Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Ковалёва А.А.,
судей Максименко И.В., Захарова Д.П.,
при секретаре (ФИО)4,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению (ФИО)1 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", возложении обязанности по присвоению звания "Ветеран труда",
по апелляционной жалобе ответчика на решение Ханты-Мансийского районного суда от 26 июня 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования (ФИО)1 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", обязании присвоения звания "Ветеран труда", удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в присвоении звания "Ветеран труда" (ФИО)1.
Обязать Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры присвоить звание "Ветеран труда" (ФИО)1".
Заслушав доклад судьи Ковалёва А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
(ФИО)1 обратилась в суд с исковым заявлением к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании права на присвоение звания "Ветеран труда". Требования истец мотивировал тем, что с 1984 года по настоящее время работает учителем начальных классов в Кирсановской начальной школе Кашарского района Ростовской области, МБОУ СОШ N 7 г. Нижневартовска. Общий трудовой стаж составляет 29 лет. 22 апреля 2004 года приказом Министерства образования и науки РФ N 241/38-17 за значительные успехи в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процессов, формирование интеллектуального и нравственного развития личности, большой личный вклад в практическую подготовку учащихся и воспитанников, (ФИО)1 была награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации. В феврале 2013 года истец обратилась в Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда". Департамент социального развития ХМАО-Югры отказал истцу на том основании, что Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации, не включены в перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 06.06.2005 года N 103-п. Истец (ФИО)1 считает отказ незаконным, так как в соответствии с п. 10.16 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации от 15.05.2010 года N 337 "О Министерстве образования и науки Российской Федерации" Приказом Минобрнауки РФ от 03.06.2010 года N 580 "О ведомственных наградах Министерства образования и науки Российской Федерации" учрежден перечень ведомственных наград Минобрнауки РФ, в который включена указанная Почетная грамота.
Истец (ФИО)1 в судебное заседание не явилась, просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика Фролов А.А. в судебном заседании исковые требования не признал.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований. По мнению заявителя, судом не принято во внимание, что в силу ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ. Такие расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за свой счет. Меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и являются их расходными обязательствами. У субъектов РФ имеются права самостоятельно определять перечень наград, при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте РФ. Правовые основания для признания за (ФИО)1 права на присвоение звания "Ветеран труда" отсутствуют, поскольку в Перечне ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденном Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 06.06.2005 г. N 103-п "Об утверждении перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и перечня наград, почетных званий Ханты-мансийского автономного округа - Югры", являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда", "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации, отсутствует.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Как видно из дела, (ФИО)1 с 22 августа 1989 года по настоящее время работает учителем начальных классов в муниципальном бюджетном образовательном учреждении " Муниципальная общеобразовательная средняя школа N 7" города Нижневартовска, ее общий трудовой стаж составляет 29 лет 07 месяцев.
22 апреля 2004 года приказом Министерства образования и науки РФ N 241/38-17 "О награждении ведомственными наградами Министерства образования и науки Российской Федерации работников учреждений образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", за значительные успехи в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процессов, формирование интеллектуального, культурного и нравственного развития личности, большой личный вклад в практическую подготовку учащихся и воспитанников", (ФИО)1 была награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации.
Решением комиссии Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по присвоению звания "Ветеран труда" от 4 апреля 2013 г. (протокол N 11) истцу отказано в присвоении звания "Ветеран труда" в связи с тем, что Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации не включена в перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда", утв. постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06 июня 2005 г. N 103-п.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.
Таким образом, участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства путем принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и конституционной иерархии нормативных правовых актов, а также соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав.
Согласно ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" от 12 января 1995 года N 5-ФЗ, ветеранами труда являлись лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 ФЗ "О ветеранах").
Согласно статье 1 Закона ХМАО - Югры от 07.11.2006 N 115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" к ветеранам труда отнесены: 1) лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; 2) лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин или стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.Согласно статье 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07 ноября 2006 г. N 115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в ХМАО - Югре", перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и перечень наград, почетных званий ХМАО - Югры, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда ХМАО - Югры", утверждается правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Указом Президента Российской Федерации от 25.09.1999 N 1270 (утратил силу с 12.06.2006 в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 12.06.2006 N 603) было утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", которое также не устанавливало каких-либо ограничений в правовом статусе лиц, отнесенных к данной категории.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон "О ветеранах", в соответствии со статьей 22 которого меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Нормы ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" ограничиваются лишь базисными требованиями в определении оснований приобретения статуса ветерана труда, формируя таким образом направления законотворческого процесса регионов в данной области. Однако, по смыслу этой федеральной нормы, под порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда" понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания "Ветеран труда", перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, предъявляемыми частью 1 этой статьи, перечень которых является исчерпывающим.
