Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего
Лаврентьева А.А.,
судей
Жегуновой Е.Е., Пуминовой Т.Н.,
при секретаре
Колчеданцеве В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Акимова А.В. на решение Центрального районного суда города Тюмени от 14 мая 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования Акимова А.В. удовлетворить в части.
Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации ( государственное учреждение) в городе Тюмени Тюменской области от " ... " " ... " в части не включения в специальный трудовой стаж Акимова А.В. периодов работы:
- с " ... " по " ... " в должности спасателя 2 и 1 класса Тюменской областной поисково-спасательной службы МЧС России;
- " ... " по " ... " в должности спасателя 2 и 1 класса Тюменской областной поисково-спасательной службы МСЧ России.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Тюмени Тюменской области включить в специальный трудовой стаж Акимова Александра Владимировича, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости по основаниям пп.16.п.1 ст. 27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периоды работы :
с " ... " по " ... " в должности спасателя 2 и 1 класса Тюменской областной поисково-спасательной службы МЧС России;
- " ... " по " ... " в должности спасателя 2 и 1 класса Тюменской областной поисково-спасательной службы МСЧ России.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Жегуновой Е.Е., объяснения истца Акимова А.В., его представителя адвоката Панина Е.О., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тюмени Тюменской области Маневой А.Н., действующей на основании доверенности, возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Акимов А.В. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тюмени Тюменской области (далее по тексту - УПФР в г. Тюмени), просил признать недействительным решение комиссии УПФР в г. Тюмени по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан об отказе включить в специальный стаж периоды работы, обязать включить периоды в стаж, назначить пенсию со дня подачи заявления о ее назначении.
В обоснование требований указал, что обращался в УПФР в г. Тюмени с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии на основании подп. 16 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от " ... " в удовлетворении заявления ему было отказано. При этом, в стаж на соответствующих видах работ не были зачтены следующие периоды: с " ... " по " ... " в должности спасателя 2 и 1 класса Тюменской областной поисково-спасательной службы МЧС России; с " ... " по " ... " в должности спасателя 2 и 1 класса Тюменской областной спасательной службы МЧС России; с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... " в должности спасателя 1 класса, начальника поисково-спасательной группы, начальника поисково-спасательного подразделения Тюменской областной службы экстренного реагирования (с " ... " ГКУ "Тюменская областная служба экстренного реагирования"); с " ... " по " ... " в должности главного специалиста по технике и технической подготовке Тюменской областной службы экстренного реагирования. Отказ во включении указанных периодов в специальный стаж был мотивирован тем, что работа в государственном казенном учреждении Тюменской области Тюменская областная служба экстренного реагирования (далее по тексту - ГКУ ТО ТОСЭР), которое не входит в организационную структуру поисково-спасательной службы МЧС России, утверждаемую соответствующим приказом МЧС России. Однако, ГКУ ТО ТОСЭР входит в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а выполняемые им трудовые функции аналогичны трудовым функциям спасателей МЧС России.
В судебном заседании истец Акимов А.В. иск поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика УПФР в г. Тюмени Манева А.Н., действовавшая на основании доверенности, в судебном заседании с иском не согласилась. Из ее пояснений и письменных возражений против иска следует, что период работы истца с " ... " по " ... " не был включен в специальный стаж для назначения пенсии в связи с отсутствием доказательств участия истца в спасательных операциях в указанный период и непредставлением книжки спасателя; период работы с " ... " по " ... " - в связи с непредставлением организацией-страхователем сведений о работе; период работы с " ... " по " ... " в должности специалиста по технике и технической подготовке - по причине того, что данная должность не предусмотрена Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 октября 2001 года N 702; иные периоды работы - в связи с тем, что ГКУ ТО "ТОСЭР" не входит в организационную систему МЧС России.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен Акимов А.В., в апелляционной жалобе просит решение суда отменить в части отказа во включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, принять по делу в данной части новое решение об удовлетворении иска. Ссылается на то, что суд при принятии решения не дал оценки имеющейся в деле копии соглашения между МЧС России и Правительством Тюменской области о передаче друг другу части полномочий в разрешении вопросов защиты населения и территорий от различных чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2007 года. Полагает, что данным соглашением подтверждается факт выполнения им работы, аналогичной той, которую он выполнял, работая спасателем до перевода в ГУ ТО "ТОСЭР". Указывает, что с 1995 года он фактически не менял место работы, смена наименования и организационно-правовой формы организации не повлияла на его трудовую функцию. Ссылается на то, что судом были допущены нарушения ст. 19 Конституции Российской Федерации, а также единства применения норм права, поскольку вступившими в законную силу решениями судов города Тюмени по рассмотренным ранее делам при схожих фактических обстоятельствах исковые требования его коллег о включении периодов работы в ГКУ ТО "ТОСЭР" в специальный стаж были удовлетворены.
