Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Петровского М.В.,
судей Мурованной М.В., Черемисина Е.В.,
при секретаре Травковой Е.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело по иску прокурора Ленинского района г. Томска в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ленинского района г. Томска, администрации г. Томска о понуждении к совершению действий по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности
по апелляционной жалобе администрации Ленинского района г. Томска на решение Ленинского районного суда г. Томска от 07.12.2012.
Заслушав доклад судьи Мурованной М.В., объяснения представителя ответчика администрации Ленинского района г. Томска Исунц К.С. и представителя ответчика администрации г. Томска Бабьевой Н.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя истца Миронова Е.А., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Ленинского района г. Томска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц с учетом уточнений требований к администрации Ленинского района г. Томска, администрации г. Томска о возложении обязанности установить на территории Ленинского района г. Томска средства звуковой сигнализации для оповещения населения на случай пожара в срок до 01.04.2013. В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой Ленинского района г.Томска проведена проверка соблюдения администрацией Ленинского района г.Томска требований законодательства о пожарной безопасности в части обеспечения первичных мер пожарной безопасности. В соответствии со ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится организация и принятие мер по оповещению населения о пожаре. Согласно постановлению Мэра г. Томска от 16.11.2006 N 601 "О первичных мерах пожарной безопасности на территории муниципального образования "Город Томск" администрации районов г.Томска, в том числе администрация Ленинского района г.Томска, уполномочены обеспечивать первичные меры пожарной безопасности на подведомственной территории, к которым относится организация оповещения населения в случае возникновения пожара (установка средств звуковой сигнализации для оповещения населения на случай пожара). Между тем администрацией Ленинского района г. Томска не исполнены указанные требования законодательства, средства звуковой сигнализации для оповещения населения на случай пожара на территории Ленинского района г. Томска не установлены. Данные нарушения препятствуют своевременному оповещению населения, проживающего на территории района, о пожаре, а также эвакуации и спасению людей в случае пожара, что ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, находящихся в зоне действия опасных факторов пожара. Невыполнение требований пожарной безопасности нарушает интересы неопределенного круга лиц.
В судебном заседании старший помощник прокурора Зайцева О.А. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика администрации Ленинского района г.Томска Исунц К.С. в судебном заседании иск не признала, пояснив, что администрация района не является органом местного самоуправления, в связи с чем является ненадлежащим ответчиком.
Представитель ответчика администрации г.Томска Музеник В.В. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что администрация г. Томска не является надлежащим ответчиком по данному иску, так как за выполнение данных мероприятий отвечает администрация Ленинского района г. Томска. В настоящее время на территории Ленинского района г.Томска установлено 25 звуковых сирен С-40, то есть население района может быть оповещено о пожаре. Полагала заявленные требования неисполнимыми, поскольку конкретно не определено, какая сигнализация, в каком количестве и где должна быть установлена.
Обжалуемым решением суд на основании ч.4 ст.6, ст.63 Федерального закона от 22.07.2008 N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п.10 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", ст.1, 19, 21 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", п.16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N390, иск прокурора Ленинского района г. Томска удовлетворил частично; возложил на администрацию Ленинского района г. Томска обязанность по установке на территории Ленинского района г. Томска средств звуковой сигнализации для оповещения населения на случай пожара в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В апелляционной жалобе представитель администрации Ленинского района г.Томска Исунц К.С. просит решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Полагает, что администрация района является ненадлежащим ответчиком, поскольку она не относится к органам местного самоуправления, а является территориальным органом администрации г. Томска. Указывает, что администрацией Ленинского района г. Томска в полном объеме реализованы организационно-правовые, финансовые и материально-технические мероприятия, направленные на защиту населения и имущества от пожаров на подведомственных ей территориях, а именно: создана комиссия по проверке жилого фонда, обновлены указатели на 2-х пожарных пирсах, демонтировано 215 временных объектов и ликвидировано 53 несанкционированные свалки, создан запас инвентаря для ликвидации пожаров. Считает, что обжалуемое решение является фактически неисполнимым, поскольку судом не установлено, каким образом и в каком количестве должна устанавливаться пожарная сигнализация, в решении не указаны нормы права, определяющие свойства и характеристики средств звуковой сигнализации. Отмечает, что в материалах дела не имеется доказательств, подтверждающих доводы истца об отсутствии на территории Ленинского района г.Томска средств звуковой сигнализации. В нарушение чч.3, 4 ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом не дана оценка показаниям допрошенного в качестве свидетеля государственного инспектора отдела надзорной деятельности Ленинского района г. Томска ГУ МЧС России по Томской области К. Выражает несогласие с выводом суда о том, что соглашения об оповещении и информировании населения об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций не свидетельствуют о выполнении обязанности по организации средств звуковой сигнализации на территории Ленинского района г.Томска, поскольку в рамках указанных соглашений оповещение населения осуществляется, в том числе, и на случай пожара. Указывает, что у администрации Ленинского района г. Томска отсутствуют средства на исполнение решения суда, поскольку собственного бюджета администрация района не имеет и осуществляет свои функции в рамках лимитов денежных средств, установленных в бюджете г. Томска.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия оснований для отмены или изменения решения не нашла.
