Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Зубаровской С.В.,
судей Мацкив Л.Ю., Козловой А.А.
при секретаре Михайлове Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Департамента Смоленской области по социальному развитию на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 06 июня 2013 года.
Заслушав доклад судьи Мацкив Л.Ю., возражения представителя Управления на транспорте МВД РФ по ЦФО по доверенности Кривошеевой Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лобанов В.А. с учетом уточнений обратился в суд с иском к Департаменту Смоленской области по социальному развитию (далее - Департамент), Управлению на транспорте МВД РФ по ЦФО о признании права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета и возложении обязанности по включению его в список граждан, имеющих право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, указав, что более 29 лет проходил службу в органах внутренних дел, (дата) уволен по состоянию здоровья. С 1988 года состоит в Администрации Руднянского городского поселения Смоленской области на учете нуждающихся в жилье и имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, в чем ответчики необоснованно отказывают (л.д. 2-4, 69).
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Руднянского городского поселения Руднянского района Смоленской области (л.д. 43 оборот).
Дело рассмотрено в отсутствие надлежаще извещенного представителя Администрации Руднянского городского поселения Руднянского района Смоленской области.
В судебном заседании Лобанов В.А. иск поддержал.
Представитель Департамента по доверенности Иванова Е.П. и представитель Управления на транспорте МВД РФ по ЦФО по доверенности Кривошеева Е.В. иск не признали.
Решением Ленинского районного суда г.Смоленска от 06.06.2013г. за Лобановым В.А. признано право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета на основании пункта 2.1 ст.15. Федерального закона от 27.05.1998г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и ст.2 Федерального закона от 08.12.2010г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", исходя из даты постановки Лобанова В.А. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях - (дата) , в порядке, определенном Законом Смоленской области от 11.05.2011г. N 17-з "О предоставлении отдельным категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставлении им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на территории Смоленской области (л.д. 72-74).
В апелляционной жалобе представитель Департамента просит решение отменить, принять новое, отказав в удовлетворении исковых требований Лобанова В.А. к Департаменту в полном объеме ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильного применения норм материального права. Суд не учел, что согласно Порядку формирования и ведения сводного списка отдельных категорий граждан, которые обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с Федеральными законами "О статусе военнослужащих" и "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", утвержденному Постановлением Администрации Смоленской области от 05.09.2011г. N 527, формирование списка осуществляется на основании решения комиссии органа местного самоуправления за счет средств федерального бюджета по заявлению изъявившего желание гражданина в добровольном порядке участвовать в программе федеральной целевой программа "Жилище" на 2011-2015 годы в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством". При этом орган местного самоуправления не вправе самостоятельно перемещать граждан общей очереди в очереди отдельных категорий граждан для включения их в список граждан-участников подпрограммы. Правом на обеспечение жилыми помещениями в порядке, установленным Федеральным законом "О статусе военнослужащих", могут иметь только граждане, уволенные со службы, состоящие в региональных органах местного самоуправления на учете нуждающихся в жилых помещениях, которые поставлены на соответствующий учет в порядке, установленном Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г. N 1054, а другие граждане указанной категории, вставшие на учет на общих основаниях в соответствии с положениями ЖК РСФСР, могут претендовать только на получение жилых помещений на условиях договора социального найма из муниципального жилищного фонда.
Проверив законность и обоснованность решения исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программа "Жилище" на 2011-2015 годы утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации названной программы, в соответствии с абз. 3 п.п. "а" п. 5 которых военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более имеют право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом.
Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 2.1 ст. 15 указанного Закона установлено, что обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 08.12.2010г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15, распространяются на граждан, уволенных из органов внутренних дел, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с ЖК РФ.
Статьей 3 Федерального закона N 342-ФЗ от 08.12.2010г. предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению граждан, указанных в абз. 1 п. 2.1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", жилыми помещениями: предоставление жилого помещения в собственность бесплатно; предоставление жилого помещения по договору социального найма; предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В соответствии с п. 12 ст. 3 Федерального закона N 342-ФЗ от 08.12.2010г. органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе передавать законами субъектов Российской Федерации названные выше полномочия органам местного самоуправления.
Законом Смоленской области от 11.05.2011г. N 17-з "О предоставлении отдельным категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставлением им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на территории Смоленской области" Департамент наделен государственными полномочиями по формированию и ведению соответствующего сводного списка граждан, указанных в абз. 1 п. 2.1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и в ст. 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан".