Относительно апелляционной жалобы УПФР в г. Тюмени принесены возражения, в которых ответчик полагает решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно подпункту 16 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 названного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 того же Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 этой же статьи закона, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (п.1) установлено, что при досрочном назначении указанным ниже лицам трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 16, 17 и 21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяются следующие списки работ, профессий и должностей и перечни должностей и специальностей, утвержденные Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации: а) лицам, проработавшим в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, - перечни должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2001 года N 702.
В Перечне должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации N 702 от 01 октября 2001 года, указаны должности спасателя, в том числе 1, 2 классов, а также отдельных руководителей аварийно-спасательных подразделений, в том числе начальника поисково-спасательной группы, начальника поисково-спасательного подразделения.
Таким образом, указанными нормативными правовыми актами определено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости только для работников, занятых на указанных должностях в спасательных подразделениях, являющихся службами и формированиями Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В данном случае спорными и подлежащими правовой оценке на предмет соответствия вышеуказанным требованиям являлись периоды работы истца с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... " в Тюменской областной поисково-спасательной службе МЧС России в качестве спасателя 2 и 1 класса; с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... " в качестве спасателя 1 класса, начальника поисково-спасательной группы, начальника поисково-спасательного подразделения в Государственном учреждении области "Тюменская областная служба экстренного реагирования" (с " ... " ГКУ "Тюменская областная служба экстренного реагирования"); с " ... " по " ... " в качестве главного специалиста по технике и технической подготовке Тюменской областной службы экстренного реагирования.
Государственное учреждение области "Тюменская областная служба экстренного реагирования" (с 26 октября 2011 года ГКУ "Тюменская областная служба экстренного реагирования") не относится к формированиям Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а является службой, созданной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Это обстоятельство подтверждено представленными в деле документами (л.д. 52) и по существу спорным не является.
В отсутствие требуемой законом ведомственной принадлежности учреждения, где осуществлялась трудовая функция истца, периоды его работы с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... " обоснованно были признаны судом первой инстанции не подлежащими включению в его специальный трудовой стаж для назначения трудовой пенсии по старости досрочно.
Данный вывод не нарушает гарантированного ст. 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации принципа равноправия граждан и закрепленного в статье 39 права на пенсионное обеспечение ввиду следующего.
Как правильно указано судом, досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, указанным в подпункте 16 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ, основано на учете специфики выполняемых ими работ и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста и обусловлено особыми условиями осуществления профессиональной деятельности, сопряженными с более высокой по сравнению с деятельностью спасателей иных профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований суточной загруженностью, повышенной степенью сложности и интенсивности труда в процессе ликвидации или локализации последствий чрезвычайных ситуаций, зона которых может охватывать не только территорию субъекта Российской Федерации, всю территорию Российской Федерации, а также в порядке оказания международной помощи при участии в ликвидации последствий стихийных бедствий на территории зарубежных стран.
Компетенция аварийно-спасательных служб, созданных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ограничена полномочиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий. Так, в силу подпункта "д" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", при недостаточности собственных сил и средств для организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе обращаться к Правительству Российской Федерации за помощью.
Указанное согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 05 февраля 2009 года N 551-О-П "По запросу Октябрьского районного суда города Пензы о проверке конституционности подпункта 7 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и жалобе граждан В.А. Барышева, Ю.И. Брюхова и других на нарушение их конституционных прав указанным законоположением", согласно которой, деятельность спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имеет существенные отличия от деятельности спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях субъектов Российской Федерации.
Соответственно дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации не может расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, замещающих должности спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации, поскольку основана на объективных различиях в характере и содержании профессиональной деятельности, обусловленных закрепленным в законодательстве разграничением функций.
Период работы истца с " ... " по " ... " не мог быть включен в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, также в связи с несоответствием занимаемой истцом должности упомянутому выше Перечню.
Исходя из тех же правовых принципов и оснований период работы истца с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... " в качестве спасателя 2 и 1 класса Тюменской областной поисково-спасательной службы МЧС России был признан судом подлежащим включению в его специальный трудовой стаж. Правильность решения в этой части, не оспариваемая пенсионным органом, законности отказа Акимову А.В. в удовлетворении остальной части исковых требований не опровергает.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы отмену решения суда не влекут, поскольку в целом основаны на неверном понимании норм материального права. Ссылка в апелляционной жалобе на обстоятельства, установленные вступившими в законную силу решениями судов по иным делам, безосновательна, поскольку такие обстоятельства являлись бы обязательными для суда при рассмотрении настоящего дела только при условии участия в ранее рассмотренных делах тех же лиц, что в данном случае не установлено.
В связи с изложенным, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда города Тюмени от 14 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Акимова А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.