Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего
Колосковой С.Е.
судей
Глушко А.Р., Ревякина А.В.
при секретаре
Лешковой С.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Бурундукова А.Ф. и Ахметшиной Р.А. на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 14 февраля 2013 года, которым постановлено:
"В иске Бурундукову А.Ф., Ахметшиной Р.А. к Администрации г. Тюмени о признании незаконным распоряжения от 14.05.2012 г. N 215-рк об исключении семьи из сводного списка участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, обязании восстановить в списке молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы отказать.".
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены, представители ответчика - Администрации г. Тюмени, третьего лица Министерства регионального развития Российской Федерации в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили.
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Глушко А.Р., пояснения Бурундукова А.Ф., Ахметшиной Р.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя третьего лица Главного управления строительства Тюменской области Сергеенковой Л.Ю., полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу удовлетворению не подлежащей, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бурундуков А.Ф. и Ахметшина Р.А., действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей a6, a7, a8, обратились в суд с требованиями к Администрации города Тюмени о признании незаконным распоряжения от 14.05.2012 г. N 215-рк об исключении их семьи из сводного списка участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, обязании восстановить их семью в списке молодых семей, указывая, что 02 июня 2011 года ими было подано заявление в Администрацию города Тюмени о включении в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015годы. Их семья 25 июля 2011 года была признана участницей указанной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г. Распоряжением Администрации г.Тюмени N215-рк от 14.05.2012 г. их семья была исключена из списка участников подпрограммы в связи с достижением Бурундуковым А.Ф. 36 лет. Заявители полагали исключение их семьи из списка претендентов незаконным и необоснованным, нарушающим их конституционные права, поскольку Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья и их использования, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года N 1050, не предусмотрено исключение семей-участниц из сводного списка. Следовательно, как полагали заявители, у Администрации Тюменской области отсутствовали основания для внесения в Положение о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома, утвержденное постановлением Правительства Тюменской области от 23.03.2011 года N78-п, такой нормы, ухудшающей положение, в частности, их семьи. Заявители просили признать незаконным Распоряжение Администрации города Тюмени от 14.05.2012 года N 215-рк об исключении их семьи из сводного списка молодых семей-участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г., а также просили обязать Администрацию города Тюмени восстановить их семью в списке молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г.
Ахметшина Р.А. в судебное заседание не явилась.
Бурундуков А.Ф. в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представитель Бурундукова А.Ф. - Галеева Э.Г. в судебном заседании заявленные требования поддержала.
Представители Администрации г.Тюмени, Главного управления строительства Тюменской области, Министерства регионального развития Российской Федерации в судебное заседание не явились.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласны заявители Бурундуков А.Ф. и Ахметшина Р.А., которые в апелляционной жалобе просят решение суда отменить и удовлетворить заявленные ими требования. Указывают, что на момент подачи заявления и всех необходимых документов они соответствовали всем предъявляемым требованиям, в том числе, и по возрасту супругов. Полагают, что достижение 36-летнего возраста одним из супругов не исключает участие семьи Бурундуковых в указанной программе и не может влиять на права заявителей, включенных в программу в июле 2011 года, когда семья отвечала всем требованиям для включения их в список участников и служить основанием для исключения их из списка, так как в противном случае нарушается основные принципы гражданских правоотношений. Указывают, что Постановление Правительства от 17.12.2010 года N1050 предусматривает, что жилищная проблема не может быть решена в пределах одного финансового года и требует бюджетных расходов в течение нескольких лет. Кроме того, указанным постановлением Правительства РФ возможность исключения граждан из числа участников подпрограммы не предусмотрена, в связи с чем, нормативный акт, предусматривающий исключение из участников программы в связи с достижением возраста 36 лет не может быть применен в отношении семьи Бурундуковых, как ухудшающий положение, поскольку принят после признания семьи заявителей участником, а ранее действовавшее законодательство не предусматривало возможности исключения из списка участников.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, 02 июня 2011 года Бурундуков А.Ф., Ахметшина Р.А. обратились в Администрацию г. Тюмени с заявлением о включении их молодой семьи в составе пяти человек в список участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г.
Распоряжением Администрации г. Тюмени N 395-рк от 29 августа 2011 г. семья Бурундукова А.Ф., в составе пяти человек, была включена в сводный список молодых семей -участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году, по муниципальному образованию городской округ город Тюмень под номером 93.
