Судебная коллегия по административным делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Ахвердиевой И.Ю.,
судей Ячменевой А.Б., Фоминой Е.А.,
при секретаре Степановой Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске дело по апелляционной жалобе Байрамовой А. А. К. на решение Советского районного суда г.Томска от 27 июня 2013 года
по заявлению Байрамовой А. А. К. о признании решения Управления Федеральной миграционной службы по Томской области об аннулировании вида на жительство незаконным.
Заслушав доклад судьи Ячменевой А.Б., объяснения представителя УФМС по Томской области Башмакова Е.И. (доверенность N 1/9417 от 26.06.2013 сроком действия один год), возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Байрамова А.А.К. обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать решение Управления Федеральной миграционной службы по Томской области (далее - УФМС России по Томской области) от 15.05.2013 об аннулировании вида на жительство незаконным.
В обоснование требований указала, что является уроженкой /__/, с 1998 года постоянно проживает в /__/, имеет вид на жительство в Российской Федерации лица без гражданства, зарегистрирована по месту жительства в /__/, поставлена на учет в налоговом органе, имеет разрешение на работу лица без гражданства, постоянное место работы. 28.05.2013 получила уведомление об аннулировании вида на жительство в Российской Федерации на основании пп. 4 п. 1 ст. 9 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ". С решением не согласна, поскольку гражданство /__/ никогда не принимала, паспорт гражданина /__/ никогда не получала, в 18-летнем возрасте переехала в Россию, где постоянно проживает по настоящее время. В УФМС России по Томской области представляла только достоверные документы, включая справку /__/ об отсутствии гражданства /__/. Также указала, что УФМС России по Томской области нарушена процедура, предусмотренная п. 86 Административного регламента от 29.02.2008 N40, поскольку в документе, удостоверяющем личность, не проставлена специальная отметка.
В судебном заседании заявитель Байрамова А.А.К., ее представитель Копылов П.Ю. требования поддержали, пояснили, что Байрамова А.А.К. паспорт гражданина /__/ не получала. Признали, что в силу законодательства /__/ заявитель является гражданином /__/ в силу рождения.
Представитель заинтересованного лица УФМС России по Томской области Башмаков Е.И. полагал требования Байрамовой А.А.К. не подлежащими удовлетворению, поскольку заявителем представлены ложные сведения о том, что у нее отсутствует гражданство /__/.
Обжалуемым решением суд на основании ст. 4, 46, 55 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ), п. 3 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966 года), п. 3 ст. 2 Протокола N 4 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1963 года), ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 года), п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации", ч. 5, 6, 7 ст. 67, ст. 71, ст. 194-199, ч.1 ст. 254, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), ст. 2, п. 5 ст. 6, п. 4 ст. 7, подп. 4 п. 1 ст. 9, ст. 10 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", подп. 4 п. 48, п. 87, п. 88 Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы от 29.02.2008 N 41, отказал в удовлетворении заявления Байрамовой А.А.К.
В апелляционной жалобе Байрамова А.А.К. просит отменить решение суда, принять новое об удовлетворении требований. Указала, что 14.05.2011 УФМС России по Томской области было выдано разрешение на временное проживание лицу без гражданства Байрамовой А.А.К., действительное до 14.05.2014. Несмотря на то обстоятельство, что статус заявителя уже определен и решение на проживание является действующим, УФМС России по Томской области направляет запрос в /__/ в отношении Байрамовой А.А.К. На момент рассмотрения заявления судом Байрамова А.А.К. направила в посольство /__/ заявление о выходе из гражданства, следовательно, являлась лицом без гражданства. Байрамова А.А.К. не вводила в заблуждение УФМС России по Томской области при получении вида на жительство, так как на момент подачи документов была убеждена, что не является гражданином /__/.
В соответствии со ст. 327, ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия сочла возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие заявителя, извещенного о времени и месте судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность решения суда по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для его отмены не нашла.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Исходя из этого, а также из положений ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации, являются непосредственно действующими в пределах юрисдикции Российской Федерации. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Аналогичные разъяснения содержатся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 5 от 10.10.2003 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации".
Положения ст. 3 Федерального закона N 115-ФЗ от 25.07.2002 "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" устанавливают, что законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и иных федеральных законов. Наряду с этим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется международными договорами Российской Федерации.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
П. 3 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966 г.) и п. 3 ст. 2 Протокола N 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1963 г.) определено, что право пребывания на территории суверенного государства может быть ограничено последним в случаях, предусмотренных законом, необходимых для охраны государственной (национальной) безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других лиц.
