Судья Тульского областного суда Бугаков О.А.,
при секретаре Дорошкове А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Моисеева А.А. по доверенности Голышева В.Г. на постановление начальника отдела военного комиссариата Тульской области по Ленинскому району N от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Ленинского районного суда Тульской области от 5 августа 2013 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ помощником начальника отделения отдела военного комиссариата Тульской области по Ленинскому району Рыболовой Ю.П. в отношении Моисеева А.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.21.5 КоАП РФ, за неявку по повестке.
ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела военного комиссариата Тульской области по Ленинскому району вынесено постановление о привлечении Моисеева А.А. к административной ответственности по ст.21.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде предупреждения за то, что Моисеев А.А. не явился по повестке отдела военного комиссариата Тульской области по Ленинскому району ДД.ММ.ГГГГ, чем нарушил ст.10 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ.
Не согласившись с указанным постановлением, Моисеев А.А. обратился с жалобой в суд.
Решением судьи Ленинского районного суда Тульской области от 5 августа 2013 года постановление начальника отдела военного комиссариата Тульской области по Ленинскому району от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, а жалоба Моисеева А.А. без удовлетворения.
В жалобе в Тульский областной суд представитель Моисеева А.А. по доверенности Голышев В.Г. просит отменить постановление начальника отдела военного комиссариата Тульской области по Ленинскому району, решение судьи как незаконные и необоснованные.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя Моисеева А.А. по доверенности Голышева В.Г., возражения начальника отдела военного комиссариата Тульской области по Ленинскому району Титенко О.И., судья приходит к следующему.
Ответственность по ст.21.5 КоАП РФ наступает в случае неявки гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины, неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания и влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.
Проверяя законность привлечения Моисеева А.А. к административной ответственности, судья районного суда исходил из соблюдения должностными лицами отдела военного комиссариата Тульской области по Ленинскому району процедуры возбуждения и рассмотрения дела об административном правонарушении.
С данными выводами судьи согласиться нельзя по следующим основаниям.
В силу ст.23.11 КоАП РФ военные комиссариаты рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 19.25, 21.1 - 21.7 настоящего Кодекса.
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени военных комиссариатов вправе:
1) военные комиссары;
2) начальники отделов военных комиссариатов;
3) начальники отделений отделов военных комиссариатов.
В соответствии с ч.1 ст.28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
На основании ч.4 ст.28.3 КоАП РФ перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.
В настоящее время перечень должностных лиц военных комиссариатов, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях по ст.21.5 КоАП РФ, не утвержден.
На основании п.2 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 07.12.2012 года N1609, военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В структуру военных комиссариатов входят командование, основные подразделения, в том числе отделы по муниципальным образованиям (далее - отделы (муниципальные), подразделения обеспечения и центры (отделы) социального обеспечения.
Каждый отдел (муниципальный) имеет печать с указанием номера отдела, которая передается начальнику этого отдела военным комиссаром.
Начальникам отделов (муниципальных) военными комиссарами выдаются доверенности на осуществление служебной деятельности (п.п.9, 10 Положения от 07.12.2012 г. N 1609).
На основании доверенности военного комиссариата Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, начальник отдела военного комиссариата Тульской области по Ленинскому району имеет право рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (лист дела 10).
Согласно п.22 Положения от 07.12.2012 г. N 1609 не допускается возложение на военного комиссара и подчиненных ему должностных лиц обязанностей, не предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.
Из системного анализа указанных правовых норм следует, что полномочиями на составление протокола об административном правонарушении по ст.21.5 КоАП РФ наделены должностные лица, указанные в статье 23.11 КоАП РФ.
Между тем протокол об административном правонарушении в отношении Моисеева А.А. составлен неуполномоченным лицом. Поэтому он является недопустимым доказательством.
Кроме этого судья, пересматривающий дело по жалобе, приходит к выводу о том, что должностным лицом нарушен порядок рассмотрения дела об административном правонарушении.
Из материалов дела следует, что дело об административном правонарушении было рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч.2 ст.25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с ч.1 ст.29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Моисеев А.А. в своих жалобах указывает, что его не извещали о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, он не знал о том, что дело было рассмотрено в тот же день, когда был составлен протокол об административном правонарушении, копия постановления о привлечении его к административной ответственности была получена им по почте.
При этом в материалах дела отсутствуют сведения - когда назначалось рассмотрение дела об административном правонарушении и был ли об этом извещен Моисеев А.А.
При таких обстоятельствах, ссылка должностного лица отдела военного комиссариата Тульской области по Ленинскому району о том, что дело об административном правонарушении было рассмотрено в присутствии Моисеева А.А., не подтверждается доказательствами.
Таким образом, по делу допущены существенные нарушения процессуальных требований, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, что в силу ст.30.7 КоАП РФ влечет отмену постановления должностного лица и решения судьи районного суда.
Учитывая, что срок давности привлечения к административной ответственности Моисеева А.А. истек 27 августа 2013 года, производство по делу подлежит прекращению на основании п.6 ст.24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление начальника отдела военного комиссариата Тульской области по Ленинскому району от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Ленинского районного суда Тульской области от 5 августа 2013 года отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении Моисеева А.А. по ст.21.5 КоАП РФ прекратить на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административном ответственности.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.