Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе
председательствующего Назаренко Т.Н.,
судей Туникене М.В., Штейнле А.Л.
при секретаре Чащиной Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению заместителя прокурора Ельнинского района Смоленской области на решение Ельнинского районного суда Смоленской области от 21 мая 2013 года.
Заслушав доклад судьи Назаренко Т.Н., объяснения прокурора Поповой Е.В., поддержавшего доводы апелляционного представления, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ельнинского района Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с требованием к Администрации ... о возложении обязанности разработать паспорт и проект зоны охраны воинских захоронений, ... разработать и создать охранные зоны, зоны охраняемого природного ландшафта захоронений, границы зон охраны объекта; принять меры по регистрации права муниципальной собственности на бесхозные объекты недвижимого имущества, объекты культурного наследия (указанные захоронения), поставить на учет органа, осуществляющего государственную регистрацию права на недвижимое имущество и сделок с ним, ссылаясь на нарушение ответчиком законодательства в сфере увековечения памяти погибших при защите Отечества. В суде помощник прокурора Ельнинского района Шевченко А.М. требования поддержала.
Представители ответчика Варяница А.Г. и глава администрации ... Левашова Е.И. возражали против иска.
Оспариваемым решением прокурору отказано в удовлетворении требований.
В апелляционном представлении заместитель прокурора Ельнинского района Смоленской области просит решение районного суда отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, Судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 14.01.1993 N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ) захоронения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами являются воинскими захоронениями.
К ним относятся: военные мемориальные кладбища, воинские кладбища, отдельные воинские участки на общих кладбищах, братские и индивидуальные могилы на общих кладбищах и вне кладбищ, колумбарии и урны с прахом погибших, места захоронений в акваториях морей и океанов, места гибели боевых кораблей, морских, речных и воздушных судов с экипажами.
Согласно положений ст. 5 данного Закона, воинские захоронения подлежат государственному учету местными органами власти. На каждое захоронение устанавливается мемориальный знак и составляется паспорт. Ответственность за содержание воинских захоронений возлагается на органы местного самоуправления.
В силу ст. 11 Закона на органы местного самоуправления возложена обязанность по осуществлению мероприятий по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях.
В силу пункта 31 "Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры" (приложение к приказу Минкультуры СССР от 13.05.1986г. N 203) в случае, если памятники истории и культуры, не переданы в пользование или не находятся в собственности организаций и граждан, мероприятия по обеспечению их сохранности проводятся за счет специальных средств государственных органов охраны памятников, средств государственного бюджета, а также средств, выделяемых обществами охраны памятников истории и культуры в соответствии с их уставами. Обязанности по осуществлению контроля за состоянием объектов культурного наследия и принятию мер к их сохранению возложены на соответствующие государственные органы охраны объектов культурного наследия (главы VI, VII вышеуказанного Федерального закона N 73-ФЗ) и лишь в отношении объектов культурного наследия местного значения - на соответствующие органы местного самоуправления (статья 9.3 Федерального закона N 73-ФЗ).
Согласно ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной признаётся вещь, которая не имеет собственника. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Указанная процедура регламентирована постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 N 580 "Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей".
Как усматривается из материалов дела, на территории ... сельского поселения ... находится 4 воинских захоронения погибших во время Великой Отечественной войны (далее - ВОВ): "данные изъяты". Судом первой инстанции установлено, что вышеуказанные воинские захоронения находятся в надлежащем состоянии, сельское поселение принимает меры по их сохранности, в ведении администрации - сохранность и надлежащее обслуживание захоронений. На каждый год принимается бюджет поселения, в котором, в том числе, предусмотрено выделение средств на содержание братских захоронений.
В силу статья 4 Закона РСФСР от 15.12.1978г. "Об охране и использовании памятников истории и культуры" вышепоименованные объекты признаны памятниками местного значения решением Смоленского облисполкома и являлись государственной собственностью. Все воинские захоронения находятся на учете в военном комиссариате, на них оформлены карточки, в которых указано расположение каждого объекта, его характеристика.