В соответствии со ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) допустимо вмешательство в право на уважение личной и семейной жизни, жилища и корреспонденции, когда это предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Указанные положения согласуются с положениями ст. 4 и ст. 55 Конституции Российской Федерации о суверенитете и возможности ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также ст. 62 Конституции России о том, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 9 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" вид на жительство иностранному гражданину не выдается, а ранее выданный вид на жительство аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения.
Согласно ст. 10 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина. Документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в Российской Федерации, являются: 1) документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства; 2) разрешение на временное проживание; 3) вид на жительство; 4) иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение является законным и обоснованным, поскольку заявитель при подаче заявления о получении вида на жительства сообщила о себе заведомо ложные сведения и представила подложные документы.
У судебной коллегии нет оснований не соглашаться с обоснованностью данных выводов.
Как видно из дела, 14.06.2012 по заявлению гр. Байрамовой А.А. УФМС России по Томской области принято решение о выдаче вида на жительство на основании п. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и выдан вид на жительство лица без гражданства 80 N 0683850 сроком действия до 14 июня 2017 года.
15.05.2013 УФМС России по Томской области принято решение, согласно которому в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" аннулирован ранее выданный вид на жительство, оформленный лицу без гражданства Байрамовой А. А. К. в связи с предоставлением поддельных документов.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" принято решение о снятии с регистрации по месту временного проживания в связи с прекращением у иностранного гражданина права на временное проживание в Российской Федерации.
Процедура аннулирования вида на жительства урегулирована пп. 87 - 93 Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утв. приказом Федеральной миграционной службы от 29 февраля 2008 г. N 41 (далее - Административный регламент).
Согласно п.87 Регламента основанием для начала административной процедуры является получение территориальным органом ФМС информации о наличии обстоятельств, являющихся основаниями для аннулирования вида на жительство (пункт 48).
Согласно пп.4. п. 48 вид на жительство иностранному гражданину не выдается, а ранее выданный вид на жительство аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения.
Согласно п. 88 при наличии указанных оснований уполномоченный сотрудник проводит проверку по их подтверждению. При необходимости в ходе проверки могут быть направлены запросы в соответствующие уполномоченные органы, опрошены заинтересованные лица.
По результатам проведенной проверки сотрудник, проводивший проверку, выносит мотивированное заключение (приложение N 4 к Административному регламенту), которое утверждается руководителем территориального органа ФМС России или его заместителем (т. 89).
Решение об аннулировании вида на жительство объявляется иностранному гражданину под личную роспись в течение трех дней и вручается уведомление (приложение N 9 к Административному регламенту) о необходимости выезда из Российской Федерации в течение 15 дней со дня принятия решения (90).
Вид на жительство иностранного гражданина изымается. В документе, удостоверяющем его личность, проставляется отметка об аннулировании вида на жительство. В виде на жительство лица без гражданства на 36 странице проставляется отметка установленной формы (приложение N 10 к Административному регламенту) об аннулировании разрешения на постоянное проживание в Российской Федерации (п.91).
На основании представленных доказательств судом установлено, что 23.06.2010 в УФМС России по Томской области с заявлением об установлении личности обратилась Байрамова А. А. К., предоставив справку N Т-210 от 25.05.2010, выданную /__/, с Апостиллем, гербовой печатью и Гербом /__/, о том, что она не является гражданкой /__/ и копию свидетельства о рождении /__/. По предоставленным Байрамовой А.А. документам была установлена её личность и определен статус как лица без гражданства.
14 мая 2011 УФМС России по Томской области принято решение о выдаче разрешения на временное проживание лицу без гражданства Байрамовой А.А., сроком действия до 14 мая 2014 года.
14.06.2012 по заявлению гр.Байрамовой А.А. УФМС России по Томской области принято решение о выдаче вида на жительство на основании п. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.07.2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и выдан вид на жительство лица без гражданства 80 N 0683850, сроком действия до 14 июня 2017 года.
В соответствии с ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции при рассмотрении заявления иностранного гражданина о выдаче разрешения на временное проживание направляет запросы в органы безопасности, службу судебных приставов, налоговые органы, органы социального обеспечения, органы здравоохранения, органы внутренних дел и другие заинтересованные органы, которые в двухмесячный срок со дня поступления запроса представляют информацию о наличии либо об отсутствии обстоятельств, препятствующих выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание. Направление запросов и получение информации при наличии технической возможности осуществляются с использованием средств обеспечения межведомственного электронного взаимодействия.
