрания муниципального образования "адрес" пятого созыва по Южному двухмандатному избирательному округу N ...
Председательствующий Богомолова Ю.А.
Судьи: Качура И.О.
Пискунова Н.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.