Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего судьи Коржакова И.П.
,
судей Коршуновой Л.А., Федоришина А.С.,
с участием прокурора Нагцевой И.С.,
при секретаре Соболевской О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи на решение Смоленского районного суда Смоленской области от 21 марта 2013 года.
Заслушав доклад судьи Федоришина А.С., выступление прокурора Нагцевой И.С., возражения представителей ответчиков: МБОУ "Богородицкая СОШ" - Граковой Л.Г. и Комитета по образованию администрации МО "Смоленский район" - Довгун Н.В., - судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Смоленского района Смоленской области, выступая в интересах неопределенного круга лиц, уточнив требования, обратился в суд с иском к МБОУ "Богородицкая СОШ", Департаменту Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи, Комитету по образованию МО "Смоленский район" Смоленской области (далее также Богородикая СОШ, Департамент, Комитет по образованию) о понуждении к совершению действий. В обоснование требований указал, что проверкой прокуратуры Смоленского района установлены нарушения требований законодательства, выразившиеся в необеспечении учебной литературой Богородицкой СОШ, что приводит к нарушению прав граждан на бесплатное основное общее образование. Просил суд обязать Департамент, Комитет по образованию и Богородицкую СОШ
принять меры по укомплектованию библиотеки указанного образовательного учреждения информационно-образовательными ресурсами по всем видам учебного плана в полном объеме.
В судебном заседании помощник прокурора Смоленского района Каплина Н.А. заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель Богородицкой СОШ Гракова Л.Г. в судебном заседании не согласилась с заявленными требованиями в части иска, предъявленного к школе, указав, что школа действительно не обеспечена в полном объеме необходимой учебной литературой, однако школе не выделяются денежные средства на приобретение учебников и учебных пособий, так как финансирование школы осуществляется через централизованную бухгалтерию Комитета по образованию. Школа ежегодно направляет в Комитет по образованию в электронном виде заявки на необходимую учебную литературу. Эти данные Комитет по образованию передает в Департамент, который выделяет денежные средства на приобретение учебников и учебных пособий.
Представитель Комитета по образованию Довгун Н.В. в судебном заседании подтвердила, что Богородицкая школа своевременно направляет в Комитет в электронном виде заявки на необходимые виды учебной литературы, полностью выполняя возложенные на школу обязанности по вопросу обеспечения общеобразовательного учреждения учебниками и учебными пособиями. Комитет по образованию в дальнейшем направляет заявки со всех школ в Департамент Смоленской области по образованию, которым производится закупка учебной литературы. Школам на указанные цели деньги не выделяются.
Представитель Департамента в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, в возражениях на иск требования не признал, указав, что учебные заведения самостоятельно определяют список учебной литературы в соответствии с утвержденными федеральными перечнями. В 2012 году субвенция бюджету МО "Смоленский район" на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды составила 685 руб. 82 коп. на 1 учащегося, в 2013 году - составит 723 руб. 54 коп. Перечисление субвенции в 2013 году будет осуществляться Департаментом ежемесячно в установленные сроки. Приобретение учебников и учебных пособий за счет средств субвенции осуществляется общеобразовательными учреждениями самостоятельно. В 2012 году Богородицкой СОШ учебники и учебные пособия за счет субвенций не приобретались. В 2012 году в рамках модернизации общего образования Департаментом для общеобразовательных учреждений Смоленского района произведена закупка учебной литературы, обеспечивающей переход на ФГОС начального общего образования и основного общего образования (для 2-х классов, "пилотных" 3-х, 5-х классов). Считал претензии в адрес Департамента необоснованными.
Решением суда исковые требования прокурора удовлетворены частично.
Суд обязал Департамент Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи, а также Комитет по образованию Администрации МО "Смоленский район" Смоленской области принять меры по укомплектованию библиотеки МБОУ "Богородицкая СОШ" информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана в полном объеме.
Исковые требования к МБОУ "Богородицкая СОШ" оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель Департамента просит решение отменить в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В силу ст.43 Конституции РФ каждый имеет право на образование (ч.1). Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ч.2).
В соответствии с п.3 ст.5 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного
, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования.
При этом на основании п.2 данной статьи право граждан на образование обеспечивается путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.
В п.п.6.1 п.1 ст.29 этого же Закона предусмотрено, что обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение образования посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом, в том числе, для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на учебники и учебные пособия, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ.
Организация образовательного процесса в образовательном учреждении осуществляется в соответствии с образовательными программами и расписаниями занятий (ст.15 Закона РФ "Об образовании").
Федеральным законом от 06.10.1999 N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов законодательной власти субъектов Российской Федерации" (п.п.13 п.2 ст.26.3) отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения с Российской Федерацией осуществление самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования, также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъектов РФ.
