Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:
председательствующего Поповой М.Н.,
судей Мудрой Н.Г., Слободчиковой М.Е.,
при секретаре Ермак О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе областного государственного образовательного бюджетного учреждения среднего профессионального образования "Биробиджанский областной колледж культуры" на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 24.07.2013, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к правительству Еврейской автономной области, областному государственному образовательному бюджетному учреждению среднего профессионального образования "Биробиджанский областной колледж культуры" об обязании оборудовать вход в здание колледжа специальными приспособлениями для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к данному объекту удовлетворить.
Обязать областное государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования "Биробиджанский областной колледж культуры" оборудовать вход в здание колледжа, расположенное в " ... " в " ... " ЕАО, специальными приспособлениями для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к данному объекту.
При недостаточности у областного государственного образовательного бюджетного учреждения среднего профессионального образования "Биробиджанский областной колледж культуры" денежных средств на выполнение работ по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры - нежилому помещению Биробиджанского областного колледжа культуры, расположенному по " ... ", обязать правительство Еврейской автономной области предоставить областному государственному образовательному бюджетному учреждению среднего профессионального образования "Биробиджанский областной колледж культуры" необходимые для этого денежные средства.
Заслушав доклад судьи Поповой М.Н., пояснения представителя ответчика ОГБУ СПО "Биробиджанский областной колледж культуры" Урядникова К.А., заключение прокурора Витютнева К.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор ЕАО обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к областному государственному образовательному бюджетному учреждению среднего профессионального образования "Биробиджанский областной колледж культуры" (далее ОГБУ СПО "Биробиджанский областной колледж культуры"), правительству ЕАО об обязании оборудовать вход в здание колледжа специальными приспособлениями для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к данному объекту, указывая, что ОГБУ СПО "Биробиджанский областной колледж культуры" является некоммерческой организацией. Собственником нежилого здания ОГБУ СПО "Биробиджанский областной колледж культуры", расположенного по " ... " ЕАО, общей площадью " ... " кв.м, является Еврейская автономная область. Право оперативного управления на данный объект закреплено за ОГБУ СПО "Биробиджанский областной колледж культуры".
В соответствии с п. 2.3 Устава основными целями деятельности ОГБУ СПО "Биробиджанский областной колледж культуры" является: реализация образовательных программ среднего профессионального образования базового и повышенного уровня в области культуры искусства и образования; развитие образования, искусства, культуры путем проведения обучения на соответствующих ступенях среднего профессионального образования; реализация программ дополнительного образования в соответствии с лицензией; осуществление функций информационно-методического центра развития среднего профессионального образования в рамках лицензированных программ; осуществление культурно-просветительской деятельности.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно - правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла - коляски и собак - проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно - зрелищным и другим учреждениям).
Для обеспечения доступа инвалидов к указанным зданиям и сооружениям предусматривается наличие специальных приспособлений.
В нарушение действующего законодательства инвалиды, использующие кресла - коляски, а также страдающие иными нарушениями опорно-двигательного аппарата, лишены беспрепятственного доступа в ОГБУ СПО "Биробиджанский областной колледж культуры", поскольку здание не оборудовано специальными приспособлениями - пандусами, подъемными платформами, лифтами или другими приспособлениями для их перемещения.
Отсутствие при входе в здание ОГБУ СПО "Биробиджанский областной колледж культуры" специальных приспособлений для перемещения инвалидов существенно ущемляет их права на получение профессионального образования в области культуры и искусства, гарантированных ст. 43 Конституции РФ.
Просил обязать ОГБУ СПО "Биробиджанский областной колледж культуры" оборудовать вход в здание колледжа, расположенного по " ... " ЕАО, специальными приспособлениями для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к данному объекту. При недостаточности у ОГБУ СПО "Биробиджанский областной колледж культуры" денежных средств на выполнение работ по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к указанному объекту, обязать правительство ЕАО представить ОГБУ СПО "Биробиджанский областной колледж культуры" необходимые денежные средства.
В судебном заседании прокурор отдела прокуратуры ЕАО Ворона П.Е. исковые требования и доводы, изложенные в заявлении, поддержал. Дополнительно пояснил, что право инвалидов на беспрепятственный доступ в здания и сооружения закреплено Конституцией РФ и действующим федеральным законодательством, в соответствии с которым организации обязаны обеспечить такой доступ. Поскольку здание колледжа культуры передано собственником - Еврейской автономной областью в оперативное управление ОГБУ СПО "Биробиджанский областной колледж культуры", последний обязан нести ответственность по оборудованию здания колледжа специальными приспособлениями - пандусами, подъемными платформами, лифтами или другими приспособлениями для перемещения инвалидов на креслах-колясках и других категорий маломобильных групп населения.
