судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Радикевич М.А.,
судей Небера Ю.А., Залевской Е.А.,
при секретаре Степановой Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело по иску Колпашевского городского прокурора в защиту интересов Краскова Н. Н. к Администрации муниципального образования "Колпашевское городское поселение" о понуждении к обеспечению жилым помещением вне очереди
по апелляционной жалобе Администрации муниципального образования "Колпашевское городское поселение" на решение Колпашевского городского суда Томской области от 06 декабря 2012 года.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения прокурора Селезневой Е.А., возражавшей против жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Колпашевский городской прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов Краскова Н.Н. к Администрации Колпашевского городского поселения, в котором просил обязать ответчика обеспечить Краскова Н.Н. вне очереди жилым помещением по договору социального найма не ниже установленных социальных норм.
В обоснование требований указал, что Красков Н.Н. имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, поскольку его мать была лишена родительских прав, а отец умер. Краскову Н.Н. исполнилось 18 лет, опека над ним прекратилась. До настоящего времени Красков Н.Н. жильем не обеспечен, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма в Администрации Колпашевского городского поселения в категории детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения. На момент постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в органах местного самоуправления Красков Н.Н. относился к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Поскольку органы местного самоуправления не выполнили перед Красковым Н.Н. обязанности по предоставлению жилого помещения, он не утратил право на получение жилого помещения.
В судебное заседание Красков Н.Н. не явился.
Помощник Колпашевского городского прокурора Рыбалова Е.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя Администрации Колпашевского городского поселения, представившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Дополнительно в заявлении указал на непризнание исковых требований.
Представитель Администрации Томской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменном отзыве на исковое заявление полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению. Указал, что не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии права Краскова Н.Н. на жилое помещение по договору социального найма.
Обжалуемым решением исковые требования Колпашевского городского прокурора Томской области удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель Администрации Колпашевского городского поселения просит решение Колпашевского городского суда Томской области от 06.12.2012 отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование жалобы указывает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилой площадью является государственным полномочием субъекта РФ и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Ответчик может нести ответственность за исполнение обязанности по обеспечению жилым помещением Краскова Н.Н. исключительно в пределах выделенных для данной цели финансовых средств. На указанные цели выделенные финансовые средства были использованы в полном объеме, в связи с чем суд необоснованно не усмотрел отсутствие обязанности у Администрации Колпашевского городского поселения Томской области по осуществлению государственных полномочий в части обеспечения жилым помещением Краскова Н.Н.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник Колпашевского городского прокурора Томской области просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Колпашевского городского поселения без удовлетворения.
В соответствии со ст.327 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие материального истца и представителей ответчика и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не явившихся в суд.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований к его отмене или изменению.
Разрешая заявленные исковые требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Красков Н.Н. вправе требовать от Администрации Колпашевского городского поселения предоставления благоустроенного жилого помещения по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления, поскольку она имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, состоит на льготном учете на получение жилого помещения по договору социального найма как ребенок, имеющий соответствующий статус, не обеспечен жилым помещением, попечительство прекращено.
Данный вывод суда полностью соответствует нормам действующего законодательства и подтвержден совокупностью представленных и исследованных в ходе судебного заседания доказательств.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно ст. 8 указанного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории РФ, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территории соответствующих районов и городов субъектов РФ, если место их рождения находится за пределами РФ.
В соответствии со статьями 4, 5 данного Закона финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение их жилыми помещениями, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 части 1 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 N 28-ОЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются Администрацией Томской области по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области за счет средств областного бюджета.
Законом Томской области от 11.09.2007 N 188-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения" администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (часть 1 статьи 1).
В силу части 1 статьи 3 названного Закона органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам обеспечения жилыми помещениями, имеют право на финансовое обеспечение реализации указанных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона.
В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании (часть 3 статьи 3 Закона).
Статьей 6 указанного Закона также предусмотрено, что финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в соответствии с настоящим Законом осуществляется путем предоставления из областного бюджета субвенций: бюджетам городских округов - на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями; бюджетам муниципальных районов - на осуществление государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Указанные в части 1 настоящей статьи субвенции выделяются в соответствии со сводной бюджетной росписью местным бюджетам муниципальных районов, городских округов из областного фонда компенсаций, образованного в составе расходов областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Согласно статье 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации.
С учетом приведенных норм суд пришел к правильному выводу о том, что обязанность по предоставлению истцу жилого помещения по договору социального найма должна быть возложена на Администрацию Колпашевского городского поселения Томской области, которая является надлежащим ответчиком по делу.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Суд первой инстанции правильно указал, что в силу приведенной нормы основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение, данные факты установлены судом.
Так, материалами дела подтверждено и не оспаривается ответчиком, что КрасковН.Н., /__/ года рождения, имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, о чем суду представлены свидетельство о рождении (лист дела 9), решение Колпашевского городского суда Томской области от 11.04.2003 о лишении родительских прав в отношении Краскова Н.Н. матери К. (лист дела 11), свидетельство о смерти К. (лист дела 15).
Постановлением главы администрации Колпашевского района Томской области от 17.04.2003 N 375 Краскову Н.Н. в качестве опекуна назначена К.
В соответствии со справкой ОГУП ТОЦТИ от 09.11.2009 N 1531, уведомлением об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 06.08.2012 N 05/004/2012-99 (л.д. 6,7) сведения о зарегистрированных правах Краскова Н.Н. в отношении объектов недвижимого имущества отсутствуют.
Справкой администрации Колпашевского района от 30.06.2006, письмом Администрации Колпашевского городского поселения от 27.04.2009 (листы дела 13,14) подтверждено, что Красков Н.Н. состоит на льготном учете на получение жилого помещения в Колпашевском городском поселении с 30.06.2006.
Сведения о закреплении за Красковым Н.Н. какого-либо жилого помещения в материалы дела ответчиком в порядке статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено. В материалах дела имеются также сведения об отсутствии у Краскова Н.Н. жилого помещения на праве собственности (листы дела 6, 7).
Данные обстоятельства апеллянтом не оспариваются и свидетельствуют о том, что у истца как нуждающегося в жилом помещении возникло в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации право на предоставление жилого помещения по договору социального найма, поскольку опека над ним прекращена в связи с достижением совершеннолетия 04.11.2005.
Довод о невозможности приобретения органами местного самоуправления за счет бюджетных средств жилья для Краскова Н.Н. несостоятелен, так как сводится к анализу межбюджетных отношений. Между тем гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, в связи с чем право Краскова Н.Н. на предоставление ему вне очереди жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию закона Томской области от 11.09.2007 N 188-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения".
Вопреки доводам апеллянта, законные основания для неисполнения указанной обязанности в отношении Краскова Н.Н. у него отсутствуют. А потому судебной коллегией отклоняется довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции необоснованно не усмотрено отсутствие обязанности у Администрации Колпашевского городского поселения Томской области по осуществлению государственных полномочий в части обеспечения жилыми помещениями Краскова Н.Н.
Ссылка апеллянта на то, что органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот несут ответственность в пределах выделенных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств, на результат рассмотрения дела не влияет, поскольку в данном случае разрешается не вопрос об ответственности органа местного самоуправления, а вопрос о понуждении к исполнению обязанности, возложенной законом.
Иных доводов, которые не были бы проверены судом при рассмотрении дела, но имели бы существенное значение для его разрешения, или сведений, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит.
Судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущено нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела.
Обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, определены судом первой инстанции правильно, верно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Колпашевского городского суда Томской области от 06 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Колпашевское городское поселение" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.