Порядок учета граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, нуждающихся в жилых помещениях, установлен в Правилах учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998г. N 1054 (далее - Правила).
Правилами установлен порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений в избранном месте жительства указанной категории лиц, предоставления им жилья, а также определены случаи, при которых эти лица снимаются с очереди на получение жилых помещений за счет средств федерального бюджета.
Постановлением Администрации Смоленской области от 05.09.2011г. N 527 утвержден Порядок формирования и ведения сводного списка отдельных категорий граждан, которые обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с Федеральными законами "О статусе военнослужащих" и "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан".
Как следует из материалов дела, Лобанов В.А., проходивший службу в органах внутренних дел, являясь инвалидом второй группы, (дата) уволен со службы по состоянию здоровья. Выслуга лет в календарном исчислении составляет 29 лет 08 месяцев 16 дней, в льготном - 30 лет 04 месяца 06 дней (л.д. 5-7).
С (дата) истец состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку общей очереди граждан в Администрации Руднянского городского поселения Руднянского района Смоленской области (л.д. 8, 14-15).
(дата) истец обратился в Линейный отдел МВД России на станции Смоленск, где ранее проходил службу, с заявлением об участии в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программа "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. N 153, в чем ему письмом от (дата) отказано по тем основаниям, что он до (дата) по месту службы на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоял (л.д. 9).
В ответ на обращение в Департамент по вопросу получения единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения Лобанову В.А. уполномоченным органом (дата) также отказано по причине того, что он уволен со службы до (дата) и на учет нуждающихся в жилье как военнослужащий не принимался (л.д. 11).
Нуждаемость Лобанова В.А. в жилом помещении ответчиками не оспаривается.
Разрешая спор по существу и частично удовлетворяя исковые требования истца, суд первой инстанции, учитывая обстоятельства дела и вышеизложенные нормы права, обоснованно исходил из того, что истец наделен правом на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета в соответствии с п. 2.1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" и ст. 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" по дате постановке истца на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях ( (дата) ), в порядке, определенном Законом Смоленской области от 11.05.2011г. N 17-з "О предоставлении отдельным категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставлением им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на территории Смоленской области".
При этом суд обоснованно посчитал, что истец не утратил статус сотрудника внутренних дел, уволенного со службы по соответствующему основанию, имеющего необходимую продолжительность службы в органах внутренних дел и вставший на учет нуждающихся в предоставлении жилья в органе местного самоуправления до 01 января 2005 года, поскольку его право на получение жилья реализовано не было по независящим от него причинам и основание, по которому он был поставлен на учет, не утрачено. Бездействие же муниципального органа, не исполнившего возложенной на него федеральным законодательством обязанности по включению истца в порядке специального учета в соответствующий список льготной категории граждан после принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.1998г. N 1054, не является основанием для лишения гарантированного ему ст. 40 Конституции Российской Федерации права на жилище, о реализации права на которое им было заявлено своевременно и с соблюдением установленного порядка.
Как верно отметил суд первой инстанции, поскольку органом местного самоуправления Лобанов В.А. в соответствующий список граждан не включался, документы, упомянутые в п. 4 Порядка формирования и ведения сводного списка отдельных категорий граждан, которые обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с Федеральными законами "О статусе военнослужащих" и "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", утвержденного Постановлением Администрации Смоленской области от 05.09.2011г. N 527 не передавались, оснований для возложения на Департамент обязанности по включению Лобанова В.А. в сводный список не имеется.
Довод жалобы о том, что Лобанов В.А. не имеет право на обеспечение жилым помещением в порядке, установленном нормами вышеназванных Федеральных законов, поскольку таким правом обладают только граждане, поставленные на учет в порядке, установленном Правилами, судебная коллегия считает необоснованным, поскольку право состоять на таком учете являлось предметом спора, по которому судом принято правильное решение. Федеральный закон от 08.12.2010г. N 342-ФЗ не содержит условие, ограничивающее право гражданина на обеспечение жилым помещением в зависимости от даты увольнения со службы из органов внутренних дел до или после 01 января 2005 года.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые ставили бы под сомнение законность, обоснованность решения суда, суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, правильно установил юридически значимые обстоятельства по делу, выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств и не противоречат материалам дела, правовая оценка которым дана по правилам ст. 67 ГПК РФ.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для удовлетворения жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение
Ленинского районного суда г. Смоленска от 06 июня 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента Смоленской области по социальному развитию - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.