Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Ахвердиевой И.Ю.,
судей Ячменевой А.Б., Фоминой Е.А.,
при секретаре Кошкиной Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске по апелляционной жалобе представителя администрации г. Томска - Исунц К. С. на решение Советского районного суда г. Томска от 28 июня 2013 года
дело иску прокурора Ленинского района г. Томска, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации г. Томска о возложении обязанности принять меры по ликвидации места несанкционированного размещения отходов (свалки).
Заслушав доклад председательствующего, объяснения прокурора Кофман Е.Г., возражавшей против жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Ленинского района г. Томска обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г. Томска о возложении обязанности принять меры по ликвидации места несанкционированного размещения отходов (свалки) по адресу: /__/, рядом с жилым домом /__/, вдоль проезжей части, общим объемом 40 куб.м, площадью 60 кв.м, высотой 0,5 м (состав - твердые бытовые отходы).
В обоснование требований указал, что в ходе проведенной проверки соблюдения природоохранного законодательства при размещении отходов выявлен факт размещения по адресу: /__/, рядом с жилым домом /__/, вдоль проезжей части, несанкционированной свалки твердых бытовых отходов объемом 40 куб.м, площадью 60 кв.м, высотой 0,5 м. Непринятие администрацией г. Томска мер по ликвидации свалки является нарушением гарантированных Конституцией Российской Федерации прав граждан-жителей района на благоприятную окружающую среду и ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью.
В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Томска Акимова Ю.С. требования поддержала.
Представитель ответчика администрации г. Томска Исунц К.С. требования не признала, полагая администрацию г. Томска ненадлежащим ответчиком. Пояснила, что земельный участок, на котором находится свалка, не является муниципальной собственностью.
Обжалуемым решением суд на основании ст. 9, 42 Конституции Российской Федерации, ст. 1, 3, 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 8, 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 14, п. 24, 25 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 8, 25, 39 Устава г.Томска исковые требования удовлетворил.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Томска Исунц К.С. просит решение суда отменить и принять новое - об отказе в удовлетворении требований. Оспаривает вывод суда о том, что обязанность по ликвидации несанкционированной свалки должна быть возложена на администрацию г. Томска. Ссылается на п. 16.2 Регламента сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования "Город Томск" (утв. постановлением администрации г. Томска от 11.11.2009 N 1110), согласно которому ответственность за размещение отходов вне мест, предусмотренных данным регламентом (в том числе и на несанкционированных свалках), возлагается на лиц, осуществляющих указанное размещение. Полагает, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и не предложил истцу представить выписку из Единого государственного реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним на земельный участок, на котором расположена свалка. Считает, что истцом не представлены доказательства, подтверждающие обязанность муниципального образования "Город Томск" содержать данную территорию.
В возражениях относительно апелляционной жалобы прокурор г. Томска считает, что решение является законным и обоснованным.
В соответствии со ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя администрации г. Томска, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Судом первой инстанции верно на основании представленных доказательств (акта проверки от 16.05.2013, фототаблицы и др.) установлено, что на территории /__/ по адресу: /__/ размещена несанкционированная свалка бытовых отходов площадью 60 кв.м, высотой 0,5 м, объемом 40 куб.м.
Удовлетворяя иск прокурора, суд первой инстанции правильно исходил из того, что обязанность ликвидировать указанную свалку в соответствии с действующим законодательством лежит на ответчике.
В силу абз. 2, 7, 8 ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вреда окружающей среде, в том числе как природному объекту, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных и иных правил, нормативов, не допускать загрязнение, захламление земель.
В материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие, что земельный участок по адресу: /__/ находится в собственности муниципального образования "Город Томск". Правообладатели данного участка в Департаменте архитектуры и градостроительства не зарегистрированы (л.д. 10).
Вместе с тем в силу абз. 2 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Пунктом 1 ст. 10 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.
Таким образом, местное самоуправление осуществляется в границах муниципального образования независимо от форм собственности входящих в него территорий.
В ст. 7 Федерального закона РФ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с окружающей средой. Согласно ч. 3 указанной нормы к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В силу п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесена к вопросам местного значения городских округов. Положениями ч. 2 ст. 13 указанного Федерального закона установлено, что организацию в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения городского округа.
Из приведенных положений следует, что публичные функции органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами осуществляются в виде реализации закрепленными за ними законом соответствующих властных полномочий на всей территории муниципального образования.
Пунктом 1.24 ч. 1 ст. 8 Устава Города Томска, принятого решением Думы Города Томска от 04.05.2010 N 1475, предусмотрено, что к вопросам местного значения города Томска как городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии с п. 1.30 ч. 1 ст. 40 Устава Города Томска к полномочиям администрации города Томска относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Таким образом, администрация Города Томска является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования "Город Томск" (ст. 25 Устава Города Томска), к полномочиям которой в области обращения с отходами вышеуказанными нормами отнесена организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно п. 16.2 Регламента сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования "Город Томск", утвержденного постановлением администрации г. Томска от 11.11.2009 N 1110, ответственность за размещение отходов вне мест, предусмотренных настоящим регламентом (в том числе и на несанкционированных свалках), несут лица, осуществляющие указанное размещение.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
В силу примечания к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, введенного постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 N 607-ст, в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Из дела видно, что собственник бытовых отходов либо лица, разместившие указанные отходы, не установлены, свалка обнаружена на территории муниципального образования "Город Томск", в этой связи обязанность по ликвидации свалки не представляется возможным возложить на лиц, виновных в размещении отходов.
В свою очередь, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, не содержат положений об освобождении администрации городского округа от выполнения возложенной на нее обязанности по сбору, вывозу, утилизации и переработке отходов с несанкционированной свалки. Поэтому ответчик в рамках предоставленных ему властных полномочий и в целях исполнения возложенной на него обязанности по сбору мусора, в случае возникновения таких свалок должен предпринимать все необходимые меры для их ликвидации, в том числе и меры по выявлению лиц, осуществляющих несанкционированную свалку отходов на территории муниципального образования, в целях дальнейшего их привлечения к ответственности за данные нарушения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду, что правильно учтено судом первой инстанции при разрешении спора.
В этой связи довод жалобы об отсутствии оснований для возложения на администрацию г.Томска обязанности по организации ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке, расположенном по адресу: /__/, является несостоятельным.
Иные доводы жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неверном толковании действующего законодательства, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств и обстоятельств.
Судом правильно определены и оценены обстоятельства, имеющие значение для дела, применен закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, соблюдены нормы процессуального законодательства. Решение суда является законным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 327, 327.1, п. 1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Томска от 28 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации г. Томска Исунц К. С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.