Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Руди О.В.,
судей Ячменевой А.Б., Фоминой Е.А.,
при секретаре Биляк Е.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело по апелляционной жалобе представителя ответчика ТСЖ "Говорова, 46" Власовой Н.Ю. на решение Ленинского районного суда г. Томска от 06 мая 2013 года
дело по иску Румянцевой Г.Г., Воистинова В. Я., Пожидаевой Г. Н., Яковенко В. К., Жаглиной Е. А., Щелкунова В. В., Фокина В. Ф., Ушеренко А. А., Кольцовой О. А., Амелькович Т. С., Колосова Л.В., Бирюковой Е. С., Угай В. П., Комолова В. В., Аникиной Р. Н., Старицына Ф. К., Велик Т. В., Гуменюк Е. В., Кузьменко А. Е., Епанчинцевой И. В. к ТСЖ "Говорова, 46" о признании недействительным решения общего собрания членов ТСЖ "Говорова, 46" в части, о понуждении к совершению действий.
Заслушав доклад судьи Ячменевой А.Б., объяснения представителя ТСЖ "Говорова, 46" Власовой Н.Ю., поддержавшей доводы жалобы, Ушеренко А.А., Колосова Л.В., Кольцовой О.А., возражавших против доводов жалобы, представителя Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области Газизова Р.М. (доверенность от 01.03.2013), судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
истцы обратились в суд с иском к ТСЖ "Говорова, 46" о признании недействительным решения общего собрания членов ТСЖ "Говорова, 46" в части, о понуждении к совершению действий.
В обоснование требований указали, что решением общего собрания ТСЖ "Говорова, 46" от 09.08.2012 утвержден порядок расчета потребленной тепловой энергии в горячей воде (паре) и горячей воде (конденсате) раздельно по панельной (1 и 2 очередь) и кирпичной (3 очередь) частями дома согласно проектным (расчетным) нагрузкам (п.6), т.е. на общем собрании членов ТСЖ "Говорова, 46" принято решение по вопросу, не входящему в компетенцию общего собрания членов ТСЖ "Говорова, 46". Кроме того, принятым решением нарушены нормы постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N307 (п.22, п.23). Дом по адресу: /__/ состоит из панельной части (1 и 2 очередь строительства - 8 подъездов), кирпичной части (3 очередь строительства - 3 подъезда), встроенно-пристроенных помещений под панельной частью и встроенно-пристроенных помещений под кирпичной частью дома. По инициативе части собственников квартир панельной части дома ТСЖ "Говорова, 46" изменен порядок расчета за тепловую энергию с фактическим разделением дома на два дома: панельный и кирпичный, каждый из которых не имеет коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а имеет только узел учета тепловой энергии на жилищный комплекс из двух домов.
Просили признать недействительным решение общего собрания членов ТСЖ "Говорова, 46" от 09.08.2012 в части изменения порядка начисления оплаты за коммунальные услуги по отоплению (п.6), обязать председателя правления ТСЖ "Говорова, 46" произвести перерасчет оплаты за отопление для жилых и нежилых частей дома в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, обязать председателя правления и правление ТСЖ "Говорова, 46" в установленном порядке обеспечить ввод в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии жилой и встроенной частей кирпичной части дома.
В судебном заседании истцы Румянцева Г.Г., Ушеренко А.А., Кольцова О.А. исковые требования поддержали.
Дело рассмотрено в отсутствие остальных истцов.
Представитель ТСЖ "Говорова, 46" Власова Н.Ю. исковые требования не признала.
Представитель третьего лица Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области Газизов Р.М. (доверенность от 01.03.2013) полагался на усмотрение суда.
Представители третьего лица ОАО "ТГК-11" Реут С.О. (доверенность от 22.01.2013), Егоров И.А. (доверенность от 01.11.2012) суду пояснили, что расчет тепловой энергии происходит в соответствии с договором, в котором предусмотрен учет тепловой энергии. Дом имеет один прибор учета, нарушений действующего законодательства при расчете потребленной тепловой энергии не имеется. Энергоснабжающая организация поставляет тепловую энергию до границы балансовой принадлежности, где происходит ее учет. Распределение ее внутри дома является правом ТСЖ. Каждый объект должен иметь один прибор учета, который находится на границе балансовой принадлежности. Доказательств того, что дом по адресу: /__/ - это два разных объекта не было представлено, поэтому второй прибор учета не был принят в эксплуатацию.
