Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Ивановой И.Е.
судей Вороной Н.Л., Дука Е.А.
при секретаре Чайка Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску (ФИО)1К к администрации г. Сургута о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений,
по апелляционной жалобе администрации г.Сургута на решение Сургутского городского суда от (дата), которым постановлено:
"Исковые требования (ФИО)1К удовлетворить.
Обязать администрацию г. Сургута включить (ФИО)1К (дата)г. рождения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений".
Заслушав доклад судьи Дука Е.А., объяснения истца (ФИО)1К, возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
(ФИО)1К обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет в собственности 1/8 долю в праве на (адрес) в (адрес). Во включении в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, ей отказано по мотиву обеспечения жильем более учетной нормы, тогда как на ее долю приходится 6,7 кв.м, что менее учетной нормы. Просит обязать ответчика включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Истец (ФИО)1К в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В отзыве на иск указал, что исковые требования не признает. (ФИО)1К является собственником 1/8 доли в праве на двухкомнатную квартиру, собственником 7/8 доли в праве на квартиру является ее бабушка К1, то есть в собственности семьи составом два человека находится квартира площадью 53,8 кв.м, что выше учетной нормы, установленной в г. Сургуте в размере менее 14 кв.м, следовательно, у (ФИО)1К отсутствует право на включение в список.
Суд постановил изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации г.Сургута А просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права. Указала, что при вынесении решения суд руководствовался нормами п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 ФЗ от 21.12.1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", действовавшими до 01 января 2013 года. (ФИО)1К обратилась с заявлением о включении в список (дата), то есть после вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Поскольку (ФИО)1К является собственником 1/8 доли в праве на двухкомнатную квартиру, собственником 7/8 доли в праве на квартиру является ее бабушка К1, то есть в собственности семьи составом два человека находится квартира площадью 53,8 кв.м, следовательно, у (ФИО)1К отсутствует право на включение в список. Кроме того, обстоятельств невозможности проживания (ФИО)1К в жилом помещении, собственником которого она является, не установлено.
В возражении на апелляционную жалобу истец (ФИО)1К просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, извещенного о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции (ч.1 ст.327, ч.3 ст.167 ГПК РФ).
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), обсудив их и возражения, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом и видно из материалов дела, (ФИО)1К относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является собственником 1/8 доли в праве на двухкомнатную квартиру, общей площадью 53,8 кв.м, расположенную по адресу: (адрес). 7/8 доли в праве на данную квартиру принадлежит ее бабушке К1
Постановлением администрации г. Сургута от 14 марта 2013 г. N 1616 (ФИО)1К отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений ввиду обеспеченности жильем более учетной нормы.
В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Федерального закона от 29 февраля 2012 N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 указанного Закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи; в список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.
Подпунктом 3 пункта 3 статьи 8 названного Закона предусмотрено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как правильно указано судом, (ФИО)1К, принявшая наследство от отца К в виде 1/8 доли в праве на двухкомнатную квартиру, общей площадью 53,8 кв.м, является нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку обеспечена общей площадью жилого помещения в размере 6,725 кв.м, что менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в г.Сургуте не менее 14 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека.
Пунктом 2 статьи 5 Закона ХМАО - Югры от 09 июня 2009 N 86-оз (ред. от 14.01.2013) "О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей, патронатных воспитателей и воспитателей детских домов семейного типа в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" установлено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных граждан при наличии одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, не являющихся членами семей этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих самостоятельное право пользования жилыми помещениями;
2) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствующем муниципальном образовании, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По смыслу ч.1 ст.31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Иного определения членов семьи собственника законодательством, регулирующим порядок и условия предоставления вышеуказанной категории лиц жилых помещений специализированного жилого фонда, не дано.
Утверждение (ФИО)1К о том, что с момента установления опеки и до настоящего времени она проживает в семье бывшего опекуна К, с бабушкой К1 отношений не поддерживает, совместно с ней не проживает, т.е. в силу ч.1 ст.31 ЖК РФ членом семьи последней не является, ответчиком не опровергнуто. Соответственно, при расчете нуждаемости истца общая площадь жилого помещения, принадлежащая К1 в размере 7/8 долей, учету не подлежит.
Таким образом, вывод суда об удовлетворении иска по существу является правильным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Ошибочная ссылка суда на недействующее с 01 января 2013 года законодательство - п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в старой редакции) не привела к неправильному разрешению спора, но подлежит исключению из мотивировочной части решения суда.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сургутского городского суда от (дата) оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г.Сургута - без удовлетворения.
Председательствующий судья Иванова И.Е.
Судьи: Вороная Н.Л.
Дука Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.