Апелляционное определение СК по гражданским делам Суда Ханты-Мансийского автономного округа от 17 сентября 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Юрьева И.М.
судей Шкилёва П.Б., Мироненко М.И.
при секретаре Алексанян С.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Овсянникова (ФИО)10, Овсянниковой (ФИО)11 к открытому акционерному обществу "Ипотечное агентство Югры" о признании решения об исключении из Единого списка участников подпрограммы "Доступное жилье молодым" целевой программы ХМАО-Югры "Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года" незаконным, взыскании судебных расходов,
по апелляционной жалобе Овсянникова (ФИО)12, Овсянниковой (ФИО)13 на решение Сургутского городского суда от 26 июня 2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении требований Овсянникова (ФИО)14, Овсянниковой (ФИО)15 к открытому акционерному обществу "Ипотечное агентство Югры" о признании решения незаконным о восстановлении на учете подпрограммы "Доступное жилье молодым" целевой программы ХМАО-Югры "Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года", взыскании судебных расходов - отказать".
Заслушав доклад судьи Шкилёва П.Б., объяснения истцов Овсянникова С.А., Овсянниковой М.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Овсянников С.А., Овсянникова М.В. обратились в суд с иском к ОАО "Ипотечное агентство Югры" о признании решения об исключении из Единого списка участников подпрограммы "Доступное жилье молодым" (далее по тексту Подпрограмма2) целевой программы ХМАО-Югры "Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года" (далее по тексту Программа) незаконным, восстановлении на учете истцов в указанной выше Программе, взыскании судебных расходов.
В обоснование иска указали, что 06 мая 2011 года истцы были признаны участниками подпрограммы "Доступное жилье молодым" целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года", поскольку соответствовали предъявляемым к участникам программы требованиям. Решением ответчика от 28 марта 2013 года истцы исключены из Единого списка участников подпрограммы "Доступное жилье молодым", в связи с достижением Овсянниковым С.А. возраста "данные изъяты" лет.
Просят признать решение ОАО "Ипотечное агентство Югры" об исключении из Единого списка подпрограммы "Доступное жилье молодым" целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения ХМАО - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года" незаконным, обязать ответчика восстановить истцов в Едином списке участников подпрограммы "Доступное жилье молодым" под регистрационным номером, действовавшим на момент исключения, взыскать с ответчика в пользу истцов судебные расходы.
Представитель истцов Ганьба А.Л. на заявленных исковых требованиях настаивал.
Представитель ответчика Шоров В.В. исковые требования не признал.
В судебное заседание истцы Овсянников С.А., Овсянникова М.В. не явились.
Суд постановил изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Овсянников С.А., Овсянникова М.В. просят решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывают, что заявители были признаны участниками подпрограммы "Доступное жилье молодым" целевой программы (адрес) - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года", поскольку соответствовали предъявляемым к участникам программы требованиям. Решением ответчика от 28 марта 2013 года истцы исключены из Единого списка участников подпрограммы "Доступное жилье молодым", в связи с достижением Овсянниковым С.А. возраста "данные изъяты" лет. Полагают, что обстоятельство в связи с которым истцы исключены из Единого списка участников являются формальными и не отвечают целям действующего законодательства. Указывают, что реализация гражданином в установленном порядке признанным участником программы своего права на меры государственной поддержки не может становиться в зависимость от отсутствия своевременного финансирования принятых программ.
Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика извещенного о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции (ч.1 ст.327, ч.3 ст.167 ГПК РФ).
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), обсудив их, заслушав истцов полагавших решение суда не законным и подлежащим отмене по основаниям изложенным в жалобе, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
В соответствии с пунктом 1.4 статьи 6 Порядка реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года", утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 апреля 2011 г. N 108-п (далее - Порядок), участником целевой программы по подпрограмме 2 "Доступное жилье молодым" является признанная нуждающейся в улучшении жилищных условий молодая семья, в том числе неполные молодые семьи, состоящие из одного молодого родителя и одного и более детей, возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет на день принятия решения о предоставлении субсидии.
Судом первой инстанции и материалами дела установлено, что 06 мая 2011 года истцы Овсянников С.А., Овсянникова М.В. признаны участниками подпрограммы "Доступное жилье молодым" целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года".
