Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего:
Лаврентьева А.А.
судей:
Михеенко К.М. и Пуминовой Т.Н.
с участием прокурора:
Спириной О.В.
при секретаре:
Колчеданцеве В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Администрации города Тюмени в лице представителя Уляшевой Е.Т., действующей на основании письменной доверенности N " ... " от " ... " года, на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 3 июня 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования Прокурора Ленинского АО г. Тюмени в интересах Умаровой Т.А. удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Тюмени предоставить вне очереди Умаровой Т.А. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение на территории г. Тюмени общей площадью не менее 14 кв.м. соответствующее требованиям жилищного законодательства".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Лаврентьева А.А., Умарову Т.А., просившую жалобу оставить без удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Тюмени обратился в суд в интересах Умаровой Т.А. с иском к Администрации г. Тюмени о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, обязании предоставить вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте данного населённого пункта.
Требования мотивированы тем, что Умарова Т.А. проживает в квартире " ... " на основании ордера. Заключением межведомственной комиссии от 13 ноября 2010 года N " ... " многоквартирный жилой дом " ... " признан аварийным и подлежащим сносу в связи со значительной степенью повреждения несущих и ограждающих конструкций жилого дома. Проживать в доме невозможно, так как в гнилом состоянии находятся крыша, стены, пол, канализационные трубы и трубы холодного водоснабжения. Пол проваливается, потолки отходят, в доме нет общей кухни, прачечной, дешевой. Пожарные выходы заколочены, так как дверные коробки сгнили. Электропроводка старая, в электрощитах периодически возникают возгорания. Поскольку Умарова Т.А. проживает в жилом помещении, признанном непригодным для проживания, она должна быть обеспечена жилым помещением, отвечающим установленным законодательством требованиям, вне очереди за счёт средств местного бюджета.
Помощник прокурора Ленинского АО г. Тюмени Доденкова Е.О., истица Умарова Т.А. в судебном заседании поддержали исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации города Тюмени Егорова И.Е., действовавшая на основании письменной доверенности N " ... " от " ... " года, в суде возражала против удовлетворения исковых требований, поскольку распоряжение о сносе дома не вынесено.
Третьи лица Умаров А.М., Козлов А.Г., Козлов А.А., представитель третьего лица Правительства Тюменской области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д.43-45,48-52).
Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласен ответчик Администрация города Тюмени в лице представителя Уляшевой Е.Т., действующей на основании письменной доверенности N " ... " от " ... " года.
В апелляционной жалобе просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Считает неверным вывод суда о наличии у Умаровой Т.А., не состоящей на учёте нуждающихся в жилых помещениях, права на предоставление жилых помещений по договору социального найма во внеочередном порядке, поскольку предпосылкой предоставления жилых помещений по договорам социального найма, в том числе и во внеочередном порядке, по общему правилу является нахождение малоимущего лица на учёте нуждающихся в жилых помещениях. Данных о том, что семья Умаровой Т.А. в установленном законом порядке обращалась в Администрацию г. Тюмени по вопросу постановки на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении, не имеется. Кроме того, обязанность у органа местного самоуправления предоставить другое жилое помещение возникает с момента принятия решения о сносе, а такого решения Администрацией г. Тюмени не принято.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора, полагавшего жалобу оставить без удовлетворения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 20 декабря 2004 года Умаровой Т.В. на основании распоряжения Администрации г. Тюмени от 16 декабря 2004 года N " ... " выдан ордер N " ... " на жилую площадь в общежитии по адресу: " ... " размером 14 кв.м. (л.д.12).
Заключением межведомственной комиссии N " ... " от 13 ноября 2010 года многоквартирный жилой дом по адресу: " ... " признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.24-26).
Согласно адресному перечню жилых домов Администрации города Тюмени в ВАО и ЛАО, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции за период с 2006 года по 15 октября 2012 года, жилой дом по ул. " ... " числится под N " ... " (л.д.17-18).
Разрешая возникший спор, суд 1 инстанции установил, что жилой дом по ул. " ... " признан аварийным и подлежащим сносу, поэтому истица в соответствии с требованиями ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации имеет право на получение вне очереди по договору социального найма другого жилого помещения. Действия по отселению истицы из аварийного жилья, проживание в котором создаёт угрозу для здоровья граждан, произведены Администрацией г. Тюмени не были.
Судебная коллегия указанные выводы суда 1 инстанции находит правильными, поскольку они соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Согласно ч.3 ст.40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2009 года N376-О-П, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации). Такое законодательное регулирование согласуется со статьёй 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путём предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Умарова Т.А. относится к категории малоимущих граждан и имеет право на получение государственной социальной помощи, что подтверждается справкой Автономного учреждения социального обслуживания населения Тюменской области "Центр по предоставлению мер социальной поддержки населению" Департамента социального развития Тюменской области от 1 августа 2013 года N " ... " (л.д.73).
Как пояснила в судебном заседании Умарова Т.А., с 2004 года она состояла на учёте нуждающихся в жилом помещении по месту своей работы в Доме культуры " " ... "", в конце 2012 года была снята с учёта в связи с увольнением.
Таким образом, на момент возникновения у Умаровой Т.А. права на получение жилого помещения вне очереди (признания дома аварийным и подлежащим сносу) она находилась на учёте граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Умарова Т.А., являясь малоимущей, в данный момент имеет право состоять на учёте нуждающихся в жилых помещениях в Администрации г. Тюмени.
Согласно ст.87 Жилищного кодекса Российской Федерации если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Поскольку жилой дом " ... ", в котором проживает истица, признан аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу, у наймодателя - Администрации г. Тюмени в силу п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ возникла обязанность предоставить ей жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке.
Кроме того, следует учитывать, что ст.57 Жилищного кодекса РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильём других очередников, от времени постановки на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более, от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очерёдности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жильё указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Отсутствие у органа местного самоуправления по тем или иным причинам жилых помещений, необходимых для предоставления малоимущим гражданам, состоящим на учёте нуждающихся в предоставлении жилых помещений, не может служить основанием для отказа указанным гражданам в реализации их прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.
В п.49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Судебная коллегия считает, что жилой дом " ... " представляет опасность для жизни и здоровья истицы по причине его аварийного состояния, поэтому предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от издания распоряжения Администрацией г. Тюмени о сносе дома. Дом, в котором проживает истица, признан аварийным ещё в 2010 году, однако решения о сносе дома органом местного самоуправления до настоящего времени не принято. Кроме того, ст.87 Жилищного Кодекса РФ не связывает предоставление наймодателем другого жилого помещения взамен непригодному для проживания с принятием решения о сносе дома.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда.
С учётом изложенного судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены судом верно, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Тюмени от 3 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Администрации города Тюмени - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.