Обжалуемым решением суд на основании ст. 5, 39, 45, 46, 47, 48, 135, 143, 144, 145, 147, 153, 154, 157, 156, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 1, 2 Федерального Закона N 190-ФЗ от 27.07.2010 "О теплоснабжении", с учетом Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.05.2006 N 307, иск удовлетворил частично, признал недействительным п.6 решения общего собрания членов ТСЖ "Говорова, 46", оформленного в форме протокола счетной комиссии от 09.08.2012; обязал председателя правления ТСЖ "Говорова, 46" произвести перерасчет оплаты за отопление в соответствии с действующим законодательством в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; взыскал с ТСЖ "Говорова, 46" в пользу Румянцевой Г.Г. расходы по уплате госпошлины в размере 200 руб.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ТСЖ "Говорова, 46" Власова Н.Ю. просит обжалуемое решение суда отменить, принять по делу новое об отказе в удовлетворении требований. Указывает, что в материалах дела имеются доказательства, подтверждающие, что многоквартирный дом по адресу: /__/, как единый объект градостроительной деятельности, на государственном учете не состоит; отдельно зарегистрирован кирпичный и панельный жилые дома. Общедомовой прибор учета был поставлен на два жилых дома по программе "Народный счетчик". Названные обстоятельства судом во внимание приняты не были.
В соответствии с ч.1 ст. 327, ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания дела истцов Румянцевой Г.Г., Воистинова В.Я., Пожидаевой Г.Н., Яковенко В. К., Жаглиной Е. А., Щелкунова В. В., Фокина В.Ф., Амелькович Т.С., Бирюковой Е.С., Угай В.П., Комолова В.В., Аникиной Р.Н., Старицына Ф. К., Велик Т.В., Гуменюк Е.В., Кузьменко А.Е., Епанчинцевой И.В., представителя ОАО "ТГК-11".
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований к его отмене.
Как видно из дела, Румянцева Г.Г., Воистинов В.Я., Пожидаева Г.Н., Яковенко В. К., Жаглина Е. А., Щелкунов В. В., Фокин В.Ф., Ушеренко А.А., Кольцова О.А., Амелькович Т.С., Колосов Л.В., Бирюкова Е.С., Угай В.П., Комолов В.В., Аникина Р.Н., Старицын Ф. К., Велик Т.В., Гуменюк Е.В., Кузьменко А.Е., Епанчинцева И.В. являются собственниками квартир /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, расположенных по адресу: /__/.
09.08.2012 собственниками жилых помещений дома /__/ путем проведения заочного голосования принято решение по вопросу N6 об утверждении порядка расчета потребленной тепловой энергии в горячей воде (паре) и в горячей воде (конденсате) раздельно по панельной (1 и 2 очередь) и кирпичной (3 очередь) частями дома согласно проектных (расчетных) нагрузок, которое оспаривают истцы.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что общее собрание проведено с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации, предъявляемых к организации проведения общего собрания, в том числе при наличии кворума, однако решение вопроса по порядку учета количества потребленной тепловой энергии принято с нарушением требований закона, кроме того, собрание членов ТСЖ "Говорова,46" не имело полномочий на решение вопроса, изложенного в п.6 оспариваемого протокола.
По мнению судебной коллегии, выводы суда основаны на законе и материалах дела.
Из дела видно, что собственниками помещений дома по адресу: /__/ решением общего собрания собственников помещений было образовано ТСЖ "Говорова, 46" путем выделения из ТСЖ "Городок", данное решение оформлено протоколом N2 от 22.12.2006. ТСЖ "Говорова, 46" зарегистрировано в качестве юридического лица, постановлено на учет в налоговом органе, что подтверждается материалами дела.
Согласно ч. 2 ст. 36 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом (ч.1 ст. 44 ЖК РФ).
Перечень вопросов, относящихся к компетенции общего собрания, определен ч. 2 ст.44 ЖК РФ.
Частью 6 ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены основные обстоятельства, определяющие правомерность принятых решений, а именно: принятие решения с соблюдением способа и формы уведомления собственников помещений в данном доме, при наличии кворума собственников помещений для проведения общего собрания, по вопросу, относящемуся к компетенции общего собрания, по вопросу, включенному в повестку для соответствующего собрания, с соблюдением правил о квалифицированном или простом большинстве голосов, необходимых для принятия решения, решение должно быть оформлено протоколом общего собрания собственников помещений и доведено до сведения собственников помещений в многоквартирном доме.
