Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
Председательствующего Зотиной Е.Г.
судей коллегии Атрошкиной В.Т. и Реутовой Ю.В.
при секретаре Истоминой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Ванеевой Н.М. на решение Приуральского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 5 июля 2013 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Ванеевой Н.М. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области о признании приказа незаконным, признании права на выслугу лет в льготном исчислении, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии - отказать.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Зотиной Е.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ванеева Н.М. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области (далее по тексту УФСИН по Архангельской области) о признании приказа об исчислении выслуги незаконным, признании права на выслугу лет в льготном исчислении, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии.
Заявленные требования мотивировала тем, что проходила службу в учреждениях уголовно-исполнительной системы, в том числе в период с 2009 года по 2012 год в УФСИН по Архангельской области в должности инспектора отдела кадров. Приказом ответчика от 4 июня 2012 года N 314-лс уволена со службы по п. "е" (по сокращению штатов) ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. Согласно данного приказа выслуга лет в льготном исчислении для назначения пенсии по состоянию на 4 июня 2012 года составляла 28 лет 02 месяца 10 дней. Однако, в последствии в названный приказ УФСИН по Архангельской области были внесены изменения путем уменьшения периода выслуги лет в льготном исчислении для назначения пенсии до 26 лет 04 месяцев 19 дней (приказ ответчика от 16 ноября 2012 года N 662-лс) и расчета таковой путем учета периодов её нахождения в отпуске по уходу за ребенком, имевших место с 13 июля 1990 года по 18 декабря 1991 года, с 18 декабря 1991 года по 30 ноября 1992 года, с 19 апреля 1993 года по 15 июля 1994 года в календарном исчислении на основании указаний начальника Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации от 29 марта 2002 года N 18/7/5-103. Поскольку данное указание не является правовым актом Российской Федерации и не может применяться, полагала названный приказ незаконным и, ссылаясь на положения подп. "г" п.3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в РФ" (далее по тексту Постановление N 941), просила о восстановлении прав в части предоставления льгот в связи с прохождением службы в указанных органах, связанных с пенсионным обеспечением.
В судебном заседании Ванеева Н.М., представитель УФСИН по Архангельской области участия не принимали, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
В отзыве на иск Ванеевой Н.М. представитель ответчика полагал заявленные требования, не подлежащими удовлетворению, приведя указания начальника Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации от 29 марта 2002 года N 18/7/5-103, нормы ст.256 ТК РФ.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.
С решением суда не согласна Ванеева Н.М. В апелляционной жалобе просит его отменить и принять новое решение, ссылаясь на доводы иска.
В отзыве на апелляционную жалобу истца представитель УФСИН по Архангельской области просит обжалуемое решение оставить без изменения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Одним из таких законов в настоящее время является Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", которым определяются условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения перечисленных в нем категорий граждан.
Закрепляя право на получение пенсии за выслугу лет для лиц, у которых имеется необходимая выслуга на соответствующей службе, федеральный законодатель в статье 18 названного Закона установил правило о том, что время прохождения ими службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении, а порядок исчисления выслуги лет определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение этого предписания Совет Министров - Правительство Российской Федерации Постановлением от 22 сентября 1993 года N 941 утвердило порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям, определив обычный и льготный порядок исчисления выслуги лет.
Подпунктом "г" п. 3 Постановления N 941 в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы определено засчитывать на льготных условиях один месяц службы за полтора месяца в исправительно-трудовых учреждениях, исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях (кроме указанных в подпункте "в" настоящего пункта), следственных изоляторах, транзитно-пересыльных пунктах, лечебно-трудовых профилакториях и лечебных учреждениях мест лишения свободы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уволенным после 20 июля 1992 года.
Таким образом, приведенные положения данного Постановления, действующие в системной взаимосвязи со статьей 18 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", обеспечивает реализацию права указанной категории граждан на пенсионное обеспечение и позволяет увеличивать выслугу для назначения пенсии названным лицам.
Из материалов дела усматривается, что Ванеева Н.М. находилась в отпусках по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 13 июля 1990 года по 18 октября 1991 года, с 18 октября 1991 года по 30 ноября 1992 года, с 19 апреля 1993 года по 15 июля 1994 года. Приказом УФСИН по Архангельской области от 16 ноября 2012 года N 662-лс внесены изменения в приказ ответчика от 4 июня 2012 года N 314-лс об увольнении истца со службы на основании п. "е" (по сокращению штатов) ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в части уменьшения размера выслуги лет в льготном исчислении с 28 лет 02 месяцев 10 дней на 26 лет 04 месяца 19 дней, исходя из расчета периода нахождения Ванеевой Н.М. в отпуске по уходу за ребенком не в льготном, а в календарном исчислении.
Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из отсутствия оснований для учета периодов нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком в заявленном ею порядке исчисления, ссылаясь на положения ст.256 ТК РФ, указания Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации от 29 марта 2002 года N 18/7/5-103, исключающие распространение льготного иммунитета на данный вид исчисления.
Между тем, до введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года. При этом, статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Таким образом, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.
Согласно действовавшему в период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком совместному постановлению Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 29 ноября 1989 г. N 375/24-11, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывалось также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывалось в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска (пункт 7).
Принимая во внимание период действия названных нормативных актов, коллегия приходит к выводу о том, что время отпуска Ванеевой Н.М. по уходу за ребенком до достижения им полутора лет в срок до внесения изменений в приведенный закон засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, исходя из норм Постановления N 941, увеличивающих выслугу для назначения пенсии.
С учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то названный период подлежит расчету в льготном исчислении. Следовательно, выслуга лет истца в льготном исчислении для назначения пенсии по состоянию на 4 июня 2012 года составляла 28 лет 02 месяца 10 дней.
При таких обстоятельствах в целях исправления судебной ошибки, допущенной при рассмотрении дела судом первой инстанции в применении норм материального права, судебная коллегия признает подлежащим отмене решение Приуральского районного суда от 5 июля 2013 года с постановлением по делу нового судебного акта.
В тоже время, с учетом установленных в ходе судебного контроля фактов, имеются основания для перерасчета пенсии Ванеевой Н.М. (принятия решения пенсионным органом о пересмотре размера ранее назначенной пенсии) по месту нахождения пенсионного дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Приуральского районного суда от 5 июня 2013 года отменить и постановить новое решение.
Признать незаконным приказ Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области от 16 ноября 2012 года N 662-лс об изложении в новой редакции пункта 5 приказа Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области от 4 июня 2012 года N 314-лс, считать выслугу лет Ванеевой Н.М. в льготном исчислении для назначения пенсии по состоянию на 4 июня 2012 года составляющей 28 лет 02 месяца 10 дней.
Председательствующий
Судьи
Копия верна: судья суда
Ямало-Ненецкого автономного округа Е.Г. Зотина
Копия верна: секретарь суда Н.Н. Копейкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.