Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Бобковой С.А.,
судей Назарова В.В., Пономаревой Е.И.,
при секретаре Салицкой О.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Бодягина А.В. на решение Алексинского городского суда Тульской области от 4 июня 2013 года по делу по заявлению МОМВД России "Алексинский" об установлении административного надзора в отношении Бодягина А.В..
Заслушав доклад судьи Назарова В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
начальник МОМВД России "Алексинский" обратился в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении Бодягина А.В..
В обоснование заявленных требований МОМВД России "Алексинский" указало, что 09.12.2010 г. Бодягин А.В. был осужден Алексинским городским судом Тульской области за совершение тяжкого преступления, предусмотренного ч.1 ст.111 Уголовного кодекса РФ, за которое ему было назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 5 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. 12.03.2013 г. Бодягин А.В. освободился из ФБУ ИК-4 Республики Башкортостан. В настоящее время судимость не снята и не погашена. Просили установить в отношении Бодягина А.В. административный надзор сроком на 5 лет 10 месяцев 16 дней с одновременным установлением следующих административных ограничений: обязательная явка 1 раз в месяц в МОМВД России "Алексинский"; запрещение пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства или пребывания Бодягина А.В. с 22 часов до 06 часов следующего дня, за исключением случаев работы в ночное время.
В судебном заседании представитель МОМВД России "Алексинский" по доверенности - Носова B.C. уточнила заявленные требования, просила установить административный надзор в отношении Бодягина А.В. сроком на 5 лет 9 месяцев 26 дней. Остальные заявленные требования поддержала в полном объёме по основаниям, приведённым в заявлении.
Заинтересованное лицо Бодягин А.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований. Пояснил, что у него имеется тяжёлое заболевание, в связи с чем он проходит медицинское обследование. Из мест лишения свободы был освобождён за примерное поведение.
Помощник Алексинского межрайонного прокурора Тульской области Сердюк А.В. полагал необходимым удовлетворить заявление МОМВД России "Алексинский" и установить в отношении Бодягина А.В. административный надзор и указанные в заявлении административные ограничения.
Решением Алексинского городского суда Тульской области от 04.06.2013 г. заявление МОМВД России "Алексинский" об установлении административного надзора в отношении Бодягина А.В. было удовлетворено, в отношении указанного лица был установлен административный надзор сроком на 5 лет 9 месяцев 8 дней.
Срок административного надзора в отношении Бодягина А.В. было постановлено исчислять со дня вступления решения в законную силу.
Также в отношении Бодягина А.В. были установлены следующие административные ограничения: обязательная явка 1 раз в месяц в МОМВД России "Алексинский" для регистрации; запрещение пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства Бодягина А.В. ( "адрес"), с 22 часов до 06 часов следующего дня, за исключением работы в ночное время.
С Бодягина А.В. в доход бюджета МО Алексинский район Тульской области была взыскана государственная пошлина в размере " ... " рублей.
В апелляционной жалобе Бодягин А.В. просит указанное решение суда отменить, принять по делу новое решение. Полагает, что суд первой инстанции не учёл его состояние здоровья, кроме того, установление административного надзора нарушает его конституционные права и свободы. Не согласился с взысканием с него государственной пошлины в доход государства.
В суд апелляционной инстанции Бодягин А.В. не явился, о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещался в установленном порядке, о причине неявки не сообщил.
Прокурор Алисин М.М. в судебном заседании суда апелляционной инстанции полагал решение суда первой инстанции подлежащим изменению в части исчисления срока административного надзора, который в указанном случае должен исчисляться на основании п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы", то есть со дня постановки на учёт в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания. В остальной части полагал решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу Бодягина А.В. не подлежащей удовлетворению.
Представитель заинтересованного лица МОМВД России "Алексинский" в суд апелляционной инстанции не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Проверив и изучив материалы дела в порядке ч.ч.1 и 2 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, обсудив доводы апелляционного представления, выслушав мнение прокурора Алисина М.М., судебная коллегия приходит к следующему.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 26.2 Гражданского процессуального кодекса РФ и Федеральным законом N64-ФЗ от 06.04.2011 г. "Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы".
В соответствии со ст.2 данного Закона административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в ст.3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно ч.2 ст.3 названного Закона административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных ч.3 указанной статьи в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобождённого из мест лишения свободы за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
Пунктом "а" ч.3 ст.18 Уголовного кодекса РФ установлено, что рецидив преступлений признаётся особо опасным при совершении лицом тяжкого преступления, за которое оно осуждается к реальному лишению свободы, если ранее это лицо два раза было осуждено за тяжкое преступление к реальному лишению свободы.
В силу ч.4 ст.15 Уголовного кодекса РФ тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом РФ, не превышает десяти лет лишения свободы.
Как предусмотрено п."г" ч.3 ст.86 Уголовного кодекса РФ (в редакции на момент освобождения Бодягина А.В. из мест лишения свободы), судимость погашается в отношении лиц, осужденных за тяжкие преступления - по истечении шести лет после отбытия наказания.