В силу п.п.6 п.1 ст.4 Закона Смоленской области от 28.12.2004 N 118-з "Об образовании в Смоленской области" орган исполнительной власти Смоленской области, уполномоченный осуществлять управление в сфере образования в пределах компетенции, установленной федеральным и областным законодательством организует обеспечение учебниками в соответствии с федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, и учебными пособиями, допущенными к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях, в порядке, определенном правовым актом Администрации Смоленской области.
Организация обеспечения общеобразовательных учреждений Смоленской области учебной литературой в соответствии с Постановлением Администрации Смоленской области от 07.04.2005 N 97 "Об утверждении порядка обеспечения общеобразовательных учреждений Смоленской области учебной литературой" и Постановлением Администрации Смоленской области от 10.08.2012 N 537 возложена на Департамент Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи, который уполномочен в пределах выделенных из областного бюджета средств закупить учебную литературу и организовать ее выдачу общеобразовательным учреждениям через органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования. При этом ежегодно после утверждения Министерством образования и науки РФ федерального перечня учебной литературы Департамент направляет его в органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, которые уполномочены ежегодно производить сбор заказов общеобразовательных учреждений на виды учебной литературы и ее количество в соответствии с федеральным перечнем, сформировать сводный перечень необходимой учебной литературы и направить его в Департамент в определяемые им ежегодно сроки. Департамент осуществляет сбор сводных перечней и формирует сводный заказ на учебную литературу на очередной учебный год.
Как следует из материалов дела учредителем Богородицкой СОШ является Администрация МО "Смоленский район" Смоленской области. Школа находится в ведомственном подчинении Комитета по образованию администрации МО "Смоленский район" Смоленской области.
В задачу школы по обеспечению укомплектования школьной библиотеки информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана входит своевременная подготовка и направление в Комитет по образованию заявки на необходимые виды учебной литературы.
Вопросы финансового обеспечения лежат на Департаменте Смоленской области по образованию, науке и молодежной политике, а также на Комитете по образованию Администрации МО "Смоленский район".
Богородицкой школой своевременно в электронном виде направляются заявки в Комитет по образованию на необходимые виды учебной литературы, однако количество учебников, которое имеется в школе по всем предметам основной образовательной деятельности, не соответствует количеству обучающихся.
По результатам проведенной прокуратурой Смоленского района Смоленской области проверки установлен факт обеспеченности учащихся Богородицкой СОШ учебной литературой лишь на 55 %, что указывает на неукомплектованность библиотечного фонда и как следствие на необходимость привлечения родительских средств для решения этого вопроса. Такое положение приводит к нарушению конституционного права неопределенного круга лиц на общедоступное и бесплатное образование, несовместимо с задачами общеобразовательных программ и снижает качество подготовки учащихся.
С учетом изложенных обстоятельств суд первой инстанции пришел к выводу о том, что, обязанность по принятию мер по укомплектованию библиотеки Богородицкой СОШ информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана в полном объеме лежит на Департаменте Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи, а также на Комитете по образованию Администрации МО "Смоленский район" Смоленской области.
С законностью и обоснованностью такого вывода суда судебная коллегия соглашается, так как он сделан при полной и объективной оценке всех представленных в дело доказательств по правилам ст.67 ГПК РФ, не противоречат требованиям закона и
соответствует материалам дела.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Департамент в соответствии с имеющимися полномочиями свои обязательства по перечислению субвенций, а также по приобретению учебной литературы, обеспечивающей обновление содержания общего образования, выполнил, а приобретение учебников и учебных пособий за счет субвенции осуществляется общеобразовательными учреждениями самостоятельно, несостоятельны, опровергаются материалами дела, согласно которым учащиеся Богородицкой СОШ не имеют стопроцентной обеспеченности бесплатными учебниками, что нарушает права неопределенного круга лиц на общедоступное и бесплатное образование.
Суть заявленных прокурором требований направлена на соблюдение ответчиками принципов государственной политики в области образования, создание организационных и содержательных основ для реализации конституционных прав граждан на образование в соответствии с их потребностями, интересами, способностями и возможностями. Исковые требования сводятся к выполнению ответчиками, установленной действующим законодательством обязанности обеспечить наличие учебных материалов по всем предметам основной и дополнительной образовательной программы в соответствии с федеральным перечнем, с учетом численности обучающихся и имеющихся в библиотечном фонде учебников для полного и своевременного укомплектования библиотечного фонда образовательного учреждения.
Жалоба заслуживающих внимания судебной коллегии доводов, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, не содержит. Доводы жалобы тождественны позиции Департамента, изложенной в возражениях на исковое заявление, судом первой инстанции этим доводам дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам, правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, и постановил законное и обоснованное решение.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смоленского районного суда Смоленской области от 21 марта 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.