Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Худиной М.И.,
судей Радикевич М.А., Емельяновой Ю.С.,
при секретаре Черновой С.В..
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело по иску Колпашевского городского прокурора в интересах Гассельбаха Р.Л. к Администрации муниципального образования "Колпашевское городское поселение" о понуждении обеспечить жилым помещением вне очереди
по апелляционной жалобе представителя Администрации Колпашевского городского поселения Смыченко А. М. на решение Колпашевского городского суда Томской области от 17 декабря 2012 года.
Заслушав доклад судьи Радикевич М.А., объяснения прокурора Дашевской О.С., возражавшей против жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Колпашевский городской прокурор в интересах Гассельбаха Р.Л. обратился в суд с иском к Администрации Колпашевского городского поселения, в котором просил обязать ответчика обеспечить Гассельбах Р.Л. вне очереди жилым помещением по договору социального найма не ниже установленных социальных норм. В обоснование иска указал, что Гассельбах Р.Л., /__/ года рождения, имеет статус /__/. В настоящее время Гассельбах Р.Л. исполнилось /__/ лет. В связи с этим следует, что опека над ним прекратилась. Жилое помещение за ним не закреплялось. Гассельбах Р.Л. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма в Администрации Колпашевского городского поселения в категории /__/, не имеет закрепленного жилого помещения. До настоящего времени он жильем не обеспечен. На момент постановки, на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в органах местного самоуправления Гассельбах Р.Л. относился к категории лиц из числа /__/. Поскольку органы местного самоуправления не выполнили перед Гассельбахом Р.Л. обязанности по предоставлению жилого помещения, право на его получение он не утратил.
В судебном заседании помощник Колпашевского городского прокурора Рыбалова Е.А. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Гассельбах Р.Л. в судебное заседание не явился.
Представитель Администрации Колпашевского городского поселения Смыченко A.M. в судебном заседании полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Представитель Администрации Томской области в судебное заседание не явился.
Суд на основании ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), ст. 1, 152, ч. 2 ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст.8, абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", абз. 2 ч. 1 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 N 28-ОЗ "О социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области", ст. 8, ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 6 Закона Томской области от 11.09.2007 N 188-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения", ч. 3 ст. 3 Закона Томской области от 09.10.2003 N 131-ОЗ "О жилищном фонде социального использования в Томской области" исковые требования Колпашевского городского прокурора удовлетворил. Обязал Администрацию Колпашевского городского поселения предоставить Гассельбаху Р.Л., /__/ г.р., вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью не ниже установленных социальных норм, т.е. общей площадью не ниже 17 квадратных метров.
В апелляционной жалобе представитель Администрации Колпашевского городского поселения Смыченко A.M. просит решение суда отменить и принять новое решение, отказав в удовлетворении иска. В обоснование доводов указывает, суд неправильно определил обстоятельства дела, имеющие значение, неправильно истолковал и применил нормы материального права. Судом не установлено, что Администрация Колпашевского городского поселения, как орган местного самоуправления, обладает собственными финансовыми и материальными ресурсами. Указывает, что дополнительные гарантии прав детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации, и относятся к расходным обязательствам только субъектов Российской Федерации, в данном случае - Администрации Томской области. Считает, что исполнительные органы власти Томской области, в данном случае Администрация Томской области, обязаны обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, путем предоставления из областного бюджета субвенций муниципальным районам, а те, в свою очередь, обязаны предоставить их поселению. Полагает, что у Администрации Колпашевского городского поселения по настоящему делу отсутствуют правовые основания осуществлять государственные полномочия в части обеспечения жилым помещением Гассельбах Р.Л.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник Колпашевского городского прокурора Рыбалова Е.А. просит решение Колпашевского городского суда Томской области от 17.12.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации Колпашевского городского поселения Смыченко A.M. без удовлетворения.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Администрации Томской области Татаренко Л.Ю. просит решение Колпашевского городского суда Томской области от 17.12.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации Колпашевского городского поселения Смыченко A.M. без удовлетворения.
В соответствии со ст. 327 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) судебная коллегия сочла возможным рассмотреть жалобу в отсутствие в суд материального истца Гассельбах Р.Л., представителей ответчика Администрации Колпашевского городского поселения и третьего лица Администрации Томской области, извещенных о времени и месте ее рассмотрения надлежащим образом.
Обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, проверив материалы дела по правилам ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая заявленные исковые требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Гассельбах Р.Л. вправе требовать от Администрации Колпашевского городского поселения Томской области предоставления благоустроенного жилого помещения по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления, т.е. не ниже 17 квадратных метров, поскольку он имеет статус /__/, который не оспаривается, состоит на льготном учете на получение жилого помещения по договору социального найма как /__/, не обеспечен жилым помещением, попечительство в отношении него прекратилось.
Данный вывод суда полностью соответствует нормам действующего законодательства и подтвержден совокупностью представленных и исследованных в ходе судебного заседания доказательств.
В силу ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Материалами дела подтверждено и не оспаривается ответчиком, что Гассельбах Р.Л., /__/ года рождения, имеет статус /__/, что подтверждается, решением Колпашевского городского суда Томской области от 03.07.2007 о лишении родительских прав в отношении Гассельбаха Р.Л. матери Г. Сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка.
Постановлением Администрации Колпашевского района Томской области N 495 от 02.06.2005 Т. назначена опекуном над несовершеннолетним Гассельбах Р.Л.
На основании распоряжения от 30.06.2006 N73 Администрации Колпашевского района Гассельбах Р.Л. состоит на льготном учете на получение жилого помещения в Колпашевском городском поселении.
Сведений о закреплении за Гассельбах Р.Л. какого-либо жилого помещения в материалы дела ответчиком в порядке статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено. В материалах дела имеются сведения об отсутствии у Гассельбах Р.Л. жилого помещения на праве собственности (л.д. 14).
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Гассельбах Р.Л. как лицо, отнесенное к категории /__/, имеет право на внеочередное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, так как иного жилья на праве собственности либо на праве пользования не имеет, в установленном порядке поставлен на учет как нуждающейся в жилом помещении по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Выводы суда являются обоснованными и мотивированными.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о неправильности постановленного решения.
В соответствии со ст. 4, 5 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение их жилыми помещениями, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ.
Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 N 28-ОЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования однократно обеспечиваются Администрацией Томской области по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области за счет средств областного бюджета.
Законом Томской области от 11.09.2007 N 188-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения" администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ч.1 ст. 1 Закона).
В силу ч. 1 ст
. 3 названного Закона органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона.
В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании (ч.3 ст. 3 Закона).
Статьей 6 указанного Закона предусмотрено, что финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в соответствии с настоящим Законом осуществляется путем предоставления из областного бюджета субвенций: бюджетам городских округов - на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями; бюджетам муниципальных районов - на осуществление государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций.
С учетом приведенных норм суд пришел к правильному выводу о том, что обязанность по предоставлению истцу жилого помещения по договору социального найма должна быть возложена на Администрацию Колпашевского городского поселения Томской области, которая является надлежащим ответчиком по делу.
Довод апеллянта о невозможности приобретения органами местного самоуправления за счет бюджетных средств жилья для Гассельбах Р.Л. несостоятелен, так как сводится к анализу межбюджетных отношений. Между тем гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, в связи с чем право Гассельбах Р.Л. на предоставление ему вне очереди жилого помещения как лицу, /__/, не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию закона Томской области от 11.09.2007 N 188-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения".
Ссылка апеллянта на то, что органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот несут ответственность в пределах выделенных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств, на результат рассмотрения дела не влияет, поскольку в данном случае разрешается не вопрос об ответственности органа местного самоуправления, а вопрос о понуждении к исполнению обязанности, возложенной законом.
Довод жалобы о том, что при отсутствии фактического финансирования органы местного самоуправления не могут нести обязанность по предоставлению истцу жилья, не может быть принят во внимание, поскольку действующее законодательство возлагает на орган местного самоуправления обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, во внеочередном порядке независимо от наличия или отсутствия в бюджете городского поселения на это денежных средств.
Иных доводов, которые не были бы проверены судом при рассмотрении дела, но имели бы существенное значение для его разрешения, или сведений, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит.
Судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущено нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела.
Обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, определены судом первой инстанции правильно, верно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Колпашевского городского суда Томской области от 17 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации Колпашевского городского поселения Смыченко А. М. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.