Материалами настоящего дела установлено, что приговором Алексинского городского суда Тульской области от 09.12.2010 г. Бодягин А.В. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.111 Уголовного кодекса РФ с назначением наказания в виде 5 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.
Определением судебной коллегии по уголовным делам Тульского областного суда от 30.03.2011 г., приговор Алексинского городского суда Тульской области от 09.12.2010 г. в отношении Бодягина А.В. был изменен, его действия с ч.1 ст.111 Уголовного кодекса РФ были переквалифицированы на ч.1 ст.111 Уголовного кодекса РФ в редакции Федерального закона от 07.03.2011 г. N26-ФЗ, по которой ему было назначено наказание в виде 5 лет лишения свободы в исправительной колонии особого режима.
В остальной части приговор Алексинского городского суда Тульской области от 09.12.2010 г. был оставлен без изменения.
Как следует из указанного приговора, совершённое Бодягиным А.В. преступление было совершено в условиях особо опасного рецидива.
Таким образом, Бодягин А.В. имеет непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления при особо опасном рецидиве преступлений.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о необходимости установления административного надзора за осужденным является правильным.
Как усматривается из справки от 12.03.2013 г. Бодягин А.В. освободился из мест лишения свободы 12.03.2013 г.
Установив данные обстоятельства, руководствуясь положениями вышеприведённых норм материального права, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для установления в отношении Бодягина А.В. административного надзора.
Исходя из положений п.2 ч.1 ст.5 Федерального закона N64-ФЗ от 06.04.2011 г. "Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы", административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч.1 (п.3) и ч.2 ст.3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Срок административного надзора в отношении Бодягина А.В. определён судом верно, с учётом правил, установленных п.2 ч.1 ст.5 Федерального закона N64-ФЗ от 06.04.2011 г. "Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы".
В соответствии с ч.2 ст.261.8 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, принимая решение об установлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения. Суд вправе установить одно или несколько административных ограничений.
В силу ч.1 ст.4 Федерального закона РФ N64-ФЗ от 06.04.2011 г. в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определённых местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определённое время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырёх раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
При этом установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырёх раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным (ч.2 ст.4 Федерального закона РФ N 64-ФЗ от 06.04.2011 г.).
С установленными в отношении Бодягина А.В. судом первой инстанции административными ограничениями судебная коллегия соглашается, находя их обоснованно применёнными, в том числе и с учётом данных о личности осужденного, а также с учётом его поведения в период отбывания наказания и необходимости получения им медицинской помощи.
Доводы апелляционной жалобы Бодягина А.В. не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку данные доводы основаны на неверном толковании норм материального права, применённых судом при разрешении дела.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 24.09.2012 г. N1740-О, административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобождённым из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы" временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных этим ФЗ (п.1 ст.1), относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия (ст.2), а не к мерам ответственности за совершённое правонарушение. При этом применение административного надзора, в отличие от уголовной ответственности, связывается не со временем совершения преступления, а с освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием непогашенной или неснятой судимости, которая влечёт за собой правовые последствия в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами (ст.86 Уголовного кодекса РФ). Установление судом административных ограничений не может рассматриваться как возложение ответственности за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением, или её отягчение. Соответственно, и положениям ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы" при их применении в отношении лиц, имеющих судимость, не придаётся обратная сила.
Установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобождённых из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, при наличии предусмотренных ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы" оснований и в целях защиты государственных и общественных интересов (ст.ст.2 и 3) согласуется с нормой ст.55 (ч.3) Конституции РФ, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится.
При таких обстоятельствах, применение к Бодягину А.В. административного надзора не может свидетельствовать о нарушении его прав и ухудшении положения лица с непогашенной и не снятой судимостью.
В то же время, судебная коллегия полагает необходимым изменить решение суда в части исчисления срока административного надзора, поскольку в силу ч.3 ст.5 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы" в отношении лиц, указанных в ч.1 ст.3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного п.1 ч.3 ст.3 настоящего Федерального закона, и лица, указанного в ч.2 ст.3 настоящего Федерального закона, срок административного надзора исчисляется со дня постановки на учёт в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Кроме того, возложение на лицо, в отношении которого установлен административный надзор обязанностей по уплате государственной пошлины, не основано на законе, в связи с чем судебная коллегия считает необходимым исключить из резолютивной части решения суда указание о взыскании с Бодягина А.В. в доход бюджета МО Алексинский район Тульской области государственной пошлины в размере " ... " рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Алексинского городского суда Тульской области от 4 июня 2013 года изменить в части, исчислять срок административного надзора в отношении Бодягина А.В. со дня постановки на учёт в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Исключить из резолютивной части решения суда указание о взыскании с Бодягина А.В. в доход бюджета муниципального образования Алексинский район Тульской области государственной пошлины в размере " ... " рублей.
В остальной части решение Алексинского городского суда Тульской области от 4 июня 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Бодягина А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.