При рассмотрении дела суд первой инстанции принял все необходимые меры для всестороннего, полного, объективного выяснения его обстоятельств и на основании оценки представленных сторонами доказательств, руководствуясь приведенными в решении нормами материального права, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района г.Томска в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ленинского района г.Томска. При этом суд первой инстанции верно исходил из того, что возложенная на органы местного самоуправления обязанность установки средств звуковой сигнализации для оповещения населения на случай пожара на территории Ленинского района г. Томска делегирована администрации указанного района и на момент рассмотрения дела надлежащим образом не исполнена.
Оснований не соглашаться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Так, в силу ч.4 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
В п.7 ст. 63 указанного Федерального закона предусмотрено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя обеспечение связи и оповещения населения о пожаре.
Согласно п.16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N390, на территории поселений и городских округов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан обеспечивается наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, телефонной связи, а также запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Постановлением Мэра г. Томска от 16.11.2006 N 601 "О первичных мерах пожарной безопасности на территории муниципального образования "Город Томск" утверждено Положение "О деятельности администрации г. Томска по обеспечению первичных мер пожарной безопасности", администрации районов г. Томска уполномочены обеспечивать первичные меры пожарной безопасности на подведомственных территориях, им поручено назначить ответственных за выполнение первичных мер пожарной безопасности на подведомственных территориях и организовать исполнение требований Положения.
Положение "О деятельности администрации г. Томска по обеспечению первичных мер пожарной безопасности" устанавливает основные задачи и направления деятельности администраций районов г. Томска по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на подведомственных территориях, а также устанавливает перечень первичных мер пожарной безопасности (п.1.2).
Так, в силу подп. "а" п.2.2 указанного Положения основными направлениями деятельности администраций районов г. Томска по вопросам обеспечения первичных мер пожарной безопасности являются организационно-правовое, финансовое, материально-техническое обеспечение первичных мер пожарной безопасности, направленное на предотвращение пожаров, спасение людей и имущества от пожаров.
Пунктом 3.3 Положения в перечень первичных мер пожарной безопасности включена организация оповещения населения в случае возникновения пожара - установка средств звуковой сигнализации для оповещения населения на случай пожара.
При этом согласно п.2.1 Положения об администрации Ленинского района Города Томска (приложение N 2 к решению Думы г. Томска от 15.09.2005 N1000) предметом деятельности администрации района является организация и обеспечение решения вопросов местного значения, а также иных вопросов, осуществление которых органами местного самоуправления предусмотрено действующим законодательством, на территории района в пределах полномочий, предусмотренных настоящим Положением, иными муниципальными правовыми актами; организация контроля и исполнения на территории района муниципальных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования "Город Томск".
Проанализировав приведенные положения закона и иных нормативных правовых актов, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что надлежащим ответчиком по требованиям прокурора является администрация Ленинского района г. Томска, в связи с чем доводы апелляционной жалобы об обратном являются несостоятельными.
Ссылка представителя ответчика на недоказанность выводов суда об отсутствии на территории Ленинского района г. Томска средств звуковой сигнализации для оповещения населения на случай пожара также не может быть признана обоснованной.
Так, согласно ответу Главного управления МЧС России по Томской области на судебный запрос от 05.10.2012 (л.д.149-150) на объектах экономики Ленинского района г. Томска установлено 25 электросирен региональной системы централизованного оповещения и связи гражданской обороны, из которых возможен запуск от оперативного дежурного ГУ МЧС России по Томской области только 22 сирен. По результатам проверки муниципальное образование "Город Томск" привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.20.6, ч.2 ст.20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем доказательств установки на территории района муниципальной (местной) системы звуковой сигнализации для оповещения населения на случай пожара ответчиками в нарушение требований ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Заключенные муниципальным образованием "Город Томск" в лице МУ "Оперативно-дежурная служба города Томска" соглашения с УВД по г. Томску об осуществлении оповещения и информирования населения в зоне чрезвычайной ситуации с использованием громкоговорящих автомобилей УВД по г.Томску, а также с ИП К. об оповещении населения с использованием оборудования звукового оповещения радио рынков "SIESTA" на рынках, в подземных и надземных переходах и прилегающих остановочных комплексах также не свидетельствуют об охвате указанными средствами оповещения всего населения, проживающего на территории Ленинского района г. Томска.
Указанные выводы суда подтверждены пояснениями специалистов К., Р. и З., а также показаниями допрошенного в качестве свидетеля К.
Выполнение указанных в апелляционной жалобе противопожарных мероприятий (создание комиссии по проверке жилого фонда, обновление указателей на 2-х пожарных пирсах, демонтаж временных объектов и ликвидация несанкционированных свалок, создание запаса инвентаря для ликвидации пожаров), а также отсутствие у администрации района собственного бюджета не освобождает ответчика от предусмотренной законом обязанности по установке средств звуковой сигнализации для оповещения населения на случай пожара.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь п.1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Томска от 07.12.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Ленинского района г.Томска - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.