В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается, что в доме по адресу: /__/ установлен коллективный общедомовой прибор учета тепловой энергии, который находится в панельной части дома и учитывает потребленную тепловую энергию всего дома, индивидуальные счетчики отсутствуют (имеются только на горячую воду и не во всех квартирах).
Как следует из материалов дела и пояснений лиц, участвующих в деле, 01.04.2009 между ТСЖ "Говорова, 46" и энергоснабжающей организацией ОАО "ТГК-11" был заключен договор N 1714, предметом которого является отпуск и потребление тепловой энергии. В соответствии с п.4.1. договора расчет количества принятой тепловой энергии и сетевой воды производится по фактическим показаниям приборов учета, установленных в соответствии с "Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя", допущенных к работе в установленном порядке и находящихся на балансе абонента. 01.04.2012 в данный договор были внесены изменения, согласно которым на основании заявления председателя ТСЖ "Говорова, 46" и протокола собрания ТСЖ "Говорова,46" внесено изменение в техническую характеристику объектов абонента с перераспределением нагрузки на отопление жилого дома по очередям (1,2 очередь и 3 очередь).
Обращаясь с настоящим иском, истцы полагали п.6 протокола общего собрания членов ТСЖ "Говорова, 46" от 09.08.2012 недействительным, поскольку решение данного вопроса не входит в компетенцию общего собрания членов ТСЖ, а также п.6 противоречит постановлению Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", постановлению Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", с чем обоснованно согласился суд первой инстанции.
Так, в соответствии со ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Частями 1 и 2 ст. 157 ЖК РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ.
Постановлением Правительства РФ N 306 от 23 мая 2006 года утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, в пункте 1 которых определено понятие норматива потребления коммунальных услуг - месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.
В соответствии с п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306, для определения размера платы применению подлежит лишь норматив, утвержденный органом государственной власти субъекта РФ.
Положения абз. 2 п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307, содержат специальные требования к установлению размера платы собственниками помещений в многоквартирном доме. Собственники вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил. Данная норма носит отсылочный характер.
Согласно пункту 21 постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам"), при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется: а) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам; б) для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.
В силу п. 19 указанных Правил, при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: а) для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам; б) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. Если иное не установлено договором, потребитель считается временно проживающим в жилом помещении в течение периода, продолжительность и день начала которого указаны потребителем в уведомлении, направляемом исполнителю, а приходящаяся на временно проживающего потребителя плата за коммунальные услуги рассчитывается пропорционально количеству прожитых дней. При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам; в) для газоснабжения - в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
В соответствии с п.7 ст. 2 Федерального закона N 190-ФЗ от 27 июля 2010 года "О теплоснабжении" тепловая нагрузка - количество тепловой энергии, которое может быть принято потребителем тепловой энергии за единицу времени.
В приведенных нормативных актах не содержится положений о том, что объем потребления тепловой энергии возможно определять с учетом проектных тепловых нагрузок.
Более того, данные, принятые общим собранием для определения размера платы за отопление, не могут быть использованы в качестве норматива расчетов с населением, поскольку не отражают действительных показателей потребления тепла зданием по приборам учета при различных среднемесячных температурах наружного воздуха в конкретный месяц отопительного сезона (п. 13 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306). Способ расчета платы за коммунальные услуги при наличии в многоквартирном доме коллективных приборов учета предусмотрен Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (пп. 22, 23).
Согласно ст. 145 ЖК РФ общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества. Перечень вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья, установлен ч. 2 указанной статьи. Уставом товарищества собственников жилья к компетенции общего собрания членов товарищества помимо указанных в ч. 2 настоящей статьи также может быть отнесено решение иных вопросов. Также общее собрание членов товарищества собственников жилья имеет право решать вопросы, которые отнесены к компетенции правления товарищества.
