Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Ахвердиевой И.Ю.,
судей: Ячменевой А.Б., Фоминой Е.А.,
при секретаре Кошкиной Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело по иску прокурора Ленинского района г.Томска, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации г.Томска о возложении обязанности принять меры по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки)
по апелляционной жалобе представителя администрации г.Томска Исунц К. С. на решение Советского районного суда г. Томска от 12 июля 2013 года.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения прокурора Кофман Е.Г., возражавшей против жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Ленинского района г.Томска обратился в суд с иском к администрации г.Томска о возложении обязанности принять меры по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки) по адресу: /__/, между жилыми домами /__/ и /__/.
В обоснование иска указал, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. В ходе проведенной 16.05.2013 проверки установлено несанкционированное размещение отходов на территории земельного участка по адресу: /__/, между жилыми домами /__/ и /__/, объемом 200 куб.м. По информации Департамента архитектуры и градостроительства администрации г.Томска зарегистрированные права на земельный участок по данному адресу отсутствуют. Непринятие администрацией г.Томска мер, направленных на ликвидацию несанкционированных свалок бытовых отходов и предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, является недопустимым и нарушает гарантированное Конституцией Российской Федерации право граждан-жителей /__/ на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании представитель истца Акимова Ю.С. иск поддержала по основаниям, изложенным в нем.
Представитель ответчика администрации г.Томска Исунц К.С. в судебное заседание не явилась. В письменном отзыве указала, что земельный участок, на котором расположена свалка, не находится в собственности муниципального образования "Город Томск", в связи с чем на администрацию г.Томска не должна возлагаться обязанность по ликвидации данной свалки. Со ссылкой на п. 16.2 Регламента сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования "Город Томск" от 26.01.2011 указала, что отходы должны убирать лица, осуществляющие указанное размещение.
Обжалуемым решением суд на основании ст. 9, 42 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ), п. 10 ст. 3, п. 1 ст. 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ст. 1, 3, 7 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды", ст. 8, 13 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления", ст. 14, 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 8, 25, 40 Устава Города Томска, принятого решением Думы Города Томска от 04.05.2010 N 1475, ст. 167, 194-199, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) иск прокурора Ленинского района г.Томска удовлетворил.
В апелляционной жалобе представитель администрации г.Томска Исунц К.С. просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Оспаривает вывод суда о том, что обязанность по ликвидации несанкционированной свалки возлагается на администрацию г.Томска. Указывает, что в суд не представлено доказательств, подтверждающих обязанность муниципального образования "Город Томск" содержать данную территорию. Истцом не представлена выписка из Единого государственного реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним на земельный участок, на котором расположена свалка, а суд не предложил истцу представить такую выписку. Приводит положения п. 16.2 Регламента сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования "Город Томск" от 26.01.2011, согласно которому ответственность за размещение отходов вне мест, предусмотренных данным регламентом (в том числе и на несанкционированных свалках), несут лица, осуществляющие указанное размещение.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор г.Томска указал, что решение суда является законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении жалобы.
В соответствии со ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя администрации г.Томска, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Обсудив доводы жалобы, проверив материалы дела по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды" и ст. 8 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Судом первой инстанции верно на основании представленных доказательств (акта проверки от 16.05.2013, фототаблицы и др.) установлено, что на территории /__/ по адресу: /__/, между жилыми домами /__/ и /__/ размещены несанкционированные отходы (свалка) высотой 0,5 м, площадью 200 кв.м, объемом 200 куб.м.
Удовлетворяя иск прокурора, суд первой инстанции правильно исходил из того, что обязанность ликвидировать указанную свалку в соответствии с действующим законодательством лежит на ответчике.
В силу абз. 2, 7, 8 ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вреда окружающей среде, в том числе как природному объекту, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных и иных правил, нормативов, не допускать загрязнение, захламление земель.
В материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие, что земельный участок по адресу: /__/, между жилыми домами /__/ и /__/ находится в собственности муниципального образования "Город Томск". Правообладатели данного участка в Департаменте архитектуры и градостроительства не зарегистрированы (л.д. 11).
Вместе с тем в силу абз. 2 п. 10 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Пунктом 1 ст. 10 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.
Таким образом, местное самоуправление осуществляется в границах муниципального образования независимо от форм собственности входящих в него территорий.
В ст. 7 Федерального закона РФ N 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды" определены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с окружающей средой. Согласно ч. 3 указанной нормы к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В силу п. 3 ст. 8 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесена к вопросам местного значения городских округов. Положениями ч. 2 ст. 13 указанного Федерального закона установлено, что организацию в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения городского округа.
Из приведенных положений следует, что публичные функции органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами осуществляются в виде реализации закрепленными за ними законом соответствующих властных полномочий на всей территории муниципального образования.
Пунктом 1.24 ч. 1 ст. 8 Устава Города Томска, принятого решением Думы Города Томска от 04.05.2010 N 1475, предусмотрено, что к вопросам местного значения города Томска как городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии с п. 1.30 ч. 1 ст. 40 Устава Города Томска к полномочиям администрации города Томска относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Таким образом, администрация Города Томска является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования "Город Томск" (ст. 25 Устава Города Томска), к полномочиям которой в области обращения с отходами вышеуказанными нормами отнесена организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно п. 16.2 Регламента сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования "Город Томск", утвержденного постановлением администрации г.Томска от 11.11.2009 N 1110, ответственность за размещение отходов вне мест, предусмотренных настоящим регламентом (в том числе и на несанкционированных свалках), несут лица, осуществляющие указанное размещение.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
В силу примечания к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, введенному постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 N 607-ст, в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Из дела видно, что собственник бытовых отходов либо лица, разместившие указанные отходы, не установлены, свалка обнаружена на территории муниципального образования "Город Томск", в этой связи обязанность по ликвидации свалки не представляется возможным возложить на лиц, виновных в размещении отходов.
В свою очередь, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, не содержат положений об освобождении администрации городского округа от выполнения возложенной на нее обязанности по сбору, вывозу, утилизации и переработке отходов с несанкционированной свалки. Поэтому ответчик в рамках предоставленных ему властных полномочий и в целях исполнения возложенной на него обязанности по сбору мусора, в случае возникновения таких свалок должен предпринимать все необходимые меры для их ликвидации, в том числе и меры по выявлению лиц, осуществляющих несанкционированную свалку отходов на территории муниципального образования, в целях дальнейшего их привлечения к ответственности за данные нарушения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду, что правильно учтено судом первой инстанции при разрешении спора.
В этой связи довод жалобы об отсутствии оснований для возложения на администрацию г.Томска обязанности по организации ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке, расположенном по адресу: /__/, между жилыми домами /__/ и /__/ является несостоятельным.
Иные доводы жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неверном толковании действующего законодательства, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств и обстоятельств.
Судом правильно определены и оценены обстоятельства, имеющие значение для дела, применен закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, соблюдены нормы процессуального законодательства. Решение суда является законным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 327, 327.1, п. 1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Томска от 12 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации г.Томска Исунц К. С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.