Апелляционное определение СК по гражданским делам Тюменского областного суда от 23 сентября 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего
Хамитовой С.В.
судей
при секретаре
Кавка Е.Ю., Косиловой Е.И.,
Попояниной Е.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Администрации города Тобольска
на решение Тобольского городского суда Тюменской области от 28 мая 2013 года, которым постановлено:
"Иск прокурора г.Тобольска Тюменской области удовлетворить.
Возложить на Администрацию города Тобольска обязанность разработать и утвердить соответствующим муниципальным правовым актом Генеральную схему очистки города Тобольска Тюменской области".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Косиловой Е.И., возражения прокурора Кабановой А.А. на доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Тобольска, действуя в интересах неопределенного круга лиц - жителей г. Тобольска, обратился в суд с требованиями к Администрации г. Тобольска о возложении обязанности разработать и утвердить Генеральную схему очистки города Тобольска, оборудовать контейнерную площадку в микрорайоне Защитино г.Тобольска, находящуюся " ... ", металлическими контейнерами в соответствии с санитарными правилами.
Требования мотивированы тем, что при проведении проверки по обращению по факту ненадлежащего осуществления ответчиком обязанности по сбору и вывозу отходов производства и потребления на территории округа города Тобольска установлено, что органами местного самоуправления не разработана и не утверждена Генеральная схема очистки города Тобольска, а также на площадке для сбора твердых бытовых отходов в " ... " отсутствуют металлические контейнера для сбора мусора, что свидетельствует о бездействии администрации г.Тобольска, и приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Определением Тобольского городского суда Тюменской области от " ... " производство по делу в части требования о возложении на ответчика обязанности по оборудованию контейнерной площадки " ... ", находящейся " ... ", металлическими контейнерами в соответствии с санитарными правилами, прекращено, в связи с отказом прокурора от данного требования (л.д. 40).
В судебном заседании помощник прокурора г. Тобольска Пачева Е.М. требования о разработке и утверждении Генеральной схемы очистки г.Тобольска, поддержала по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель ответчика - Администрации г. Тобольска в судебное заседание не явился, о дне времени и месте судебного заседания ответчик извещен.
Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласился ответчик - Администрация города Тобольска в лице представителя Полякова А.Ф.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит об отмене решения суда, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска.
По утверждению заявителя жалобы, указанные судом первой инстанции Санитарные нормы и правила 42-128-4690-88, а также Постановление Госстроя РФ от 21.08.2003 N 152, в обоснование удовлетворения заявленных требований, являются подзаконными актами, изданными исполнительными органами власти. Какого-либо закона, прямо обязывающие органы местного самоуправления принять акт - Генеральную схему очистки города, судом не указано. Ссылаясь на то, что согласно ст. 20 Устава г. Тобольска структуру органов местного самоуправления составляют кроме Администрации г. Тобольска также: Тобольская городская Дума, Глава Администрации г. Тобольска, Контрольно-Счетная палата г. Тобольска, заявитель жалобы выражает несогласие с выводом суда о том, что исполнителем по данному решению определена именно Администрация г. Тобольска.
Обсудив доводы жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с положениями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Как установлено в судебном заседании, подтверждается материалами дела и не оспаривалось стороной ответчика, на территории г.Тобольска Тюменской области выявлены нарушения требований санитарного законодательства Российской Федерации в части организации сбора и вывоза бытовых отходов.
Согласно сообщению Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Тобольска от " ... " " ... ", Генеральная схема санитарной очистки города Тобольска не разработана, для ее разработки необходимо привлечение услуг научно-исследовательских учреждений, расходы на что, бюджетом на " ... " и последующие периоды не предусмотрены.
Система мероприятий по содержанию территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов в соответствии с генеральной схемой очистки населенного пункта (Методические рекомендации МДК 7-01.2003 "О порядке разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации", утв. Постановлением Госстроя РФ от 21 августа 2003 г. N 152).
Генеральная схема очистки территорий населенных пунктов разрабатывается в составе градостроительной документации и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами жилищно-коммунального хозяйства и санитарно-эпидемиологической службы.
Генеральная схема определяет объемы работ, методы сбора, удаления, обезвреживания и переработки бытовых отходов и приравненных к ним отходов, необходимое количество спецмашин, механизмов, оборудования и инвентаря для системы очистки и уборки городских территорий, целесообразность строительства, реконструкции или расширения объектов, очередность выполняемых мероприятий.
Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в населенных пунктах возложена на муниципальные образования (подп. 18 п. 1 ст. 14), а утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов - на муниципальный район (подп. 14 п. 1 ст. 15).
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическое благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 11, 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относятся к вопросам местного значения городского округа.
В п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.
Согласно п. 3 ст. 8 данного закона к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 13 вышеуказанного закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, независимо от формы собственности на землю, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов является исключительной компетенцией муниципальных образований.
В соответствии с п. 1.2. Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 года N 4690-88, действующими в настоящее время, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.
В соответствии со ст. ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.
На основании изложенного, возложение обязанности на администрацию города Тобольска исполнить в интересах неопределенного круга лиц - жителей г. Тобольска нормы федерального законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, может быть обеспечено судебным решением.
Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить возложенные на них законом, обязанности.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает правильным вывод суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы сводятся, по сути, к несогласию с выводами суда первой инстанции, не могут быть признаны состоятельными. Выводы суда основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, оснований для признания их неправильной судебная коллегия не находит.
Доводы жалобы о том, что в структуру органов местного самоуправления г. Тобольска входят и другие органы, в связи с чем, судом необоснованно в решении указана исполнителем Администрация г. Тобольска, судебная коллегия считает необоснованными и не заслуживающим внимания, поскольку согласно п.п. 17 п. 6 ст. 40 Устава города Тобольска, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям Администрации города Тобольска.
Нарушений норм материального или процессуального права, которые в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ могли послужить основанием для отмены или изменения решения, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тобольского городского суда Тюменской области от 28 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Администрации города Тобольска - без удовлетворения.
Председательствующий (подпись)
Судьи коллегии (подписи)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.