Разделом 10 Устава ТСЖ "Говорова, 46" установлены полномочия общего собрания членов товарищества собственников жилья, к которым относятся: внесение изменений в Устав Товарищества, принятие решений о реорганизации и ликвидации Товарищества, избрание правления и ревизионной комиссии (ревизора) Товарищества, установление размера обязательных платежей и взносов членов Товарищества, образование специальных фондов Товарищества, в том числе резервного фонда, фонда на восстановление и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и его оборудования, принятие решения о получении заемных средств, в том числе банковских кредитов, определение направлений использования дохода от хозяйственной деятельности Товарищества, утверждение годового финансово-хозяйственного плана (бюджета, сметы) и отчета о его выполнении, рассмотрение жалоб на действия правления Товарищества, председателя правления Товарищества и ревизионной комиссии (ревизора) Товарищества, принятие и изменение, по представлению председателя правления Товарищества, Правил внутреннего распорядка Товарищества в отношении работников, в обязанности которых входит обслуживание многоквартирного дома, Положения об оплате их труда, определение размера вознаграждения членам правления Товарищества, принятие решений о сдаче в аренду или передаче иных прав на общее имущество в многоквартирном доме, принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с расширением или надстройкой), строительством хозяйственных построек, зданий, сооружений, ремонте общего имущества в многоквартирном доме во исполнение решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, введение ограничений на использование объектов общего имущества многоквартирного дома, принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. в том числе введение ограничений пользования им, во исполнение решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, другие вопросы, предусмотренные законодательством РФ и настоящим Уставом.
В соответствии со ст. 46 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня данного собрании, а также изменять повестку дня данного собрания.
Таким образом, правоотношения по определению количества потребленной тепловой энергии, установлению размера платы за тепло и горячую воду собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах согласно прямому указанию в части 1 статьи 157 ЖК РФ, подлежат регулированию Правительством Российской Федерации.
Из дела видно, что дом, расположенный по адресу: /__/, вводился в эксплуатацию очередями, имеет кирпичную и панельную части дома, нумерация подъездов и квартир непрерывная, как два объекта градостроительной деятельности на учете не состоит, имеет единый адрес, один узел учета, установленный в панельной части дома.
Согласно п.3.1.5 "Правил учета тепловой энергии и теплоносителя", утвержденных Минтопэнерго N ВК-4936 от 12.09.1995, узел учета тепловой энергии, массы (или объема) и параметров теплоносителя оборудуется на принадлежащем потребителю тепловом пункте в месте, максимально приближенном к его головным задвижкам. Для систем теплопотребления, у которых отдельные виды тепловых нагрузок подключены к внешним тепловым сетям самостоятельными трубопроводами, учет тепловой энергии, массы (или объема) и параметров теплоносителя ведется для каждой самостоятельно подключенной нагрузки с учетом требований п. п. 3.1.1. - 3.1.4.
Указанные Правила не предусматривают схем с несколькими последовательно установленными приборами учета, в связи с чем не имеется оснований для использования в целях самостоятельного расчета платы за отопление узла учета, расположенного в кирпичной части здания.
Таким образом, учитывая, что приведенные выше положения, регулирующие порядок определения платы предоставленных коммунальных услуг, не содержат такого порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в виде использования проектных (расчетных) нагрузок, который был принят решением общего собрания членов ТСЖ "Говорова,46", в доме установлен общедомовой прибор учета; отдельных самостоятельных приборов учета на каждую из частей (панельную и кирпичную) нет, ТСЖ не имело полномочий на решение данного вопроса, суд пришел к правильному выводу о недействительности решения общего собрания в оспариваемой части.
Доводы о том, что отсутствие единой технической документации на жилой дом по /__/ подтверждает существование двух самостоятельных объектов градостроительной деятельности, в отношении каждого из которых должно осуществляться самостоятельное начисление платы за отопление при установленных обстоятельствах, несостоятельны.
В силу п.8 постановления Правительства РФ от 13.10.1997 N 1301 (ред. от 30.01.2013) "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации" техническая инвентаризация жилищного фонда осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, по ставкам, утверждаемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1.1-1.3 приказа Минземстроя РФ от 04.08.1998 N 37 (ред. от 04.09.2000) "Об утверждении Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации" единицей технической инвентаризации является: домовладение; отдельно стоящее основное здание. На каждый объект составляется учетно-техническая документация, которая группируется в инвентарное дело. Учету в бюро технической инвентаризации подлежат законченные строительством и принятые в эксплуатацию жилые здания (помещения), а также жилые здания (помещения), включаемые в жилищный фонд.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) к объектам недвижимости, подлежащим учету в государственном кадастре недвижимости, относятся: земельные участки, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, а также помещения. При этом необходимо отметить, что части здания, состоящие из нескольких помещений, не являются объектами недвижимости, подлежащими учету в государственном кадастре недвижимости.
При таких обстоятельствах решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы нет.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Томска от 06 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика ТСЖ "Говорова, 46" Власовой Н. Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.