Представитель ответчика ОГБУ СПО "Биробиджанский областной колледж культуры" Урядников К.А. исковые требования признал частично, пояснив, что на сегодняшний день правительством области разработана целевая программа "Доступная среда в ЕАО", в соответствии с которой в 2013-2015 годах планируется установка в колледже пандусов. В связи с чем, имеются основания отсрочить исполнение решения суда по обязанию установить пандусы до 01.01.2015. Считает, что правительство ЕАО не является надлежащим ответчиком по делу. Здание колледжа передано ОГБУ СПО "Биробиджанский областной колледж культуры" в оперативное управление, собственником здания является Еврейская автономная область, и без привлечения собственника в данном гражданском деле нельзя разрешить вопрос об обязании ОГБУ СПО "Биробиджанский областной колледж культуры" внести какие-либо изменения в технические характеристики здания. Просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика правительства ЕАО Хобта А.В. исковые требования прокурора признал в полном объёме. Суду пояснил, что в настоящее время правительством области разработана программа "Доступная среда в ЕАО", на основании которой заложены денежные средства на обустройство в 2014 году здания ОГБУ СПО "Биробиджанский областной колледж культуры" пандусами. Просил отсрочить обязанность по установке пандусов до 01.01.2015.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе директор ОГБУ СПО "Биробиджанский областной колледж культуры" Е.В. Саенко просила решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 24.07.2013 отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Указала, что собственником здания, расположенного по адресу: ЕАО, " ... ", в котором находится ОГБУ СПО "Биробиджанский областной колледж культуры", является Еврейская автономная область. ОГБУ СПО "Биробиджанский областной колледж культуры" указанное здание предоставлено на праве оперативного управления.
В соответствии с пунктами 1.4, 10.3, 10.4 Устава, учредителем и собственником имущества колледжа является Еврейская автономная область. Колледж владеет, пользуется закрепленным за ним имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с его назначением, уставными целями своей деятельности и заданиями собственника в рамках, установленных законодательством Российской Федерации и Еврейской автономной области, и если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Колледж не вправе без согласия собственника распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним или приобретенным учреждением за счет средств, выделенных ему на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.
Отказывая в удовлетворении ходатайства, заявленного представителем ОГБУ СПО "Биробиджанский областной колледж культуры", о привлечении к участию в деле в качестве надлежащего ответчика Еврейскую автономную область, суд не учёл, что в соответствии с Законом ЕАО от 27.01.2010 N 684-03 "Об управлении государственной собственностью Еврейской автономной области" Еврейская автономная область самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается государственной собственностью области, а правительство области осуществляет правомочия собственника, в пределах предоставленной компетенции, от имени области.
По смыслу ч. 4 ст. 214 ГК РФ органы и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ, осуществляют права собственника государственного имущество от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 124 ГК РФ, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
Поскольку исковые требования заявлены к правительству ЕАО, а не к Еврейской автономной области, являющейся собственником здания, расположенного по адресу: ЕАО, " ... ", решение подлежит отмене.
В возражение на апелляционную жалобу прокурор ЕАО Л.В. Дьяконова указала, что решение суда является законным и обоснованным.
Исходя из содержания ст. 4 Закона ЕАО от 27.01.2010 N 684-03 "Об управлении государственной собственностью Еврейской автономной области" от имени области правомочия собственника в пределах компетенции, установленной настоящим законом, осуществляют Законодательное Собрание области, правительство области.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 30 Устава ЕАО установлено, что правительство области управляет и распоряжается собственностью области в соответствии с законами области, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Интересы Еврейской автономной области представляют различные органы власти, в том числе, и исполнительной власти к которой относится правительство ЕАО.
Поскольку заявленные исковые требования касались имущества, собственником которого является Еврейская автономная область, Еврейская автономная область в лице представителя правительства ЕАО принимала участие в деле.
В апелляционной инстанции представитель ответчика ОГБУ СПО "Биробиджанский областной колледж культуры" Урядников К.А. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Прокурор Витютнев К.В. с доводами апелляционной жалобы не согласился. Просил оставить решение суда в силе.
Представитель ответчика правительства ЕАО в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без его участия.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражения на неё, выслушав пояснения представителя ОГБУ СПО "Биробиджанский областной колледж культуры", заключение прокурора, полагавшего апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Для обеспечения доступа инвалидов к указанным зданиям и сооружениям предусматривается наличие специальных приспособлений.
В соответствии с п.п. 5.1.1., 5.1.2. СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 605 (введены в действие с 01.01.2013), в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц N " ... " от 17.05.2013 ОГБУ СПО "Биробиджанский областной колледж культуры" является действующим юридическим лицом, бюджетным учреждением. Здание областного колледжа культуры включено в Реестр государственного имущества Еврейской автономной области (реестровый номер " ... " от " ... ").
