Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего
Григорьевой Ф.М.,
судей
Жегуновой Е.Е., Пуминовой Т.Н.,
при секретаре
Колчеданцеве В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам главного управления строительства Тюменской области, Администрации города Тюмени на решение Центрального районного суда города Тюмени от 21 мая 2013 года, которым постановлено:
"Заявление Николаенко В.О. удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации г. Тюмени в признании молодой семьи Николаенко В.О. и Николаенко Е.В. участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015г.г.
Обязать Администрацию г. Тюмени включить молодую семью Николаенко В.О. и Николаенко Е.В. в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 г.г.".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Жегуновой Е.Е., объяснения Николаенко В.О., Николаенко Е.В., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Николаенко В.О. обратился в суд с иском к Администрации города Тюмени об отмене приказа департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени в части признания его семьи участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, обязательстве включить семью в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
В обоснование требований указал, что приказом департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени от " ... " его семье отказано в признании участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011-2015 годы по причине его регистрации по месту жительства в Ямало-Ненецком автономном округе. Вместе с тем, фактически на протяжении длительного времени он проживает в городе Тюмени. Регистрация одного из членов молодой семьи по месту жительства в другом регионе основанием для отказа в признании молодой семьи участником подпрограммы не является.
В судебном заседании Николаенко В.О., третье лицо Николаенко Е.В. заявленные требования поддержали.
Представитель Администрации города Тюмени в судебное заседание не явился, о его времени и месте был извещен надлежащим образом.
Представитель привлеченного судом к участию в деле главного управления строительства " ... " Сергеенкова Л.Ю., действовавшая на основании доверенности, в судебном заседании возражала относительно удовлетворения требований.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласны главное управление строительства " ... ", администрация города Тюмени.
Главное управление строительства Тюменской области в лице представителя Сергеенковой Л.Ю., действующей на основании доверенности, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований. Ссылается на то, что действующий на территории юга Тюменской области порядок предоставления социальных выплат, утвержденный Постановлением Правительства Тюменской области от 23 марта 2011 года N 78-п, не распространяется на граждан, зарегистрированных по месту жительства на территории другого самостоятельного субъекта Российской Федерации. Факт постоянного проживания Николаенко В.О. в городе Тюмени был установлен решением Калининского районного суда города Тюмени после подачи семьей Николаенко заявления о включении в состав участников программы, в связи с чем, отказ семье во включении в число участников подпрограммы являлся правомерным. Указывает также, что к участию в деле не были привлечены Министерство регионального развития Российской Федерации (заказчик программы) и Правительство Тюменской области, несмотря на то, что решением суда на данных лиц возложены дополнительные обязательства.
Администрация города Тюмени в лице представителя Уляшевой Е.Т., действующей на основании доверенности, в апелляционной жалобе также просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований. Ссылается на то, что предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение жилья не является предметом совместного ведения органов государственной власти Тюменской области и Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов. Полагает, что молодые семьи, в которых один из супругов зарегистрирован в городе Тюмени, а другой - в населенном пункте автономного округа, не могут быть признаны участниками программы. Указывает, что в силу статьи 3 Закона Тюменской области от 03 августа 1999 года N 128 "О предоставлении субсидий и займов гражданам на строительство или приобретение жилья в Тюменской области за счет средств областного бюджета", постановления Правительства Тюменской области от 23 марта 2011 года N 78-П "Об утверждении Положения о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома" право на получение субсидии на строительство, приобретение жилья имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие с соблюдением правил регистрации на территории Тюменской области.
Николаенко В.О. представлены возражения относительно апелляционных жалоб, в которых он считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений относительно них, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что Николаенко В.О. состоит в браке с Николаенко Е.В., что подтверждено копий свидетельства о регистрации брака (л.д. 45).
" ... " супруги Николаенко обратились в департамент имущественных отношений Администрации города Тюмени с заявлением о включении их семьи в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы. Данное заявление и прилагаемые к нему документы были приняты органом местного самоуправления (л.д. 19, 45).
Согласно сообщению департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени от " ... " приказом департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени от " ... " молодой семье Николаенко с составом 2 человека отказано в признании участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы по причине регистрации Николаенко В.О. на момент подачи заявления на участие в данной подпрограмме по месту жительства на территории Ямало-Ненецкого автономного округа и со ссылкой на то, что участником подпрограммы может являться молодая семья, постоянно проживающая на территории Тюменской области (л.д. 5).