Из сообщения Департамента имущественных отношений администрации города Тюмени от 06 августа 2012 г. N44-08-6608/2 (л.д.17) следует, что семья Бурундукова А.Ф. была исключена из сводного списка молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году, по муниципальному образованию городской округ город Тюмень (распоряжение Администрации города Тюмени от 14.05.2012г. N 215-рк (с изменениями, внесенными в соответствии с распоряжением Администрации города Тюмени от 23.07.2012г. N 362-рк). Основанием для исключения послужило то обстоятельство, что возраст Бурундукова А.Ф. на день принятия уполномоченным органом исполнительной власти решения о включении молодой семьи-участника подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году превысил 35 лет.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований и признавая исключение молодой семьи Бурундукова А.Ф. из вышеуказанного списка законным, суд первой инстанции исходил из того, что при решении вопроса о предоставлении социальной выплаты органом местного самоуправления было установлено, что на дату принятия решения о включении молодой семьи-участника подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в 2012 году возраст Бурундукова А.Ф., родившегося 24.11.1975 года, превысил 35 лет.
Судебная коллегия полагает указанный вывод суда первой инстанции правильным по следующим основаниям.
Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями и в развитие положений подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы изданы Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года N 1050 (далее также - Правила), в которых законодатель установил условия, при которых молодая семья может быть участником программы.
В соответствии с названными Правилами, участницей подпрограммы может быть молодая семья, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (пункт 6).
Основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы является, в том числе, несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 Правил (пункт 18).
Таким образом, участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы может быть молодая семья, если возраст каждого из супругов или одного из родителей в неполной семье не превышает 35 лет. Несоблюдение этого условия, то есть достижение одним из супругов или родителем в неполной семье возраста 36 лет исключает возможность участия семьи в подпрограмме и в соответствии с п. 18 Правил является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы.
Пункт 21 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года N 1050, предусматривает, что порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Положением о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, утвержденным Постановлением Правительства Тюменской области от 23 марта 2011 года N 78-П (далее также - Положение), установлен порядок формирования органами местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, в том числе порядок включения в список (пункты 4.1, 4.5, 4.6) и исключения из списка (пункт 6.4.1).
Пунктом 6.4.1 Положения предусмотрено, что в случае если до дня предоставления социальной выплаты органом местного самоуправления будет установлено, что у молодой семьи отсутствуют основания для участия в подпрограмме, а также в случае несоответствия жилого помещения, приобретенного (построенного) с помощью заемных средств, требованиям пункта 1.6 указанного Положения, орган местного самоуправления принимает решение об исключении молодой семьи из списка участников подпрограммы и направляет указанное решение в течение 10 дней со дня принятия в уполномоченный орган исполнительной власти области для внесения изменений в сводный список и (или) список претендентов, резервный список (если свидетельство не выдано) либо принимает решение об отказе молодой семье в перечислении социальной выплаты (если свидетельство выдано).
Вышеприведенный пункт Положения о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, утвержденного Постановлением Правительства Тюменской области от 23 марта 2011 года N 78-П, признан не противоречащим федеральному законодательству. Учитывая, что бюджетные средства имеют адресный и целевой характер, данная норма, предусматривающая исключение молодой семьи из списка участников подпрограммы в случае выявления отсутствия у нее оснований для участия в подпрограмме, в том числе в связи с достижением одним из супругов или одним родителем в неполной семье возраста, превышающего 35 лет, принята в целях недопущения нецелевого использования бюджетных средств (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2012 года N 89-АПГ12-4).
Поскольку возраст Бурундукова А.Ф. превысил 35 лет, то семья Бурундукова А.Ф. и Ахметшиной Р.А., перестала соответствовать критериям (условиям), предъявляемым к участникам вышеуказанной подпрограммы, а именно подпункту "а" пункта 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года N 1050.
При таких обстоятельствах исключение распоряжением Администрации города Тюмени от 14.05.2012г. N 215-рк (с изменениями, внесенными в соответствии с распоряжением Администрации города Тюмени от 23.07.2012г. N 362-рк, семьи Бурундукова А.Ф. из сводного списка молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году, по муниципальному образованию городской округ город Тюмень соответствует закону и является обоснованным.
Как правильно указал суд первой инстанции, правоотношения между истцами и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, связанные с предоставлением социальной выплаты, носят длящийся характер, включают в себя несколько этапов, начиная с подачи заявления о включении молодой семьи в состав участников подпрограммы и заканчивая перечислением социальной выплаты, предоставленной на приобретение жилья. Следовательно, на каждом этапе реализации подпрограммы следует руководствоваться нормами законодательства в той редакции, которая действовала в период возникновения (существования) правоотношений на соответствующем этапе реализации подпрограммы.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд придал обратную силу закону, ухудшающему положение граждан, не может быть принят во внимание, поскольку основан на неправильном толковании норм права.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что нормы материального права, подлежащие применению при разрешении возникшего спора, истолкованы и применены судом первой инстанции правильно. В этой связи обжалуемое решение соответствует закону и оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда города Тюмени от 14 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бурундукова А.Ф., Ахметшиной Р.А. оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи коллегии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.