Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Ковалева А.А.,
судей Максименко И.В., Захарова Д.П.,
при секретаре Першиной Е.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску (ФИО)1 к Департаменту социального развития ХМАО-Югры о возложении обязанности по присвоению звания "Ветеран труда",
по апелляционной жалобе Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Ханты-Мансийского районного суда от 11 апреля 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования (ФИО)1 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о возложении обязанности по присвоению звания "Ветеран труда", удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от (дата). N (номер) в присвоении (ФИО)1 звания "Ветеран труда".
Обязать Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры присвоить звание "Ветеран труда" (ФИО)1.
Взыскать с Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в пользу (ФИО)1 200 рублей в счет оплаченной государственной пошлины".
Заслушав доклад судьи Захарова Д.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
(ФИО)8. обратился в суд с иском к Департаменту социального развития ХМАО-Югры о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания "Ветеран труда", возложении обязанности по присвоению звания "Ветеран труда". В обоснование требований указал, что ему отказано в присвоении данного звания на том основании, что Почетная грамота Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации не включена в перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 06.06.2005. N 103-п. Истец просит суд признать отказ незаконным и возложить на ответчика обязанность по присвоению звания "Ветеран труда".
В судебное заседание истец (ФИО)9. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика Департамента социального развития ХМАО - Югры (ФИО)5 в судебном заседании требования не признал, просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе Департамент социального развития ХМАО - Югры просит решение суда отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований. В обоснование апелляционной жалобы указал, что с решением суда не согласен, считает его незаконным, принятым с существенным нарушением норм материального права. Судом не принято во внимание, что в силу ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ. Такие расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за свой счет. Меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и являются их расходными обязательствами. У субъектов РФ имеются права самостоятельно определять перечень наград, при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте РФ. Правовые основания для признания за истцом права на присвоение звания "Ветеран труда" отсутствуют, поскольку в Перечне ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденном Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 06.06.2005 г. N 103-п "Об утверждении перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и перечня наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда", "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", Почетная грамота Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации отсутствует.
Истец и представитель ответчика, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры определила рассмотреть дело в отсутствие истца и представителя ответчика.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец (ФИО)10. с (дата) по настоящее время работает водителем первого класса в Муниципальном бюджетном учреждении здравоохранения " "данные изъяты"" в (адрес) ХМАО - (адрес). Трудовой стаж истца составляет более 39 лет (л.д. 28).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от (дата) N (номер) (ФИО)11 награжден Почетной грамотой за заслуги в области здравоохранения и многолетний добросовестный труд (л.д. 8).
Истец обратился с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда". Комиссией по присвоению званий "Ветеран труда", "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры" (дата) (протокол N 1) истцу было отказано в присвоении звания "Ветеран труда", в связи с тем, что Почетная грамота Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации не включена в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 06.06.2005 N 103-п (л.д. 9).
В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.
Таким образом, участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства путем принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан, должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и конституционной иерархии нормативных правовых актов, а также соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав.
Согласно ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" от 12 января 1995 года N 5-ФЗ ветеранами труда являлись лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 ФЗ "О ветеранах").
Указом Президента Российской Федерации от 25.09.1999 N 1270 (утратил силу с 12.06.2006 в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 12.06.2006 N 603) было утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", которое также не устанавливало каких-либо ограничений в правовом статусе лиц, отнесенных к данной категории.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон "О ветеранах", в соответствии со статьей 22 которого меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Нормы ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" ограничиваются лишь базисными требованиями в определении оснований приобретения статуса ветерана труда, формируя, таким образом, направления законотворческого процесса регионов в данной области. Однако, по смыслу этой федеральной нормы под порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда", понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания "Ветеран труда", перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, предъявляемыми частью 1 этой статьи, перечень которых является исчерпывающим.
Выступая в качестве нормативного акта прямого действия, Закон N 122-ФЗ предусматривает, что в целях защиты прав и законных интересов граждан, претендующих на получение звания "Ветеран труда", законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ не могут быть установлены основания и условия присвоения этого звания, существенным образом ухудшающие права и интересы граждан в сравнении с Законом N 5-ФЗ.
Перечень орденов, медалей, почетных званий, награждение которыми выступает в качестве условия приобретения статуса ветерана труда, а равно условия и порядок награждения определены Положением о государственных наградах РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 2 марта 1994 г. N 442 (с изм.).
Наряду с орденами и медалями, почетными званиями СССР и РФ при присвоении звания "Ветеран труда" подлежат учету и ведомственные знаки отличия в труде.
Согласно постановлению Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 321 "Об утверждении положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации" Министерство здравоохранения и социального развития РФ является федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 6, п.п. 6.2. указанного Постановления, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право: учреждать в установленном порядке знаки отличия в установленной сфере деятельности и награждать ими работников Министерства и находящихся в ведении Министерства федеральных служб и федерального агентства, других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 400 от 10 июня 2005 года "О ведомственных наградах Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (с изменениями согласно Приказу от 18 декабря 2008 г. N 735н) определены ведомственные награды. Согласно указанному приказу в числе прочих знаков отличия учреждена Почетная грамота Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Этим же приказом утверждено Положение о Почетной грамоте Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
Согласно п. 1 данного Положения, Почетной грамотой Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - Почетная грамота) награждаются работники организаций здравоохранения и социально-трудовой сферы за безупречную работу, имеющие стаж работы в отрасли не менее 10 лет.
Содержание вышеприведенных норм позволяет сделать вывод, что Почетная грамота Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации относится к ведомственному знаку отличия в труде, который дает право для присвоения звания "Ветеран труда".
Правовой смысл подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" N 5-ФЗ от 12 января 1995 года подразумевает, что к числу лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, относятся все лица, решение о награждении которых такими знаками принималось в соответствии с нормами действовавшего (действующего) законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке.
Наличие государственных наград и ведомственных знаков отличия, указанных в п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", является одним из условий присвоения звания "Ветеран труда", при этом в рамках предоставленных п. 4 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" полномочий, законом субъекта РФ может быть самостоятельно расширен перечень знаков отличия в труде и негосударственных наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте РФ.
Разрешая спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что утверждая порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", законодатель субъекта Российской Федерации незаконно сузил перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О ветеранах", в результате чего лица, награжденные такими знаками отличия в труде, неправомерно лишены права на присвоение им звания "Ветеран труда", гарантированного статьей 7 Федерального закона "О ветеранах", что недопустимо.
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов субъектов Российской Федерации.
Такие законы, согласно статье 76 (часть 5) Конституции Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в п. 4 Постановления от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия").
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.
Выводы суда мотивированы, основаны на анализе доказательств, оцененных судом в совокупности, соответствуют требованиям закона, и оснований считать их неправильным у судебной коллегии не имеется.
Всем представленным сторонами доказательствам суд первой инстанции дал правильную правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как по существу основываются на обстоятельствах, являвшихся предметом судебного исследования, с последующей правильной правовой оценкой.
На основании изложенного решение суда постановлено в соответствии с требованиями закона и представленными доказательствами, которым дана объективная и правильная оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено. Изложенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводы суда, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ханты-Мансийского районного суда от 11 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, без удовлетворения.
Председательствующий: Ковалев А.А.
Судьи: Максименко И.В.
Захаров Д.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.