Согласно п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Частью 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" предусмотрено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. В силу части 2 указанной статьи граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может сам по себе служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации; регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом конкретное место жительства лица может быть установлено и судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами (постановления от 24 ноября 1995 года N 14-П, от 4 апреля 1996 года N 9-П, от 2 февраля 1998 года N 4-П, от 2 июня 2011 года N 11-П; определения от 13 июля 2000 года N 185-О, от 5 октября 2000 года N 199-О, от 6 октября 2008 года N 619-О-П, от 13 октября 2009 года N 1309-О-О, от 17 ноября 2011 года N 1597-О-О и др.).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 в развитие положений подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее также - Правила), определяющие условия, при которых молодая семья может быть участником подпрограммы.
В соответствии с названными Правилами, участницей подпрограммы может быть молодая семья, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (пункт 6).
В соответствии в подпунктом "в" пункта 1.4 Положения о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, утвержденного Постановлением Правительства Тюменской области от 23 марта 2011 года N 78-П, (в редакции от 16 апреля 2012 года, действовавшей в период обращения Николаенко В.О. с заявлением о включении их семьи в состав участников подпрограммы) участником подпрограммы является молодая семья, постоянно проживающая на территории Тюменской области.
Как следует из материалов гражданского дела, Николаенко В.О. зарегистрирован по месту жительства по адресу: " ... ", что он не отрицал при рассмотрении дела судом. Его супруга Николаенко Е.В. с 2000 года зарегистрирована по адресу: " ... " (л.д. 15). Брак между супругами был зарегистрирован комитетом записи актов гражданского состояния административного департамента Администрации города Тюмени (л.д. 45).
При отказе в признании молодой семьи Николаенко участницей подпрограммы, департаментом имущественных отношений Администрации города Тюмени был принят во внимание лишь факт регистрации Николаенко В.О. в " ... " без выяснения, соответствует ли регистрация фактическому месту жительства члена молодой семьи.
Вместе с тем, решением Калининского районного суда города Тюмени от 13 марта 2013 года, вступившим в законную силу, установлен факт постоянного проживания Николаенко В.О. в период с сентября 2010 года по март 2013 года в городе Тюмени (л.д. 46 - 48).
Таким образом, поскольку молодая семья Николаенко на момент обращения с заявлением о включении в число участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы постоянно проживала в Тюменской области, что в соответствии с вышеприведенными нормами давало этой семье право на участие в указанной подпрограмме, и на наличие иных оснований для отказа семье во включении в число участников подпрограммы представители Администрации города Тюмени, главного управлением строительства Тюменской области при рассмотрении дела судом не ссылались, требования Николаенко В.О., заявленные в рамках настоящего дела, судом первой инстанции были удовлетворены правомерно.
Доводы апелляционных жалоб правильность постановленного судом решения под сомнение не ставят, поскольку не опровергают выводов суда, сводятся к переоценке представленных в деле доказательств, оснований для которой судебная коллегия не находит, и неправильному толкованию правовых норм. Обстоятельств, которые не были бы исследованы судом первой инстанции, но влияли на правильность принятого судом решения либо опровергали выводы суда, в апелляционных жалобах не приведено.
Так, установление Калининским районным судом города Тюмени факта постоянного проживания Николаенко В.О. в городе Тюмени с сентября 2010 года по март 2013 года после принятия департаментом имущественных отношений Администрации города Тюмени решения об отказе молодой семье во включении в состав участников подпрограммы отмену решения суда не влечет, поскольку это обстоятельство не свидетельствует об отсутствии у молодой семьи Николаенко на момент ее обращения с заявлением о включении в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы права на участие в этой подпрограмме.
Учитывая, что решением суда по настоящему делу вопросы прав и обязанностей Министерства регионального развития Российской Федерации, Правительства Тюменской области не разрешены, рассмотрение дела судом первой инстанции в отсутствие представителей Министерства регионального развития Российской Федерации, Правительства Тюменской области основанием для отмены решения суда не является.
Ссылка в апелляционной жалобе Администрации города Тюмени на статью 3 Закона Тюменской области от 03 августа 1999 N 128 "О предоставлении субсидий и займов гражданам на строительство или приобретение жилья в Тюменской области за счет средств областного бюджета", предусматривающей, что право на получение безвозмездной субсидии на строительство (приобретение) жилья имеют постоянно проживающие (с соблюдением правил регистрации) в Тюменской области граждане Российской Федерации, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления и в организациях, безосновательна, поскольку действие приведенной нормы не распространяется на отношения, регулируемые статьей 4.1 названного закона (часть 8 статьи 4.1 Закона Тюменской области от 03 августа 1999 N 128 "О предоставлении субсидий и займов гражданам на строительство или приобретение жилья в Тюменской области за счет средств областного бюджета"), устанавливающей дополнительные меры поддержки молодых семей при строительстве (приобретении) жилья, в силу которой, социальные выплаты на приобретение (строительство) жилья предоставляются молодым семьям, проживающим в Тюменской области.
В связи с изложенным судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены судом верно.
Решение суда является законным и обоснованным. Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда города Тюмени от 21 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы главного управления строительства Тюменской области, Администрации города Тюмени - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.