Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Цыганкова С.Л.
судей Вороной Н.Л., Дука Е.А.
при секретаре Кривошеевой М.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тальянова О.Ю., Тальяновой Е.Е. к открытому акционерному обществу "Ипотечное агентство Югры" о признании решения об исключении из Единого списка участников подпрограммы "Доступное жилье молодым" незаконным, взыскании судебных расходов
по апелляционной жалобе ОАО "Ипотечное агентство Югры" на решение Нефтеюганского районного суда от 21 февраля 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования Тальянова О.Ю., Тальяновой Е.Е. удовлетворить.
Решение ОАО "Ипотечное агентство Югры" от 19 июля 2012 года об исключении Тальянова О.Ю., Тальяновой Е.Е. из Единого списка участников подпрограммы "Доступное жилье молодым", целевой программы ХМАО-Югры "Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года" признать незаконным.
Обязать открытое акционерное общество "Ипотечное агентство Югры" восстановить Тальянова О.Ю., Тальянову Е.Е. в Едином списке участников подпрограммы "Доступное жилье молодым" целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 года и на период до 2015 года".
Взыскать с открытого акционерного общества "Ипотечное агентство Югры" в пользу Тальянова О.Ю., Тальяновой Е.Е. понесённые судебные расходы в сумме 15200 рублей".
Заслушав доклад судьи Вороной Н.Л., объяснения представителя ответчика Красновой А.И., настаивающей на доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тальянов О.Ю., Тальянова Е.Е. обратились в суд с в выше указанным иском, мотивируя тем, что 18 мая 2011 года были признаны участниками подпрограммы "Доступное жилье молодым" целевой программы ХМАО-Югры "Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года" (далее - Целевая Программа).
На основании указанного решения получателями субсидии были признаны трое их детей. Учётному делу был присвоен Регистрационный номер 2011-1000098419. 16 октября 2012 года по почте получили уведомление от Агентства от 19 июля 2012 года об исключении их Единого списка участников подпрограммы "Доступное жилье молодым" по мотиву достижения Тальяновым О.Ю. возраста 36 лет. Считают, что ответчик, исключая их из списка участников программы, неверно истолковал норму материального права, нарушил их право на улучшение жилищных условий. Право на получение субсидии у них возникло в момент признания семьи участником указанной подпрограммы, изменение же возраста в период ожидания субсидии не должен ущемлять данного права. Просили признать незаконным решение Агентства от 19 июля 2012 года об их исключении из Единого списка участников подпрограммы "Доступное жилье молодым", а также взыскать судебные расходы, понесённые при рассмотрении дела.
В судебное заседание истцы не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие, с участием их представителя Томиловой В.А.
Представитель истцов Томилова В.А. иск поддержала, мотивируя доводами, изложенными в нём.
Представитель ответчика Марченко Е.А. иск не признала, ссылаясь на то, что после достижения одним из супругов 36-ит лет у истцов утрачены основания для участия в целевой программе.
Судом постановлено вышеизложенное решение, об отмене которого и принятии нового об отказе в иске просит в апелляционной жалобе Агентство.
В обоснование жалобы указывает на нарушение судом норм материального права. Вывод суда о необходимости обеспечениями мерами государственной поддержки истцов противоречит существу и порядку реализации целевой программы, имеющей конкретный период ее существования и объем финансирования. Судом не применены положения п.1.4 ст.6 Порядка N 108-п, согласно которому к категории "молодая семья" относятся граждане, чей возраст не превышает 35 лет на день принятия решения о предоставлении субсидии, а не на день принятия решения о признании гражданина участником подпрограммы. Право на получение субсидии наступает после получения участником подпрограммы предусмотренного Порядком N 108-п уведомления о получении субсидии. Получение такого уведомления возможно при подтверждении наличия условий, предъявляемых для участи в указанной подпрограмме.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истцы не явились. О времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Руководствуясь ст.ст. 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителя ответчика, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия считает решение суда, подлежащим отмене в виду неправильного применения норм материального права.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, истцы 11 мая 2011 года обратились в ОАО "Ипотечное агентство Югры" (далее - Агентство) с заявлениями об участии в Целевой Программе по подпрограммам "Ипотечное жилищное кредитование" и "Доступное жилье молодым" (л.д 63,67).
18 мая 2011 года они были признаны участниками указанных подпрограммам (л.д.62,7).
Участие в подпрограмме "Ипотечное жилищное кредитование" Тальяновы реализовали. Им по трёхстороннему соглашению от 18 июля 25 октября 2011 года производится компенсация части процентной ставки, уплачиваемой Сбербанку России по кредиту, взятому для приобретения квартиры по адресу: город Нефтеюганск, 14 микрорайон, дом 25, квартира 36 (л.д.51-61).
По подпрограмме "Доступное жильё молодым" Тальяновы были поставлены на учёт: включены в Единый список участников подпрограммы 2 "Доступное жилье молодым" (далее также - Список).
19 июля 2012 года Агентством приято решение об исключении истцов из Списка, поскольку 14 июля 2012 года Тальянову О.Ю. исполнилось 36 лет (л.д.9), что послужило основанием для их обращения с настоящим иском в суд.