Представитель Департамента Смоленской области по культуре и туризму Коломиец О.А. в суде также пояснила, что все указанные объекты включены в реестр воинских захоронений, на них имеются паспорта.
Согласно письма Департамента Смоленской области по культуре и туризму от 07 мая 2013 года, Братская могила советских воинов, погибших во время ВОВ, ... , как памятник истории и культуры (объекты культурного наследия) находилась и находится под государственной охраной. Индивидуальная могила партизана-комсомольца "данные изъяты" индивидуальная братская могила "данные изъяты" являются выявленными объектами культурного наследия (включены в список вновь выявленных недвижимых памятников истории и культуры Смоленской области по состоянию на 1 декабря 1992 года). Братская могила советских воинов, "данные изъяты" на государственной охране не состоит.
Проанализировав представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции обоснованно отказал прокурору в удовлетворении требования о признании вышеуказанных захоронений бесхозяйными и обязывании поселения принять их в муниципальную собственность, установив, что захоронения находятся в надлежащем состоянии, сведений об отказе собственников в лице федерального центра или субъекта РФ от указанных захоронений прокуратурой суду не предоставлено.
Вместе с тем, Судебная коллегия не может согласиться с выводами районного суда об отказе прокурору в удовлетворении требования о возложении на поселение обязанности разработать паспорт и проект зоны охраны воинских захоронений, ... разработать и создать охранные зоны, зоны охраняемого природного ландшафта захоронений, границы зон охраны объекта.
В силу ст. 6 Закона РФ от 14.01.1993 N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ) в целях обеспечения сохранности воинских захоронений в местах, где они расположены, органами местного самоуправления устанавливаются охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
Выявленные воинские захоронения до решения вопроса о принятии их на государственный учет подлежат охране в соответствии с требованиями настоящего Закона.
Проекты планировки, застройки и реконструкции городов и других населенных пунктов, строительных объектов разрабатываются с учетом необходимости обеспечения сохранности воинских захоронений.
Согласно ст. 34 Федерального закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
Границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
Порядок разработки проектов зон охраны объекта культурного наследия, требования к режиму использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу п. 1-5 Постановления Правительства РФ от 26 апреля 2008 г. N 315 "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации", на сопряженной с объектом культурного наследия территории может быть установлена одна или несколько зон охраны: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется соответствующим проектом.
Границы зон охраны объекта культурного наследия могут не совпадать с границами территориальных зон и границами земельных участков.
Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия может осуществляться по инициативе органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, юридических лиц, общественных и религиозных объединений, уставная деятельность которых направлена на сохранение объектов культурного наследия, или по решению суда.
Разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия организуют органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия может включаться в соответствующие федеральные и региональные целевые программы сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
При указанных обстоятельствах, именно на поселение в силу прямого указания в законе надлежит быть возложена обязанность разработать паспорт и проект зоны охраны воинских захоронений, ... разработать и создать охранные зоны, зоны охраняемого природного ландшафта захоронений, границы зон охраны объекта.
В данной части решение районного суда подлежит отмене, с вынесением по делу нового решения об удовлетворении требований прокурора.
В остальной части решение является правильным, отмене или изменению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ельнинского районного суда Смоленской области от 21 мая 2013 года отменить в части отказа прокурору Ельнинского района Смоленской области в обязывании Администрации "данные изъяты" сельского поселения "данные изъяты" разработать паспорт и проект зоны охраны воинских захоронений, ... разработать и создать охранные зоны, зоны охраняемого природного ландшафта захоронений, границы зон охраны объекта.
В данной части вынести новое решение, которым удовлетворить требование прокурора.
Обязать Администрацию "данные изъяты" сельского поселения "данные изъяты" разработать паспорт и проект зоны охраны воинских захоронений, ... разработать и создать охранные зоны, зоны охраняемого природного ландшафта захоронений, границы зон охраны объекта.
В остальном решение оставить без изменения, апелляционное представление прокурора без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.