Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Мосиявич С.И.
судей коллегии Акбашевой Л.Ю. и Домрачева И.Г.
при секретаре Токмаковой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Городской Думы г. Муравленко на решение Муравленковского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 июня 2013 года, которым постановлено:
признать недействующими с момента вступления в силу решения суда абз. 6 и 7 пункта 1.1 Положения о муниципальном заказе на территории муниципального образования город Муравленко, утвержденного решением Городской Думы г. Муравленко от 24.02.2011 года N 93, в части указания на то, что:
- органом, уполномоченным на осуществление функций по размещению муниципальных заказов для муниципальных заказчиков является администрация муниципального образования г. Муравленко. Структурным подразделением, осуществляющим данные полномочия, является управление экономики и прогнозирования администрации города;
- органом, уполномоченным на осуществление функций по контролю в сфере размещения муниципального заказа, является администрация муниципального образования г. Муравленко. Структурным подразделением, осуществляющим данные полномочия, является правовое управление администрации города.
Заслушав доклад судьи суда ЯНАО Мосиявич С.И., пояснения представителей прокуратуры Кочетковой Е.Г. и Городской Думы Омарова Р.А., поддержавших доводы жалобы и возражения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Муравленко обратился в суд с заявлением об оспаривании абз. 6 и 7 пункта 1.1 Положения о муниципальном заказе на территории муниципального образования город Муравленко, утвержденного решением Городской Думы г. Муравленко от 24.02.2011 года N 93. Указал, что в нарушение действующего законодательства о разграничении функций уполномоченного органа местного самоуправления по размещению заказов, администрация г. Муравленко является одновременно органом, уполномоченным по размещению заказов для муниципальных заказчиков и органом осуществляющим контроль в сфере размещения заказа, с полномочиями, предусмотренными федеральным законодательством. Наделение структурных подразделений администрации указанными полномочиями противоречит смыслу и задачам контроля в области размещения муниципального заказа, создает возможность для злоупотреблений.
В судебном заседании прокурор на удовлетворении заявления настаивал.
Представитель Городской Думы возражал против удовлетворения заявления, ссылался на общероссийскую практику наделения структурных подразделений органов местного самоуправления названными полномочиями.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласна Городская Дума.
В апелляционной жалобе указано на неверное толкование закона, необходимость применение Закона N 94-ФЗ во взаимосвязи с нормами Закона N 131-ФЗ, который определяет структуру и полномочия органов местного самоуправления в РФ.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор указывает на законность и обоснованность обжалованного решения, со ссылкой на положения закона N 131-ФЗ, относительно того, что управления администрации МО статусом самостоятельных органов муниципального образования не обладают, а также на возможность создания в МО иных органов местного самоуправления, наделенных собственной компетенцией по решению вопросов местного значения помимо администрации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Положением о муниципальном заказе на территории муниципального образования город Муравленко (далее по тексту Приложение), определен порядок формирования, обеспечения размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа города Муравленко на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг. Положение разработано в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту Федеральный закон 94-ФЗ) и является приложением к решению Городской Думы города Муравленко от 24 февраля 2011 года N 93.
В соответствии с абзацем 6 пункта 1.1 Положения, органом, уполномоченным на осуществление функций по размещению муниципальных заказов для муниципальных заказчиков является Администрация муниципального образования г. Муравленко. Структурным подразделением, осуществляющим данные полномочия, является управление экономики и прогнозирования администрации города.
Согласно абзацу 7 пункта 1.1 Положения, органом, уполномоченным на осуществление функций по контролю в сфере размещения муниципального заказа, является администрация муниципального образования г. Муравленко. Структурным подразделением, осуществляющим данные полномочия, является правовое управление администрации города.
Федеральным законом N 94-ФЗ определен порядок размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для нужд заказчиков. Заказчику или уполномоченному органу предоставлены права по выбору специализированной организации для осуществления функций по размещению заказа путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона на право заключить контракт, принятию решения о создании конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, определению ее состава и порядка работы. Установлено, что членами таких комиссий не могут быть непосредственно осуществляющие контроль в сфере размещения заказов должностные лица, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 6, части 2 и 4 статьи 7).
В статье 57 указанного выше Федерального закона предусмотрен порядок обжалования участником размещения заказа действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов.
Частями 2 и 9 статьи 17 этого же Федерального закона установлено, что государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов заказчиком и уполномоченным органом производится путем проведения проверок органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов, при выявлении в результате проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика или уполномоченного органа нарушений законодательства о размещении заказов выдает заказчику, уполномоченному органу обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений, в случае неисполнения которых вправе обратиться в суд с требованиями об аннулировании торгов, признании размещенного заказа недействительным.
Таким образом, Федеральным законом N 94-ФЗ предусмотрено разграничение функций уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по размещению заказов и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов.
Исходя из этого, является обоснованным вывод суда первой инстанции о неправомерности совмещения функций по размещению заказов и функций по осуществлению контроля в сфере размещения заказов одним органом исполнительной власти, так как одни из этих функций являются контрольными, а другие - объектом этого контроля.
Согласно позиции подателя апелляционной жалобы при разрешении настоящего дела, суду было необходимо руководствоваться положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 131-ФЗ), реализация которого, применительно к настоящему делу, может быть осуществлена путем определения местной администрации в качестве уполномоченного органа с возложением обязанностей по размещению муниципального заказа и осуществления контроля за ним на соответствующие структурные подразделения (органы) местной администрации.
Указанная позиция основана на неверном толковании материального закона как в силу изложенного выше, так и нижеследующего.
Согласно статье 22 Устава муниципального образования г. Муравленко структуру органов местного самоуправления в городе Муравленко составляют: представительный орган муниципального образования - Городская Дума города Муравленко; глава муниципального образования - Председатель Городской Думы города Муравленко; исполнительно-распорядительный орган муниципального образования - Администрация города Муравленко; контрольно-счетный орган муниципального образования - Контрольно-счетная палата города Муравленко.
Являясь юридическими лицами, названные органы местного самоуправления, наделены Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий.
Указанное положение Устава согласуется с положением статьи 34 Федерального закона N 131-ФЗ.
Структурные подразделения (органы) администрации к числу органов местного самоуправления не относятся, полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий Уставом не наделены.
Таким образом, администрация города Муравленко, являясь исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, уполномоченным на осуществление функций по размещению муниципальных заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд города, одновременно в силу оспариваемых прокурором правовых норм в одном лице осуществляет функции органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере распределения муниципальных заказов с регламентированными федеральным законодательством полномочиями по выдаче заказчику, уполномоченному органу обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, по обращению в суд с требованиями об аннулировании проведенных самим этим органом торгов, признании размещенного заказа недействительным, что противоречит смыслу и задачам контроля в области размещения государственного заказа, установленного нормами Федерального закона N 94-ФЗ, создает реальную возможность нарушения требований закона, злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В этой связи у коллегии отсутствуют основания для отмены решения Муравленковского городского суда по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Муравленковского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 июня 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: /подписи/
Копия верна: судья суда ЯНАО С.И. Мосиявич
Секретарь: Н.А. Токмакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.