Разрешая дело и приходя к выводу о незаконности указанного решения Агентства, суд исходил из того, что на дату признания истцов участниками подпрограммы "Доступное жилье молодым" Целевой Программы их семья соответствовала критериям молодой семьи. Последующее ограничение прав истцов на получение субсидии в связи с достижением Тальяновым О.Ю. 36-ти лет противоречит ст.19 Конституции Российской Федерации.
Судебная коллегия с данным выводом суда первой инстанции согласиться не может, поскольку он основан на неправильном толковании норм материального права.
Правоотношения по предоставлению гражданам государственной поддержки в улучшении жилищных условий в рамках Целевой Программы, регулируются Порядком реализации целевой программы ХМАО-Югры ""Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года", утверждённым постановлением Правительства ХМАО-Югры от 5 апреля 2011 года N 108-П (далее - Порядок).
В соответствии п.1 ст.2, п.1 ст.4 Порядка участие в подпрограмме носит добровольный характер; соблюдение ее условий участниками подпрограммы является обязательным.
Согласно п.1.4 п.1 ст.6 Порядка, участником Целевой Программы по подпрограмме "Доступное жилье молодым" являются молодые семьи, в том числе неполные молодые семьи, состоящие из одного молодого родителя и одного и более детей, возраст каждого из супругов в которой либо одного из родителей в неполной семье не превышает 35 лет на день принятия решения о предоставлении субсидии.
В соответствии со ст.8 Порядка молодые семьи, признанные участниками подпрограммы включаются в Единый список участников подпрограммы "Доступное жилье молодым" в хронологической последовательности исходя из регистрационного номера заявления в книге регистрации и учёта. При этом список формируется в продолжение списков граждан, поставленных на учёт до 1 января 2011 года на основании положений ранее действовавшей программы, утверждённой законом ХМАО-Югры от 11 ноября 1 2005 года N 103-оз.
Для участников рассматриваемой подпрограммы государственная поддержка оказывается в виде субсидий, размер которой для молодой семьи, не имеющей детей, соответствует стоимости 12 квадратных метров общей площади жилого помещения. Для молодой семьи, имеющей детей, - стоимости 12 квадратных метров общей площади жилого помещения, умноженной на количество детей (ст. 5 Порядка).
В соответствии со ст.11 Порядка право участника названной подпрограммы на получение субсидии в текущем году удостоверяется Уведомлением, решение о предоставлении которого принимается в порядке хронологической последовательности, исходя из даты подачи заявления о признании участником подпрограммы и регистрационного номера в книге регистрации и учета, в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований в соответствующем году на финансирование программы.
Из вышеприведённых норм следует, что время принятия решения о предоставлении субсидии конкретному участнику подпрограммы зависит от объёма её финансирования, количества претендентов на получение субсидии (участников подпрограммы), даты признания участником подпрограммы. До принятия решения о предоставлении субсидии и направления уведомления участники подпрограммы, по сути, являются претендентами на получение субсидии.
При этом сам факт признания семьи участником подпрограммы (включения в Список) не является безусловным основанием получения субсидии, поскольку при наступлении событий, перечисленных в п.1 ст.9 Порядка участник подлежит исключению из Списка.
В частности, в силу пп.1.6 п.1 ст.9 Порядка уполномоченный орган принимает решение об исключении гражданина из Списка в случае изменения условий, в результате которых утрачены основания для участия в целевой программе.
На основании указанной нормы Агентством было приято решение об исключении истцов из Единого списка участников подпрограммы 2 "Доступное жилье молодым", поскольку Тальянову О.Ю. 14 июля 2012 года исполнилось 36 лет.
Как следует из паспорта Тальянова О.Ю., он родился 14 июля 1976 года (л.д. 15). Соответственно, в период участия в подпрограмме, до получения уведомления о праве на субсидию, его возраст превысил 35 лет, в связи с чем семья истцов перестала отвечать требованиям, установленным п.1.4 п.1 ст.6 Порядка для участников указанной подпрограммы.
Иными словами, после 14 июля 2012 года истцы утратили одно из оснований для государственной поддержки в рамках рассматриваемой подпрограммы: статус молодой семьи, что в силу пп.1.6 п.1 ст.9 влечёт исключение из Списка.
Суждение суда первой инстанции о том, что соблюдение возрастного критерия требуется только при признании семьи участником подпрограммы "Доступное жилье молодым" противоречит приведённому правовому акту. В пп.1.4 п.1 ст.6 Порядка имеется прямое указание на то, что возраст у каждого из супругов молодой семьи не должен превышать 35-ти лет на день принятия решения о предоставлении субсидии.
Таким образом, решение Агентства об исключении семьи истцов из Единого списка участников подпрограммы "Доступное жилье молодым" в связи с достижением одним из супругов предельного возраста участия в подпрограмме по категории "молодая семья" является законным и обоснованным. Отсюда, правовых оснований для удовлетворения требований истцов не имелось, в связи с чем решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нефтеюганского районного суда от 21 февраля 2013 года отменить, принять новое решение.
В удовлетворении иска Тальянова О.Ю., Тальяновой Е.Е. к ОАО "Ипотечное агентство Югры" о признании незаконным решения об исключении из Единого списка участников подпрограммы "Доступное жилье молодым", взыскании судебных расходов отказать.
Председательствующий судья Цыганков С.Л.
Судьи: Вороная Н.Л.
Дука Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.