Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 25 сентября 2013 г. по делу N 33А-2572/2013
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Василенко И.И.,
судей:
Зари А.И.,
Санникова А.Б.,
при секретаре Далоеве А.Т.
рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе представителя начальника Пограничного управления ФСБ России "данные изъяты" (далее - управление) - Вакулина Е.В. на решение Майкопского гарнизонного военного суда от 14 июня 2013 г., которым удовлетворено заявление проходившего военную службу по контракту "данные изъяты" Торгунакова Михаила Юрьевича об оспаривании действий указанного должностного лица, связанных с порядком обеспечения заявителя денежной компенсацией вместо предоставления дополнительных суток отдыха.
Заслушав доклад судьи Василенко И.И., объяснения представителя начальника управления - Вакулина Е.В. в обоснование поданной жалобы, представителя заявителя - Малыхина А.В., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Торгунаков обратился в суд с заявлением, в котором указал, что в различные периоды ДД.ММ.ГГГГ он участвовал в проведении мероприятий, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. На основании приказа начальника управления ДД.ММ.ГГГГ N ему выплачена денежная компенсация вместо N дополнительных суток отдыха за участие в указанных мероприятиях, которая рассчитана исходя из размера оклада месячного денежного содержания, установленного ДД.ММ.ГГГГ
Торгунаков просил суд признать незаконными эти действия начальника управления и обязать должностное лицо произвести перерасчет ранее выплаченной денежной компенсации исходя из размера оклада месячного денежного содержания, установленного ДД.ММ.ГГГГ
Гарнизонным военным судом заявление Торгунакова удовлетворено.
В апелляционной жалобе представитель должностного лица просит решение суда отменить и принять новое об отказе в удовлетворении заявления.
В обоснование указывается, что законодательством не предусмотрен накопительный характер дополнительных суток отдыха за привлечение к мероприятиям, проводимым при необходимости без ограничения служебного времени. Эти сутки отдыха могли быть предоставлены военнослужащему по окончании указанных мероприятий или путём присоединения их к основному отпуску по желанию военнослужащего. Однако заявитель после того, как в 2011 г. перестал принимать участие в этих мероприятиях, и при предоставлении ему отпусков не изъявлял желания использовать дополнительные сутки отдыха или получить денежную компенсацию вместо них.
Поэтому у командования отсутствовали основания для выплаты ему требуемых денежных средств, в том числе исходя из размера оклада месячного денежного содержания, установленного ДД.ММ.ГГГГ
Кроме того, автор жалобы считает, что начальник управления необоснованно привлечен к участию в деле, поскольку заинтересованной стороной в данном случае является начальник финансового экономического отдела управления.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведённые в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Так как денежная компенсация вместо N дополнительных суток отдыха была выплачена Торгунакову во внесудебном порядке, является несостоятельным довод жалобы об отсутствии у командования оснований для этого.
Утверждение в жалобе о том, что в данном деле в качестве заинтересованного лица подлежал привлечению начальник финансового экономического отдела, также является ошибочным, поскольку указанная компенсация выплачивается на основании приказа начальника управления.
Вместе с тем решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Удовлетворяя требование заявителя о выплате ему денежной компенсации вместо N дополнительных суток отдыха, исходя из размера оклада месячного денежного содержания, установленного в 2013 г., суд первой инстанции сослался на приказ ФСБ России ДД.ММ.ГГГГ N, которым предусмотрено, что размер этой компенсации подлежит исчислению исходя из размера оклада месячного денежного содержания на день издания приказа о выплате указанной компенсации.
Однако с этим выводом суда нельзя согласиться.
Основания приобретения военнослужащими права на упомянутые дополнительные сутки отдыха и порядок их предоставления установлены пунктом 3 статьи 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и Положением о порядке прохождения военной службы. В них, в частности, определено, что дополнительные сутки отдыха военнослужащему предоставляются за время его участия в мероприятиях, перечень которых определен руководителем федерального органа государственной власти, в котором предусмотрена военная служба, при проведении этих мероприятий в случае необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.
Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, участвующим в таких мероприятиях, по их просьбе вместо предоставления дополнительных суток отдыха может выплачиваться денежная компенсация в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха. Порядок и условия выплаты денежной компенсации устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
В пункте 5 Приложения N 2 к Положению указано, что дополнительные сутки отдыха, компенсирующие участие в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, предоставляются военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, как правило, по окончании этих мероприятий с учетом необходимости поддержания боевой готовности подразделения и интересов службы.
При этом такие сутки отдыха, право на которые возникло у военнослужащего, предоставляются ему сразу по окончании мероприятий, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, но с учетом необходимости поддержания боевой готовности подразделения и интересов службы.
Со сроком предоставления дополнительных суток отдыха неразрывно связана и выплата денежной компенсации вместо предоставления этих суток.
Из материалов дела видно, что период, в течение которого Торгунаков привлекался к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, закончился ДД.ММ.ГГГГ
Поэтому заявитель имел право на денежную компенсацию вместо дополнительных суток отдыха ДД.ММ.ГГГГ
Следовательно, требование Торгунакова о выплате ему денежной компенсации вместо дополнительных суток отдыха за период ДД.ММ.ГГГГ из расчёта оклада месячного денежного содержания, установленного после ДД.ММ.ГГГГ фактически является способом возмещения убытков, причиненных несвоевременным производством выплат.
Согласно п. 2. ст. 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей в отношении сотрудников ФСБ России ДД.ММ.ГГГГ) размеры окладов по типовым воинским должностям и окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, устанавливались не ниже размеров должностных окладов и надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд соответствующих категорий государственных служащих федеральных органов исполнительной власти.
Соответствие основных типовых воинских должностей и воинских званий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, государственным должностям федеральной государственной службы и квалификационным разрядам государственных служащих федеральных органов исполнительной власти, а также соотношение окладов по другим типовым воинским должностям для установления окладов денежного содержания военнослужащих утверждались Президентом Российской Федерации.
При повышении (индексации) размеров денежного содержания федеральных государственных служащих одновременно в той же пропорции повышались (индексировались) размеры денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
В силу ст. 12 названного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309 ФЗ, действующей в отношении сотрудников ФСБ России с 1 января 2013 г.) военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием в порядке и в размерах, установленных Федеральным законом "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов.
Как следует из ст. 1 и п.п. 4, 5 ст. 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" этот закон устанавливает денежное довольствие и отдельные выплаты военнослужащим с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы.
Единые размеры окладов по воинским званиям и типовым воинским должностям военнослужащих устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Указанные изменения в Федеральный закон в отношении сотрудников ФСБ России вступили в силу ДД.ММ.ГГГГ
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 г. N 992 "Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту" (действующим в отношении сотрудников ФСБ России ДД.ММ.ГГГГ.) ДД.ММ.ГГГГ установлены оклады по типовым воинским должностям в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, подлежащим замещению военнослужащими, проходящими военную службу по контракту и размеры окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
Следовательно, с 1 января 2013 г. оклады по воинским званиям и по типовым воинским должностям не повышены по отношению к их прежним размерам, а установлены вновь на основании введенной в действие новой системы правового регулирования отношений в сфере выплаты денежного довольствия военнослужащим.
Таким образом, оснований для распространения вышеуказанных законодательных актов, вступивших в силу в отношении сотрудников ФСБ России ДД.ММ.ГГГГ на правоотношения, имевшие место до указанной даты, не имеется.
Поскольку право Торгунакова на получение денежной компенсации вместо дополнительных суток отдыха возникло ДД.ММ.ГГГГ командование обоснованно произвело эту выплату, исходя из размера оклада месячного денежного содержания, установленного ДД.ММ.ГГГГ
Поэтому решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права, а в удовлетворении заявления надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327.1, 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Майкопского гарнизонного военного суда от 14 июня 2013 г. по заявлению Торгунакова Михаила Юрьевича в связи с неправильным применением норм материального права отменить.
Принять по делу новое решение: в удовлетворении заявления Торгунакова Михаила Юрьевича об оспаривании действий начальника Пограничного управления ФСБ России "данные изъяты", связанных с порядком обеспечения денежной компенсацией вместо предоставления дополнительных суток отдыха, отказать
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.