Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 18 сентября 2013 г. по делу N 33А-2480/2013
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Костина В.А.,
судей: Василенко И.И.,
Зари А.И.,
при секретаре Полякове А.С.
рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 19 июня 2013 года, которым отказано в удовлетворении заявления военнослужащего
"данные изъяты" Мизина Антона Анатольевича
об оспаривании действий начальника Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - управление жилищного обеспечения), выразившихся в снятии заявителя и членов его семьи с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Костина В.А., объяснения Мизина А.А. в обоснование поданной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мизин обратился в суд с заявлением, в котором оспорил решение начальника управления жилищного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ N о снятии его и членов его семьи с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по причине поступления его на военную службу по контракту при наличии у него общей продолжительности военной службы менее 20 лет.
Заявитель просил обязать это должностное лицо предоставить ему и членам его семьи жилое помещение по договору социального найма.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Мизин просит отменить решение суда в связи с нарушением норм материального права и принять новое решение об удовлетворении его заявления.
Заявитель ссылается на то, что он был уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и в соответствии с п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" оставлен с его согласия в списках очередников на получение жилья. Это предполагало обязанность Министерства обороны Российской Федерации своевременно обеспечить его жилым помещением. Однако управлением жилищного обеспечения не представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности предоставления жилья в избранном месте жительства в период после увольнения с военной службы в Министерстве обороны Российской Федерации и поступления на военную службу во внутренние войска МВД России.
Податель жалобы считает, что поскольку он на законных основаниях приобрел оспариваемое им право, то не может быть произвольно лишен этого гарантированного государством преимущества, поскольку исчерпывающий перечень оснований снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлен в ч. 1 ст. 56 ЖК РФ и не подлежит расширительному толкованию.
Рассмотрев материалы дела и приведенные в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия приходит к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются, в частности, прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.
Мизин проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации с 2002 года, а в 2011 году был досрочно уволен в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 11 лет. При этом он изъявил желание быть уволенным с оставлением в списках нуждающихся в жилых помещениях.
В п. 1 ст. 15 того же Федерального закона установлено, что военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях определяются Правительством Российской Федерации.
Такой порядок определен постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, которым утверждены Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих-граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями.
В подп. "б" п. 14 этих Правил предусмотрено, что граждане, уволенные с военной службы и имеющие общую продолжительность военной службы менее 20 лет, состоят на учете до заключения ими нового контракта о прохождении военной службы.
Как видно из материалов дела, после увольнения с военной службы в ДД.ММ.ГГГГ Мизин в "данные изъяты" вновь поступил на военную службу по контракту, при этом общая продолжительность его военной службы составляет менее 20 лет.
Следовательно, после заключения нового контракта о прохождении военной службы заявитель утратил право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Мизин относится к той категории военнослужащих, которые на весь период военной службы подлежат обеспечению служебными жилыми помещениями. Поэтому при возобновлении им военной службы он имеет право на обеспечение только служебным жильем.
Вопреки утверждению в жалобе, решение начальника жилищного управления о снятии Мизина с жилищного учета не противоречит положениям ч. 1 ст. 56 ЖК РФ .
О специальным характере положений Федерального закона "О статусе военнослужащих" регламентирующих жилищные права военнослужащих, говорится в ст. 49 ЖК РФ.
В частности, в ч. 3 этой статьи установлено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации граждан, признанных по установленным этим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации.
В связи с этим в указанном постановлении Правительства Российской Федерации, изданном в соответствии с предоставленными федеральным законом полномочиями, и предусмотрено, что такие лица как Мизин состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, до заключения нового контракта о прохождении военной службы.
При поступлении вновь на военную службу они подлежат принятию на жилищный учет по месту прохождения службы и обеспечению жильем в соответствии с действующим законодательством тем органом исполнительной власти, в котором они проходят военную службу.
Отсутствуют основания согласиться с содержащимся в жалобе доводом о том, что управлением жилищного обеспечения не представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности предоставления жилья в избранном месте жительства до того, как Мизин вновь поступил на военную службу.
Обеспечение уволенного с военной службы лица жильем осуществляется с соблюдением существующей очередности.
Из материалов дела видно, что ДД.ММ.ГГГГ управлением жилищного обеспечения Мизин был уведомлен о выделении ему квартиры в "адрес". Следовательно, выделение заявителю жилого помещения состоялось в течение года после увольнения его с военной службы, но не было реализовано в связи с тем, что он вновь поступил на военную службу.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления Мизина.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 19 июня 2013 года по заявлению Мизина Антона Анатольевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Председательствующий
В.А. Костин
Судьи
И.И. Василенко
А.И. Заря
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.