28 марта 2013 года Овсянников С.А., Овсянникова М.В. исключены из Единого списка участников Подпрограммы 2, в связи с достижением Овсянниковым С.А. "данные изъяты" летнего возраста, со ссылкой на пп.1.6 п.1 ст.9 Порядка реализации целевой Программы.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что гражданин с момента признания участником подпрограммы становится лишь претендентом на получение субсидии, что не свидетельствует об одновременном принятии уполномоченным органом решения о ее предоставлении, и, соответственно, в случае превышения участником установленного предельного возраста 35 лет, молодая семья, утрачивает основания для дальнейшего участия в целевой программе по категории "молодая семья" (п.п.1.6 п.1 ст.9 Порядка).
Правоотношения по предоставлению гражданам государственной поддержки в улучшении жилищных условий в рамках Целевой Программы, регулируются Порядком реализации целевой программы ХМАО-Югры ""Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года", утвержденным постановлением Правительства ХМАО-Югры от 5 апреля 2011 года N 108-П (далее - Порядок).
В соответствии п.1 ст.2, п.1 ст.4 Порядка участие в подпрограмме носит добровольный характер; соблюдение ее условий участниками подпрограммы является обязательным.
Согласно п.1.4 п.1 ст.6 Порядка, участником Целевой Программы по подпрограмме "Доступное жилье молодым " являются молодые семьи, в том числе неполные молодые семьи, состоящие из одного молодого родителя и одного и более детей, возраст каждого из супругов в которой либо одного из родителей в неполной семье не превышает 35 лет на день принятия решения о предоставлении субсидии.
В соответствии со ст.8 Порядка молодые семьи, признанные участниками подпрограммы включаются в Единый список участников подпрограммы "Доступное жилье молодым " в хронологической последовательности исходя из регистрационного номера заявления в книге регистрации и учета. При этом список формируется в продолжение списков граждан, поставленных на учет до (дата) на основании положений ранее действовавшей программы, утвержденной законом ХМАО-Югры от (дата) N 103-оз.
Для участников рассматриваемой подпрограммы государственная поддержка оказывается в виде субсидий, размер которой для молодой семьи, не имеющей детей, соответствует стоимости 12 квадратных метров общей площади жилого помещения. Для молодой семьи, имеющей детей, - стоимости 12 квадратных метров общей площади жилого помещения, умноженной на количество детей (ст. 5 Порядка).
В соответствии со ст.11 Порядка право участника названной подпрограммы на получение субсидии в текущем году удостоверяется Уведомлением, решение о предоставлении которого принимается в порядке хронологической последовательности, исходя из даты подачи заявления о признании участником подпрограммы и регистрационного номера в книге регистрации и учета, в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований в соответствующем году на финансирование программы.
Из вышеприведенных норм следует, что время принятия решения о предоставлении субсидии конкретному участнику подпрограммы зависит от объема ее финансирования, количества претендентов на получение субсидии (участников подпрограммы), даты признания участником подпрограммы. До принятия решения о предоставлении субсидии и направления уведомления участники подпрограммы, по сути, являются только претендентами на получение субсидии.
При этом сам факт признания семьи участником подпрограммы (включения в Список) не является безусловным основанием получения субсидии, поскольку при наступлении событий, перечисленных в п.1 ст.9 Порядка участник подлежит исключению из Списка.
В частности, в силу пп.1.6 п.1 ст.9 Порядка уполномоченный орган принимает решение об исключении гражданина из Списка в случае изменения условий, в результате которых утрачены основания для участия в целевой программе.
Как установлено материалами дела, Овсянников С.А. родился (дата), соответственно, в период участия в подпрограмме, до принятия решения о предоставлении субсидии, его возраст превысил "данные изъяты" лет, в связи с чем, семья истцов перестала отвечать требованиям, установленным п.1.4 п.1 ст.6 Порядка для участников указанной подпрограммы.
Таким образом, истцы утратили одно из оснований для государственной поддержки в рамках рассматриваемой подпрограммы: статус молодой семьи, что в силу пп.1.6 п.1 ст.9 Порядка влечет исключение из Списка.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о законности решения Агентства об исключении семьи истцов из Единого списка участников подпрограммы "Доступное жилье молодым " в связи с достижением одним из супругов предельного возраста участия в подпрограмме по категории молодая семья. Следовательно, правовых оснований для удовлетворения требований истцов не имелось, в связи с чем, решение суда не подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 328, 389 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сургутского городского суда от 26 июня 2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Овсянникова (ФИО)17, Овсянниковой (ФИО)16 - без удовлетворения.
Председательствующий судья Юрьев И.М.
Судьи: Шкилёв П.Б.
Мироненко М.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.