Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
Председательствующего Руди О.В.,
судей Ячменевой А.Б., Фоминой Е.А.
при секретаре Мочаловой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске по апелляционной жалобе администрации г. Томска на решение Советского районного суда г. Томска от 20 июня 2013 года
дело по иску прокурора Кировского района г. Томска в интересах Карташова А. Г. к администрации г. Томска о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений.
Заслушав доклад судьи Фоминой Е.А
.
, объяснения прокурора Миронова Е.А., полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Кировского района г. Томска обратился в суд с иском в интересах Карташова А.Г. к администрации г. Томска о возложении обязанности обеспечить Карташова А.Г. вне очереди жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормами предоставления, но не ниже 17 кв.м общей площади.
В обоснование требований указал, что Карташов А.Г., /__/ года рождения, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и ст. 2 Закона Томской области от 19.08.1999 N 28-ОЗ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области", относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Карташова А.Г. умерла, отец в свидетельстве записан со слов матери. С 23.09.2011 Карташов А.Г. зачислен в специализированное государственное учреждение для несовершеннолетних. 16.04.2012 отчислен из указанного учреждения в /__/ на полное государственное попечение. 17.06.2012 по достижении Карташовым А.Г. 18 лет попечительство над ним прекратилось. Проживает временно в квартире у знакомой. Собственное жилое помещение у Карташова А.Г. отсутствует. Решением общественной комиссии по жилищным вопросам администрации Кировского района г. Томска от 10.04.2012 Карташов А.Г. поставлен на учет в качестве гражданина, нуждающегося в жилых помещениях, и включен в список детей-сирот, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения. Вместе с тем до настоящего времени жилым помещением не обеспечен.
В судебном заседании прокурор Игловская Е.И. требования поддержала.
Дело рассмотрено в отсутствие истца Карташова А.Г., представителя ответчика администрации г. Томска, представителя третьего лица Администрации Томской области.
Обжалуемым решением суд на основании ст. 40 Конституции Российской Федерации, ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в ред. от 29.02.2012) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 15 Закона Томской области от 18.08.1999 N 28-ОЗ (в ред. от 17.12.2012) "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области", ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в ред. от 29.02.2012) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", п. 3, 4 ст. 7 Закона Томской области от 17.12.2012 N 224-ОЗ (ред. от 06.01.2013) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Томской области в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ч. 4 ст. 10 Закона Томской области от 06.09.2006 N 212-ОЗ "О специализированном жилищном фонде Томской области", п. 4, 5 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений, утв. постановлением администрации Томской области от 29.12.2012 N 562а, решения Думы г. Томска от 13.12.2005 N 27 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма" исковые требования прокурора Кировского района г. Томска удовлетворил, возложил на администрацию г. Томска обязанность предоставить Карташову А.Г., /__/ года рождения, по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования "Город Томск", отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 17 кв.м.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Томска Бабьева Н.В. просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований. Полагает, что истец не реализовал право на предоставление жилого помещения до введения в действие Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ, а потому с момента вступления в силу указанного Закона право на предоставление жилья вне очереди по договору социального найма утратил. При наличии оснований истец вправе претендовать на предоставление жилья из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в порядке, установленном постановлением Администрации Томской области от 29.12.2012 N 562а, согласно очередности включения в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако обжалуемое решение направлено на внеочередное предоставление жилья Карташову А.Г., что действующим законодательством не предусмотрено. Кроме того, предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда поставлено в зависимость от включения в Список, т.е. определено надлежащее доказательство, при наличии которого орган местного самоуправления предоставляет жилое помещение.
В возражениях относительно апелляционной жалобы прокурор Кировского района г.Томска считает решение суда законным и обоснованным, а жалобу не подлежащей удовлетворению.
В возражениях относительно апелляционной жалобы представитель Администрации Томской области Татаренко Л.Ю. считает, что решение суда вынесено с нарушением закона, поскольку подразумевает внеочередное предоставление жилого помещения Карташову А.Г., что повлечет нарушение прав иных лиц, включенных в список на получение жилья ранее истца. Отмечает, что жилые помещения предоставляются по письменному заявлению лиц, достигших возраста 18 лет по завершению обучения в образовательных организациях профессионального образования. В связи с чем просит решение суда отменить, апелляционную жалобу администрации г. Томска удовлетворить.
В судебное заседание при рассмотрении дела в апелляционной инстанции Карташов А.Г., представитель администрации г. Томска, представитель администрации Томской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, не явились, в связи с чем судебная коллегия сочла возможным в силу ст. 327 ГПК РФ рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда, по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия оснований для отмены решения не нашла.
При рассмотрении дела суд принял все меры для полного и объективного установления обстоятельств дела и на основании оценки представленных сторонами доказательств, исходя из положений, приведенных в решении норм права, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.
В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно пп. 1, 3, 9 статьи 8 указанного Федерального закона (в редакции Федерального закона N 326-ФЗ от 29.02.2012) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
При этом, вопреки доводам администрации Томский области, возникновение права на получение жилья связано с окончанием пребывания названных лиц в любом из указанных в законе учреждений, а не во всех вышеперечисленных учреждениях такого рода, независимо от факта их прохождения обучения в другом образовательном учреждении.
В силу ч. 1 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 N 28-ОЗ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области" (в редакции закона Томской области N 224-ОЗ от 17.12.2012) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, областным органом по управлению специализированным жилищным фондом либо органами местного самоуправления в случае наделения их соответствующими государственными полномочиями однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Администрацией Томской области.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Судом первой инстанции установлено, что Карташов А.Г., родившийся /__/, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, не имеющим на момент окончания образовательного учреждения жилого помещения.
Данные выводы суда являются верными, так как основаны на законе и представленных доказательствах.
Так, из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что Карташов А.Г. родился /__/, его матерью является К., в графе отец указан К.
Из повторного свидетельства о смерти I-ОМ N712354 от 16.02.2012 следует, что К. умерла 02.02.2012.
Согласно акту о помещении несовершеннолетнего в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, от 23.09.2011 Карташов А.Г. помещен в /__/.
Приказом N 191 от 23.09.2011 Карташов А.Г. был передан на полное государственное обеспечение и определен временно в /__/.
Согласно письму /__/ Карташов А.Г. передан в /__/ на полное государственное попечение.
Судом установлено, что в настоящее время Карташов А.Г. не имеет закрепленного за ним жилого помещения.
С 10.04.2012 Карташов А.Г. был поставлен на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении в администрации Кировского района г. Томска и включен в список детей-сирот, как лицо из числа детей-сирот, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения.
В настоящее время Карташов А.Г. не имеет в собственности жилого помещения (л.д. 14)..
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Карташов А.Г. как лицо, отнесенное к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, так как иного жилья на праве собственности либо праве пользования не имеет, в установленном порядке поставлен на учет, как нуждающийся в жилом помещении, в нарушение действующего законодательства по достижении им 18 лет жилым помещением по договору социального найма обеспечен не был.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом неправильно применены положения постановления Администрации Томской области от 29.12.2012 N 562а, по мнению судебной коллегии, не является основанием для отмены решения, поскольку не согласуется с положениями Конституции Российской Федерации, которая закрепляет признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства (статья 2), провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка детства, устанавливаются гарантии социальной защиты - статья 7), и в котором права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18) на основе конституционного равноправия (статья 19, части 1 и 2), где обеспечивается право каждого на жилище (статья 40, части 1 и 3), а права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, части 2 и 3).
Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неверном толковании действующего законодательства, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств и обстоятельств.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Томска от 20 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации г. Томска Бабьевой Н.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.