Выступая в качестве нормативного акта прямого действия, Закон N 122-ФЗ предусматривает, что в целях защиты прав и законных интересов граждан, претендующих на получение звания "Ветеран труда", законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ не могут быть установлены основания и условия присвоения этого звания, существенным образом ухудшающие права и интересы граждан в сравнении с Законом N 5-ФЗ.
Перечень орденов, медалей, почетных званий, награждение которыми выступает в качестве условия приобретения статуса ветерана труда, а равно условия и порядок награждения определены Положением о государственных наградах РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 2 марта 1994 г. N 442 (с изм.). Наряду с орденами и медалями, почетными званиями СССР и РФ при присвоении звания "Ветеран труда" подлежат учету и ведомственные знаки отличия в труде.
Согласно "Положению о Министерстве образования и науки Российской Федерации", утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280, действовавшим на момент награждения истицы почетной грамотой, а так же "Положению о Министерстве образования и науки Российской Федерации", утвержденном Постановлением правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337, действовавшим на момент обращения истицы за присвоением ей звания "Ветеран труда", Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) является федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 6, п. 6.2. Положения, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280, Министерство образования и науки Российской Федерации в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право учреждать в установленном порядке знаки отличия в сфере образования и науки и награждать ими работников в указанных областях. Аналогичная позиция по данному вопросу закреплена и в п. 10.16 Положения, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337.
Согласно п. 1 Приказа Министра образования и науки Российской Федерации N 84 от 6 октября 2004 года "О знаках отличия в сфере образования и науки", действовавшего на момент награждения истицы Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации, Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации отнесена к ведомственным наградам.
Этим же приказом утверждено Положение о знаках отличия в сфере образования и науки, согласно разделу XI которого (Порядок награждения Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации) Почетной грамотой награждаются работники министерств и ведомств, органов управления образованием, органов по молодежной политике, образовательных учреждений (организаций) и научных организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, организаций, образующих научно-производственные комплексы наукоградов Российской Федерации, работники предприятий, организаций, министерств и ведомств за: большую и плодотворную работу по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов и научно-педагогических кадров; внедрение в образовательный и воспитательный процессы новых технологий, форм и методов обучения, обеспечение единства обучения и воспитания, формирование интеллектуального, культурного и нравственного развития личности; развитие научных исследований по актуальным проблемам фундаментальной и прикладной науки, в том числе по проблемам образования, достижения в региональных, федеральных, международных образовательных и научно-технических программах и проектах, реализации региональных межвузовских программ по приоритетным направлениям науки, техники и культуры; успехи в практической подготовке обучающихся и воспитанников, в развитии их творческой активности и самостоятельности; значительные успехи в учебе и обучении; постоянную и активную помощь образовательным учреждениям (организациям) в практической подготовке высококвалифицированных специалистов, развитии материально-технической базы образовательных учреждений (организаций).
Данные положения закреплены и в п. 2.9. Приказа от 3 июня 2010 г. N 580 Министерства образования и науки Российской Федерации "О ведомственных наградах Министерства образования и науки Российской Федерации", а так же в "Положении о почетной грамоте Министерства образования и науки Российской Федерации" (приложение N 10), действовавших на момент обращения истицы с заявлением о присвоении ей звания "Ветеран труда".
Необходимым условием награждения Почетной грамотой является также наличие стажа в соответствующей области не менее 5 лет.
Содержание вышеприведенных норм позволяет сделать вывод, что Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации относится к ведомственному знаку отличия в труде, который дает право для присвоения звания "Ветеран труда".
Наличие государственных наград и ведомственных знаков отличия, указанных в п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", является одним из условий присвоения звания "Ветеран труда", при этом в рамках предоставленных п. 4 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" полномочий, законом субъекта РФ может быть самостоятельно расширен перечень знаков отличия в труде и негосударственных наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте РФ.
Разрешая спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том что, утверждая порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", законодатель субъекта Российской Федерации незаконно сузил перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О ветеранах", в результате чего, лица, награжденные такими знаками отличия в труде, неправомерно лишены права на присвоение им звания "Ветеран труда", гарантированного статьей 7 Федерального закона "О ветеранах", что недопустимо.
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов субъектов Российской Федерации.
Такие законы, согласно статье 76 (часть 5) Конституции Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в п. 4 Постановления от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия").
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.
Выводы суда мотивированы, основаны на анализе доказательств, оцененных судом в совокупности, соответствуют требованиям закона, и оснований считать их неправильным у судебной коллегии не имеется.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводы суда, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ханты-Мансийского районного суда от 26 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - без удовлетворения.
Председательствующий Ковалёв А.А.
Судьи Максименко И.В.
Захаров Д.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.