Собственником нежилого здания областного колледжа культуры, расположенного по " ... " ЕАО, является Еврейская автономная область (свидетельство о государственной регистрации права от " ... " серия 27-АБ N " ... ").
Из свидетельства о государственной регистрации права от " ... " серия 79-АА N " ... " следует, что за ОГБУ СПО "Биробиджанский областной колледж культуры" на основании договора о закреплении за государственным учреждением государственного имущества на праве оперативного управления от " ... " N " ... " зарегистрировано право оперативного управления на вышеуказанный объект недвижимости, общей площадью " ... " кв.м.
Согласно ч. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Как следует из п. 1.4 Устава ОГБУ СПО "Биробиджанский областной колледж культуры", утвержденного приказом управления культуры правительства ЕАО от 09.06.2011 и согласованного с председателем комитета по управлению государственным имуществом ЕАО, учредителем и собственником имущества колледжа является Еврейская автономная область.
Функции и полномочия учредителя в случае, если иное не установлено нормативными правовыми актами Еврейской автономной области, осуществляется управлением культуры правительства области, в ведении которого находится колледж.
В соответствии с п. 2.2 Устава ОГБУ СПО "Биробиджанский областной колледж культуры" предметом деятельности учреждения является предоставление образовательных услуг для реализации права граждан на образование, реализация способностей и потребностей личности в сфере культуры и искусства.
Основными целями деятельности учреждения является реализация образовательных программ среднего профессионального образования базового и повышенного уровня в области культуры искусства и образования; развитие образования, искусства, культуры путем проведения обучения на соответствующих ступенях среднего профессионального образования; реализация программ дополнительного образования в соответствии с лицензией; осуществление функций информационно-методического центра развития среднего профессионального образования в рамках лицензированных программ; осуществление культурно-просветительской деятельности (п.2.3 Устава).
В соответствии с п.п. 10.3, 10.4 Устава колледж владеет, пользуется закреплённым за ним имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с его назначением, уставными целями своей деятельности и зданиями собственника в рамках, установленных законодательством Российской Федерации и Еврейской автономной области, и если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Колледж не вправе без согласия собственника распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закреплённым за ним или приобретённым учреждением за счёт средств, выделенных ему на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено законодательством.
Из материалов дела следует, что вход в здание ОГБУ СПО "Биробиджанский областной колледж культуры" не оборудован специальным устройством, обеспечивающим беспрепятственный доступ инвалидов, тем самым нарушаются требования ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 181-ФЗ.
ОГБУ СПО "Биробиджанский областной колледж культуры" включено в долгосрочную целевую программу "Доступная среда в Еврейской автономной области" на 2013-21015 годы. Согласно указанной программе денежные средства на установку пандусов в ОГБУ СПО "Биробиджанский областной колледж культуры" заложены на 2014 год в размере " ... " рублей.
Судебная коллегия согласилась с выводом суда о необходимости возложить на ОГБУ СПО "Биробиджанский областной колледж культуры" обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры - нежилому зданию, и в случае недостаточности у ОГБУ СПО "Биробиджанский областной колледж культуры" денежных средств для выполнения указанных работ обязать правительство ЕАО предоставить ОГБУ СПО "Биробиджанский областной колледж культуры" необходимые денежные средства.
Довод апелляционной жалобы о том, что надлежащим ответчиком по делу является Еврейская автономная область, а не правительство ЕАО, является несостоятельным.
Судом первой инстанции правильно указано в решении, что в силу ч. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из положений ч. 3 ст. 30 Устава ЕАО от 08.10.1997 N 40-ОЗ и п. 5 ч. 2 ст. 7 Закона ЕАО от 27.06.2012 N 79-0З "О правительстве Еврейской автономной области" следует, что правительство области управляет и распоряжается собственностью области в соответствии с законами области, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Следовательно, правительство ЕАО является надлежащим ответчиком по делу.
В соответствии с п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать:
на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия.
Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению его прав и свобод.
Судом первой инстанции вопрос об определении срока исполнения возложенной обязанности не был разрешен, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным, не изменяя решения по существу, установить дату его исполнения - до 01.04.2014.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия считает решение законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 24.07.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу областного государственного образовательного бюджетного учреждения среднего профессионального образования "Биробиджанский областной колледж культуры" - без удовлетворения.
Изложить второй абзац резолютивной части решения в следующей редакции:
"Обязать областное государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования "Биробиджанский областной колледж культуры" в срок до 01.04.2014 оборудовать вход в здание колледжа, расположенное в " ... " в " ... " ЕАО, специальными приспособлениями для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к данному объекту".
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.