В соответствии с п. 51 Регламента УФМС России по Томской области, проводя проверку, направило запросы в органы безопасности, службу судебных приставов, налоговые органы, органы социального обеспечения, органы здравоохранения, органы внутренних дел и другие заинтересованные органы, которые в месячный срок со дня поступления запроса обязаны представлять информацию о наличии либо об отсутствии обстоятельств, препятствующих выдаче иностранному гражданину вида на жительство.
Согласно сообщению /__/ от 13.12.2012 Байрамова А. А. К., /__/ года рождения, является гражданкой /__/.
Доказательств тому, что на дату подачи заявления в УФМС России по Томской области Байрамова А.А.К. вышла из гражданства другого государства, не представлено.
Представленная заявителем справка N Т-210 от 25.05.2010, выданная /__/, обоснованно судом не принята в качестве доказательства, поскольку не отвечает требованиям относимости и допустимости, поскольку представлена в форме незаверенной надлежащим образом копии.
Судом установлено, что по сведениям /__/ 26.04.2013 привлекалась к административной ответственности по ст. 18.8 КоАП Российской Федерации за несоблюдение порядка въезда в РФ либо режима пребывания.
Так, 11.03.2009 в УФМС России по Томской области поступило заявление о приеме в гражданство Российской Федерации гражданки /__/ Байрамовой А. А. К ... В ходе проведенных проверок УФМС России по Томской области установлено, что Байрамовой А.А. в дело о приеме в гражданство Российской Федерации предъявлен паспорт с признаками подделки, а также справка N67/8 от 18.12.2008 о проживании Байрамовой А.А. на территории /__/. УФМС России по Томской области направлены были запросы (исх.N 1/3250 от16.03.2009 в консульство /__/, исх.N1 3588 от 19.03.2009, в /__/ N1 3908 от 25.03.2009, в /__/) по факту выдачи справки о проживании на территории /__/, по факту выдачи паспорта гражданина /__/, а также наличия гражданства /__/ гр.Байрамовой А.А. 13.04.2009 из паспортного и визового контроля /__/ получен ответ N859 о том, что паспорт гражданина /__/ на имя Байрамовой А. А. К. не выдавался. Решением УФМС России по Томской области от 16.04.2009 гражданке Байрамовой А. А. К. в соответствии с пунктом "в" статьи 16 Федерального закона от 31.05.2002 N62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" заявление о принятии в гражданство Российской Федерации было отклонено. 03.06.2009 Байрамова А.А. привлечена к административной ответственности по ч.1 ст. 19.27.КоАП РФ (представление ложных сведений при осуществлении миграционного учета).
Решением Советского районного суда города Томска от 13.11.2010 удовлетворено заявление Байрамовой А.А. об установлении факта проживания на территории РФ, при рассмотрении дела Байрамова А.А.К. указывала на потерю паспорта в 2005 году, в то время как в настоящее время указывает на неполучение паспорта. Факт признания Байрамовой А.А.К. лицом без гражданства данным решением не установлен.
Из заявления Байрамовой А.А.К. в УФМС России по Томской области от 23.06.2010 следует, что Байрамова А.А.К. указывала на потерю в 2004 году паспорта, якобы выданного ей /__/.
При таких обстоятельствах решение об отмене вида на жительство является правильным. Разрешая данное требование, суд обоснованно пришел к выводу, что отказ в выдаче вида на жительство не влечет применения санкций, ограничивающих права и свободы заявителя, не нарушает ее права на уважение личной и семейной жизни .
Доводы о наличии действующего разрешения на временное проживание, выданного до 14.05.2014, не могут быть приняты во внимание, поскольку, исходя из положений Административного регламента, при положительном решении заявления о получении вида на жительство, разрешение на временное проживание погашается.
Довод о представлении Байрамовой А.А.К. заявления от 07.05.2013 на имя консула (посла) Посольства /__/ в /__/ об отказе от гражданства /__/ также не может повлечь отмену состоявшегося судебного акта, поскольку решение по данному вопросу материалы дела не содержат.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что при подтверждении факта сообщения заявителем заведомо ложных сведений о себе у суда не имелось оснований для удовлетворения заявления и признания незаконным решения УФМС по Томской области, основанного на правильном применении подпункта 4 пункта 1 статьи 9 Федерального закона.
На основании ч.4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
При таких обстоятельствах решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы нет.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г.Томска от 27 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Байрамовой А. А. К. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.